Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ детский сад №142

Учреждение Образования: 664043, г. Иркутск, б. Рябикова, д. № 14

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Учимся говорить красиво

Произношение различных звуков зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. 
С первых дней жизни ребенок выполняет огромное количество движений языком, губами, челюстью во время кормления и эмоционального контакта с близкими (гуление, лепет). Эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики артикуляционного аппарата в естественных условиях жизни.
Координация, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). 
Таким образом, говоря о логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения направленные на работу многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Благодаря выполнению артикуляционной гимнастики, мы обретаем целенаправленность движений языка, выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, что способствует закреплению вырабатываемых у детей навыков. 
Рекомендуется выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При выполнении артикуляционных упражнений соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Работа организуется следующим образом:

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Взрослый контролирует качество выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). 
У большинства дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, которые носят временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо развиты слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими. 
Следует помнить, что некоторые упражнения могут не получаться с первого раза. Только ежедневные тренировки приведут к положительным результатам. 
Представляю вам основные артикуляционные упражнения, которые можно выполнять дома самостоятельно. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. 
Комплекс общей артикуляционной гимнастики:
zaborchik 1. «Заборчик» — улыбнуться, обнажая оба ряда зубов, челюсти сжаты. Подержать губы в улыбке несколько секунд, затем спокойно сомкнуть их. Повторить несколько раз.
trubochka 2.   «Трубочка» — вытянуть губы вперед, как для поцелуя, подержать в таком положении 3-5 секунд. Возвратить губы в спокойное положение, отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.
xomyachok 3. «Сытый хомячок» — надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
blinchik 4. «Блинчик» -рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
igolochka 5. «Иголочка» — рот открыт, вытянуть вперед тонкий язычок, зафиксировать положение языка на 3-5 секунд, затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза.
chasiki 6. «Часики» — рот приоткрыт, губы растянуть в улыбку, вытянуть и напрячь язык. Касаться острым кончиком языка то правого, то левого уголков губ. Следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не скользил по нижней губе. Выполнить 6-8 движений языком, затем закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза.
vorota 7. «Загони мяч в ворота» — рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Выполнить 6-8 движений языком, затем отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.
varene 8. «Вкусное варенье» — рот открыт.

а) Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
б) Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

mostik 9. «Мостик» -открыть рот. Выгнуть спинку языка упереть его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Медленно сблизить и сжать зубы, закрыть рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем расслабить язык. повторить упражнение 3-4 раза


На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

С уважением учитель-логопед Данилова И.Н.