Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ детский сад №124

Учреждение Образования: город Иркутск, улица Лермонтова, дом 297

Новости
Консультации
Приказы

6.1. 2. Система методического сопровождения деятельности педагога и 6.2. Технология бесстрессового сопровождения в одной ссылке

Система методического сопровождения деятельности педагога

Задачи:

  1. Выявить основные тенденции в развитии профессиональной компетентности педагога
  2. Определить основные направления подготовки педагогов дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО
  3. Разработать модель организации методической работы в детском саду на основе тьюторского сопровождения деятельности педагога
  4. Подготовить тьюторов для сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО
  5. Провести апробацию модели и дать оценку эффективности тьюторского сопровождения
  6. Обобщить и описать опыт работы детских садов по организации тьюторского сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги как никогда нуждаются в научно-методической и психологической поддержке. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и со-действующего развитию ребенка. Как педагогу «присвоить» такую позицию? Вполне закономерным будет предположить, что для оказания помощи педагогу в организации сопровождения развития ребенка необходимо выстраивать профессиональное взаимодействие с самим педагогом на тех же подходах – подходах тьюторского сопровождения.

  • наличие обобщенного практического опыта разработки и реализации проектов методических служб, направленных на подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО;
  • программа подготовки тьюторов, сопровождающих деятельность педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
  • методические рекомендациипо организации тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях стандартизации образования.

 

 

Исходные теоретические положения

В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал об организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях, раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса. Если обратиться к сущности сопровождения, то в словарях данное понятие трактуется следующим образом. «Сопровождение» – существительное, производное от глагола «сопровождать», то есть «провожать; сопутствовать; идти вместе для проводов, провожатым; следовать» (). «Сопровождать» кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» ( и ). и педагогическое сопровождение определяется как «особые взаимоотношения между наставником и воспитанником, первый из которых создает своим присутствием помощь второму, не ограничивая его самостоятельность и активность в процессе решения какой-либо личной проблемы».

Анализ различных источников позволяет определить тьюторское сопровождение деятельности педагога как компонент процесса профессионального роста педагога, предполагающий со-участие наставника в индивидуальном развитии педагога за счет стимулирования потребности в саморазвитии, позволяющей самостоятельно решать актуальные задачи деятельности с опорой на собственные ресурсы.

Сопровождение деятельности педагогов в ситуации введения ФГОС ДО осуществляется членами педагогического коллектива или внешними тьюторами, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:

  • анализировать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов в условиях введения ФГОС ДО;
  • помогать в реализации индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов;
  • координировать взаимодействие педагогов друг с другом по проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта;
  • организовывать работу с ресурсами социальных партнеровна основе запросов педагогов;
  • координировать процесс самообразования педагогов и повышать собственный уровень профессиональной компетентности.

Методическое  сопровождение осуществляется посредством реализации четырех этапов:

  1. Поиск источника помощи и обращение за помощью к наставнику
  2. Совместное диагностическое исследование
  3. Собственно сопровождение
  4. Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов

 

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап

Основное содержание деятельности: исследование профессиональной компетентности педагогов и выявление актуальных направлений подготовки педагогов дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО; разработка модели тьюторского сопровождения  педагога; разработка программы семинаров по подготовке тьюторов.

Методы: анкетирование, анализ, проектирование.

Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа семинаров по подготовке тьюторов.

  1. Основной этап

Основное содержание деятельности: реализация программы семинаров по подготовке тьюторов, в ходе которой будут разработаны и реализованы проекты методических служб ДОО, направленных на организацию тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях введения ФГОС ДО.

Методы: технологии личностно-развивающего профессионального образования.

Прогнозируемый результат этапа: реализованные (частично) проекты методических служб ДОО, разработанные тьюторами в ходе семинаров на основе модели тьюторского сопровождения

  1. Заключительный этап

Основное содержание деятельности: подведение итогов реализации проектов методических служб ДОО, оценка эффективности модели тьюторского сопровождения, описание опыта работы, составление методических рекомендаций, представление результатов работы РИП.

Методы: анализ, экспертная оценка, презентации.

Прогнозируемый результат этапа: подготовленные к изданию методические рекомендации

 

Условия, необходимые для проведения работ

  1. Кадровые: педагоги ДОО ЯО, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими деятельность педагога в условиях введения ФГОС ДО
  2. Финансовые: оплата разработки и проведения семинаров по подготовке тьюторов, оплата работы внешних экспертов.
  3. Материально-технические: оснащение семинаров ТСО, электронными и печатными раздаточными материалами

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  • Использование валидных методов исследования профессиональной компетентности педагогов

Привлечение внешних экспертов

 

 

 

 

 

 

6.2. Технология бесстрессового сопровождения

и модули нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации психологического развития дошкольников

Технология нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации психологического развития дошкольников по методу замещающего онтогенеза (МЗО) включает две большие части: 1) Базовая программа «метода замещающего онтогенеза» и 2) Дополнительные программы углубленного развития различных психологических компетентностей. Соответственно, она обеспечена циклом методических пособий. В них изложены: 1) базовая программа МЗО и 2) углубленные программы профилактики и коррекции познавательных процессов, речевого развития, социокоммуникативных компетентностей и т.д.
Хотя все модули МЗО адресованы детям 3-7 лет, в «пассивном варианте» отдельные их блоки могут использоваться гораздо раньше; начиная с младенческого возраста. В этом случае, вместо того, чтобы давать ребенку речевую инструкцию или показывать ему, как делается то или иное упражнение, взрослый буквально «сливается» с телом ребенка и так (как сиамские близнецы) они сообща делают данное задание. Например, если надо поднять руки и потянуться (покрутиться, изобразить ногами «езду на велосипеде», ощупать и назвать предмет и т.д.), взрослый берет руки ребенка в свои и поднимает их, одновременно слегка растягивая; а в «вертушках» просто раскручивает ребенка в разные стороны и т.п. Аналогично, можно делать все двигательные упражнения: например, «повороты головы» взрослый делает, взяв голову ребенка в руки и медленно совершая нужные движения. Они вместе пропевают гласные звуки, ощупывают различные предметы, выполняют упражнения на развитие тонкой и артикуляционной моторики и т.д. Или – пытаются имитировать различные звуки природы. Иными словами, все описанные психотехники выполняются взрослым совместно с ребенком в полном смысле этого слова. Взрослый как бы становится полным отражением тела ребенка и вместе с ним (по сути – вместо него) проделывает все необходимые манипуляции.
Эта единая технология адресована всем детям, независимо от типа их развития. Для детей с нормативными показателями все эти занятия будут прекрасной профилактикой нежелательных эксцессов. Кроме того, они способствуют интенсивному наращиванию (абилитации) самых разнообразных их способностей. Использование всех этих упражнений – прекрасная повседневная диагностика уровня развития ребенка.
Для детей с отклоняющимся развитием эти занятия – единственная возможность коррекции и возвращения в нормативную когорту. Для детей с грубыми формами ОВЗ – шанс достигнуть максимально высокого для них уровня психического развития. Иногда занятия с этими детьми, рассчитанные в базовой программе на 1 неделю, занимают 15-20 дней или даже около двух месяцев. Семилетним детям придется начать занятия с программ, рассчитанных на малышей. Полученный эффект компенсирует затраты времени и сил.

Базовая программа МЗО
Базовая программа предусматривает 4 этапа нейропсихологического сопровождения, рассчитанные на 21 неделю. Она включает три больших модуля: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Познавательные компетентности». Модули «Разминка» и «Познавательные компетентности» изменяются за этот период всего четыре раза, и только подпрограмма «Психомоторные координации» меняется каждую неделю.
Основные пункты каждой из этих подпрограмм абсолютно идентичны. В «Разминках» всегда присутствуют упражнения для рук, плечевого пояса, артикуляционной и пальчиковой моторики и т.п. А в подпрограмме «Познавательные компетентности» обязательны упражнения на развитие различных видов восприятия, памяти, пространственных представлений, речи и т.д. Таким образом, задача взрослых в течение недели потихоньку выполнять с ребенком все эти упражнения. Надо просто следить за тем, чтобы каждый раз в занятиях равномерно присутствовали упражнения из всех блоков.
Базовая программа выполняется два раза в неделю. Одно занятие занимает от 45 минут до 1.5 часов в зависимости от возраста и уровня развития детей. Естественно, оно может проходить дробно (несколько раз по 20 минут) в соответствии с основным регламентом ДОО. Обязательно ежедневное выполнение домашнего задания. В идеале описание занятий на каждую неделю должны быть вывешены на стенде. Конечно, надежда на то, что многие родители проникнуться важностью момента – невелика. Но даже, если несколько взрослых станут применять все эти упражнения дома – результат не заставит себя ждать. Базовую программу МЗО можно использовать в соответствии с двумя стратегиями.

Первая стратегия
Программа реализуется целиком одним специалистом, как это изначально заложено в «методе замещающего онтогенеза». Тогда два-три раза в неделю от 45 минут до 1.5 часов психолог (воспитатель, логопед и т.п.) проводит занятие, включающее одни и те же «темы»:
− Разминка и подвижная игра. Эти упражнения выполняются в самом начале занятий, после общего приветствия и позволяют детям сосредоточиться на основных нейропсихологических психотехниках или теме любого занятия. Кроме того, это единственный способ стабилизации их психосоматического статуса.
− Психомоторные координации. Эти упражнения направлены на формирование базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития. Они воспроизводят основные этапы психомоторного развития (ползанье, ходьба на четвереньках и т.д.) и выполняются последовательно в положениях: лежа, сидя, стоя и т.п. Это единственный способ сформировать синергические (одновременные, однонаправленные) и реципрокные (неодновременные, разнонаправленные) взаимодействия рук, глаз, ног и языка.
Именно эти психомоторные координации лежат в основе любого учебного процесса (письма, чтения и т.д.) и поведения в целом.
− Познавательные компетентности. Эти упражнения направлены на формирование различных сторон и аспектов когнитивных процессов (восприятия, речи, памяти, произвольной саморегуляции и т.п.) Завершающая подвижная игра и групповое завершение занятий.

Вторая стратегия
Программа реализуется дробно (как подпрограммы) разными специалистами. Например, блок «Психомоторные координации» проводит специалист по ритмопластике или специалист по ЛФК. Разминка проводится в течение дня («физкультминутки»), а упражнения на развитие познавательной компетенции – во время любого занятия.

Общий план первых двух этапов базовой программы МЗО приведен в сводной таблице. Она наглядно иллюстрирует этапы и содержание занятий. А также помогает составить перспективный план своей работы. В методическом пособии такие сводные таблицы приведены по отношению ко всем этапам и модулям нейропсихологического сопровождения.

Таблица 1. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА МОДУЛЕЙ МЗО

РАЗМИНКА

ПСИХОМОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1 1- 6 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ
Упражнения не меняются с 1 по 6 неделю занятий 1 неделя 1- 6 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ
Упражнения не меняются с 1 по 6 неделю занятий
2 2 неделя
3 3 неделя
4….и т.д. 4 неделя……и т.д.

7
7-14 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ
Упражнения не меняются с 7 по 14 неделю занятий
7 неделя.
7-14 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ
Упражнения не меняются с 7 по 14 неделю занятий
8 8 неделя
9 9 неделя
10 10 неделя
11..и т.д. 11 неделя…и т.д.

включает следующие компоненты:
1. Ритуал приветствия и начала занятий. Подвижная игра.
2. Разминка.
3. Блок упражнений, направленных на формирование психомоторных координаций.
4. Блок упражнений, направленных на формирование познавательных компетентностей.
5. Подвижная игра. Ритуал завершения занятий, подведение итогов и прощание.

Ритуал
С первого же дня создаем своеобразный ритуал занятий. Например, это могут быть «Волшебные ворота», проходя через которые дети попадают в волшебную страну. Волшебник умеет превращаться во что (и в кого) угодно, может придумать разные игры и сказки, он знает язык птиц и моря, умеет считать, рисовать и т.п. Но сначала он учится волшебству… и т.д. Здесь самое время специалисту (или родителям), проводящему занятия, войти в образ «учителя волшебников». Важным моментом является также ритуал приветствия и ритуал завершения занятий (прощания): обсуждение занятий и рисунок на память. Обсудите с детьми все, что вы сегодня делали, чему научились. Не бойтесь похвалить одних и поддержать других. Важно ввести какие-то сюрпризы и т.п. Попрощайтесь все вместе с «Волшебной страной», поблагодарите ее и друг друга, пройдите через «Волшебные ворота» и возвратитесь в реальную жизнь.

Лучше всего с самого первого занятия ввести традицию «рисунок на память». Это можно делать в процессе подведения итогов. «урока». Но лучше сначала попросить ребенка дома (или на других занятиях в ДОО) нарисовать что-нибудь по поводу его пребывания в «Волшебной стране».
Обязательно надо предупредить родителей, чтобы они как можно подробнее расспрашивали ребенка о занятиях. Идеально, если они вместе придумают дома какие-то интересные рисунки и поделки для следующего визита в волшебную страну; заведут «Дневник ученика волшебника». Ребенок должен видеть плоды своего ежедневного творчества. Строго говоря, аналогичный дневник («Дневник родителей ученика волшебника») взрослым полезно завести для себя. Это поможет более внимательно фиксировать новые ощущения и события.

На первом занятии важно также четко «зафиксировать» в представлении ребенка систему координат. И здесь весьма актуальна «Сказка про левую руку». «Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И была страшная путаница…Тогда они договорились называть одну руку Левой (показываем), а другую Правой (показываем). А чтобы не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т.п.). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжку и рассматривать картинки слева (показываем)…и т.д.»

Необходимо максимально использовать богатый арсенал внешних опор, маркеров («сено-солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первый шаг — маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т.п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством. На нее можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно.

Базовые модули
Все базовые модули «метода замещающего онтогенеза» (на всех 4 этапах в течение года) имеют одну и ту же универсальную структуру. Они строятся по единому сценарию: 1) подвижная игра на внимание в начале и в конце занятия, 2) разминка, 3) развитие психомоторных координаций (дыхание, растяжки, глазодвигательный репертуар, общедвигательный репертуар), 4) развитие познавательных процессов. Каждое упражнение выполняется 5 раз. Все они подробно описаны в методическом пособии. Здесь мы рассмотрим лишь сводные таблицы, в которых отражены виды и формы работы на первых двух этапах реализации программы. Думается, они достаточно иллюстративны для общего представления об общей логике нейропсихологического сопровождения по методу замещающего онтогенеза.

Таблица 2. РАЗМИНКА

Таблица 3. ПСИХОМОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ (I ЭТАП)

«Зоопарк»
Упр. выполняются лежа.
1. «Ползание по-пластунски»
2. «На спине»

1. «Догонялки руками»
2. «Крестики»
3. Конвергенция Упр. выполняются лежа.
1. «Крестики»
2. Конвергенция

1. Любые игры с мячом 1. Перекатывание большого, среднего и теннисного мяча друг другу сидя на ковре, Одновременное перекатывание двух мячей

ТАБЛИЦА 4. ПСИХОМОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ (II ЭТАП)

Неделя
Вид V неделя VI неделя работы
Упр. выполняются лежа. Упр. выполняются лежа.
1. Вдох (три …) – выдох (три…)… 1.Вдох (три …) – выдох (три…)…
2. Вдох (три …) – задержка дыхания (три 2.Вдох (три …) – задержка дыхания (три …)… …)… 3. Вдох + левая рука и левая нога (три …) …
3. Вдох + отдельно левая рука, левая …вдох + правая рука и правая нога (три …)… нога, правая рука, правая нога + глаза ЗА
(три …)…
Упр. выполняются лежа и стоя на Упр. выполняются лежа и стоя на четвереньках четвереньках 1. «Активные растяжки» (реципр.)
1. «Активные растяжки» (реципр.) 2. «Велосипед» (реципр.)
2. «Фараон» 3. «Здравствуй пол»
3.»Ножки-вертушки» 4. «Лягающийся мул»
4. Перекаты на спине 5. «Кошка» , «Баланс» (реципр.)
4. «Лодочка»
5. «Кошка»
Упр. выполняются лежа и стоя на Упр. выполняются стоя на четвереньках четвереньках 1. «Ползание на четвереньках» (реципр.)
1. «Ползание по-пластунски» (реципр.) 2. «Ползание на четвереньках» (реципр. + язык 2. «Ползание на четвереньках» (реципр.) ЗА); (язык, глаза ЗА)
3. «Ползание на четвереньках» (реципр. + 3. «Ползание на четвереньках» (реципр. + язык язык ЗА) ОТ)
Упр. выполняются сидя на ковре. Упр. выполняются сидя на ковре.
1. глаза + руки вверх/вниз (однонапр.) 1. глаза + руки (вверх/вниз) (однонапр. + язык 2. глаза + руки вправо/влево (однонапр.) ЗА)
3.»Крестики» 2. глаза + руки вправо/влево (однонапр. + язык
4. Конвергенция ЗА)
3. «Крестики» (язык ЗА)
4. Конвергенция

1. Перекидывание из правой руки в 1.Сбивание мишени мячом. левую руку мяча средних размеров, теннисного мяча.

ТАБЛИЦА 5. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Этап
Вид I ЭТАП II ЭТАП работы
1. Определение и называние частей
тела. 1. Игры на восприятие веса, формы предмета и
2. Повторение и воспроизведение по определение фактуры поверхности. памяти позы тела. 2. Рисунки на спине и ладонях.
3. «Покажи эмоцию». 3. Лепка форм, букв, цифр из глины, теста, 4. Игры на восприятие температуры и пластилина. вкуса.
1. Нанизывание бус. Повторение и воспроизведение по памяти
2. Различные виды штриховки. 1.
3. Свободное рисование пальчиками серии Знакомство общих телесных с организацией движений .
(двумя руками). 2.
4. Рисование на вертикальной последовательности Рисование на вертикальной в ряду. поверхности поверхности правой, левой и двумя 3.
руками прямых и волнообразных , правой, двумя руками кругов, спиралей, левой
орнаментов
линий в одном и разных и «восьмерок» в одном и разных
направлениях
направлениях. .
1. Рассматривание книг серии 1. Нахождение деталей, не свойственных для
изображенных
«Расскажи сказку». предметов, животных, целых
сюжетов 2. Рассматривание изображений с .
недостающими фрагментами и 2. Нахождение среди «разбросанных» предметов деталями. форм фигур определенного вида.
и
3. Работа с разрезными картинками. 3. Работа с «зашумленными» изображениями.
4. Рассматривание контуров 4. «На что похожа буква?» изображений реальных и 5. Упражнения на определение правильного
расположения
несуществующих предметов и частей тела и предметов в
животных, угадывание/придумывание (закрепление знаний, полученных пространстве
того, что это за изображение или на что I ЭТАПЕ). на
оно похоже. 6. Определение правильного расположения 5. Игра «Найди отличие» тела относительно друг друга и предметов частей
6. Игры на определение правильного пространстве с использованием простых в
расположения частей тела и предметов : за, перед, над, под, между и др. предлогов
в пространстве: справа – слева, спереди 7. Игры на определение величины предметов:
измерение
– сзади, сверху – снизу. длины, ширины, высоты, размера.

1. Знакомство со звуками окружающего мира, звучанием различных музыкальных инструментов: прослушивание и называние того, что прозвучало.

1. Прослушивание звуков природы с называнием услышанного («Я слышу шум дождя… шелест листьев… весеннюю капель… и т.д.)
2. Прослушивание голосов животных и птиц с называнием услышанного («Я слышу лай собаки… лошадиное ржание… и т.д.)
3. Прослушивание различных мелодий с обсуждением характера, темпа, громкости…
4. Работа с ритмом и интонацией.

0. Работа по обогащению словарного запаса. 1. Продолжать расширять 2. словарный запас ребенка.
3. Работа с антонимами.
4. Составление описательных рассказов.
5. Знакомство со звуками и буквами.
6. Подбор слов на заданный звук.
1. «Что вижу – о том пою»:
2. подробное проговаривание всего,
3. что происходит вокруг.
4. Прослушивание и пересказ текста.
5. Составление рассказа по картинке и серии картин. 1. Формирование представлений о причинноследственных отношениях
2. Работа с последовательностью событий (что было сначала, что было потом и т.п.)
3. Ранжирование.