Поздравляем победителей. Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки»



Интегрированное занятие
по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР

группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет

Авторы: Учитель-логопед Образцова Г.Е.

Воспитатель Милостивая Г.Н.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10


Тема: Гласные звуки

Задачи:

  • Создать условия для развития фонематических представлений через выделение гласных звуков, соотнесения их с символами, установления порядка гласных при  делении слов на слоги, продуктивной деятельности.
  • Создать условия для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок через дидактические игры и упражнения.
  • Создать условия для развития дружеских взаимоотношений, взаимопомощи, умения договариваться. 

Оборудование

  • Дидактические игры: «Электронная муха», «Звуку место», «Сигнальщики», «Цветные кнопочки», «Третий лишний», «Морская дорожка».
  • Индивидуальные наборы звуковых символов.
  • Звуковая полянка, лев Бонифаций с друзьями, елка, новогодние украшения для елки.
  • Картинки-подарки, карточки для изготовления звуков, пластилин.

Содержание

1.Оргмомент. Упражнения для глаз.

2.Кто хочет попасть на звуковую полянку, возьмите «Электронную муху».

   У детей индивидуальные карточки с квадратом, разделенным на  девять квадратиков и фишка. Фишка устанавливается в центральном квадрате и двигается по команде педагога: вверх, вниз, влево, вправо (ход делается только в соседнюю клеточку).

3.Сегодня мы пригласим на звуковую полянку гостей с далекого жаркого острова. Кто к нам может приехать?  (Дети перечисляют животных жарких стран.)

   К нам хочет приехать лев Бонифаций со своими друзьями, чтобы познакомиться с русской зимой и увидеть новогоднюю елочку.

   Кто готов помочь нашим гостям добраться до звуковой полянки, украсить для них елочку и приготовить подарки?

4.Чтобы появилась елочка, вспомните, какие звуки живут на звуковой полянке (гласные), как мы их узнаем (воздушная струя проходит свободно, не встречая преграды).

Проводится д/и «Звуку место». На доске квадрат из девяти квадратиков, в которые дети размещают выбранные звуки.

-Я возьму звук «А» и положу его в правый верхний квадрат, и т. д.

После размещения звуков детям предлагается «пройти по дорожке» правой, верхней или другой получившейся, называя слова, начинающиеся с данного звука.

После игры выставляется елочка.

5.Д/и «Сигнальщики». Индивидуально.

Услышать звук на «хвостике» слова, просигналить соответствующим звуковым символом.

Зима, морозы, окно, коньки, узоры, праздники.

После игры подбираются для украшения елочки фигурки игрушек.

6.Д/и «Третий лишний». Выделение гласных в середине слов.

Предъявляется по 3 картинки.

Дом, дым, клык. Жук, рак, руль.

После игры подбираются для украшения елочки шары.

7.Физминутка. В какие игры научим играть наших гостей.

Имитация зимних  забав: игра в снежки, катание на лыжах, коньках, санках.

8.Д/и «Цветные кнопочки».

На доске 5 звуковых рядов из трех гласных (обозначение символами). Каждый ряд имеет свой цветовой сигнал. У детей индивидуальные дорожки с цветными кружочками-кнопочками.

Логопед называет звуковой ряд, например: ЭОУ, дети повторяют,  находят этот ряд по звуковым символам и нажимают у себя на дорожке соответствующую кнопочку.

После игры на елочке появляется украшение звезда.

9.Пока мы с вами играли, в море разыгрался шторм, корабль с нашими гостями сбился с пути. Кто хочет успокоить бурю, проложить кораблю верный курс?

Д/и «Морской путь»

Дети берут картинки, делят слова на части (слоги), четко проговаривают гласные, устанавливают их последовательность, подбирают схему, составленную из символов (расшифровывают, прокладывают дорогу).

Слова для слогового анализа: лодка, ласты, акула, киты, парусник, пальмы.

После игры появляются лев Бонифаций и его друзья.

Воспитатель.

10.Что мы можем подарить нашим гостям? 

Дети подбирают слова и предлагают подарить гостям улыбки, эскимо, шары, праздник (картинки).

Дети делят слова на части, разбиваются на команды по количеству слогов в выбранном слове, изготавливают символы гласных звуков из пластилина и составляют из них схемы к словам.

Бонифаций с друзьями благодарят ребят.

11.Итог занятия.

Какие звуки помогли нам встретить гостей?

Благодарность.

12.Рефлексия. Какие игры вам понравились?

 

 

 

Д/И:  «ЭЛЕКТРОННАЯ  МУХА»

 

 

 

 

Д/И: «ЗВУКУ МЕСТО»

 

 

 

 

Д/И: «СИГНАЛЬЩИКИ»

 

 

 

 

Д/И: «ЦВЕТНЫЕ КНОПОЧКИ»

 

 

 

 

Д/И: «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

 

 

 

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СИМВОЛОВ ГЛАСНЫХ ИЗ ПЛАСТИЛИНА