Задачи:
- Выявить основные тенденции в развитии профессиональной компетентности педагога
- Определить основные направления подготовки педагогов дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО
- Разработать модель организации методической работы в детском саду на основе тьюторского сопровождения деятельности педагога
- Подготовить тьюторов для сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО
- Провести апробацию модели и дать оценку эффективности тьюторского сопровождения
- Обобщить и описать опыт работы детских садов по организации тьюторского сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги как никогда нуждаются в научно-методической и психологической поддержке. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и со-действующего развитию ребенка. Как педагогу «присвоить» такую позицию? Вполне закономерным будет предположить, что для оказания помощи педагогу в организации сопровождения развития ребенка необходимо выстраивать профессиональное взаимодействие с самим педагогом на тех же подходах – подходах тьюторского сопровождения.
- наличие обобщенного практического опыта разработки и реализации проектов методических служб, направленных на подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО;
- программа подготовки тьюторов, сопровождающих деятельность педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
- методические рекомендациипо организации тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях стандартизации образования.
Исходные теоретические положения
В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал об организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях, раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса. Если обратиться к сущности сопровождения, то в словарях данное понятие трактуется следующим образом. «Сопровождение» – существительное, производное от глагола «сопровождать», то есть «провожать; сопутствовать; идти вместе для проводов, провожатым; следовать» (). «Сопровождать» кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» ( и ). и педагогическое сопровождение определяется как «особые взаимоотношения между наставником и воспитанником, первый из которых создает своим присутствием помощь второму, не ограничивая его самостоятельность и активность в процессе решения какой-либо личной проблемы».
Анализ различных источников позволяет определить тьюторское сопровождение деятельности педагога как компонент процесса профессионального роста педагога, предполагающий со-участие наставника в индивидуальном развитии педагога за счет стимулирования потребности в саморазвитии, позволяющей самостоятельно решать актуальные задачи деятельности с опорой на собственные ресурсы.
Сопровождение деятельности педагогов в ситуации введения ФГОС ДО осуществляется членами педагогического коллектива или внешними тьюторами, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:
- анализировать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов в условиях введения ФГОС ДО;
- помогать в реализации индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов;
- координировать взаимодействие педагогов друг с другом по проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта;
- организовывать работу с ресурсами социальных партнеровна основе запросов педагогов;
- координировать процесс самообразования педагогов и повышать собственный уровень профессиональной компетентности.
Методическое сопровождение осуществляется посредством реализации четырех этапов:
- Поиск источника помощи и обращение за помощью к наставнику
- Совместное диагностическое исследование
- Собственно сопровождение
- Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов
Этапы проекта
- Подготовительный этап
Основное содержание деятельности: исследование профессиональной компетентности педагогов и выявление актуальных направлений подготовки педагогов дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО; разработка модели тьюторского сопровождения педагога; разработка программы семинаров по подготовке тьюторов.
Методы: анкетирование, анализ, проектирование.
Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа семинаров по подготовке тьюторов.
- Основной этап
Основное содержание деятельности: реализация программы семинаров по подготовке тьюторов, в ходе которой будут разработаны и реализованы проекты методических служб ДОО, направленных на организацию тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях введения ФГОС ДО.
Методы: технологии личностно-развивающего профессионального образования.
Прогнозируемый результат этапа: реализованные (частично) проекты методических служб ДОО, разработанные тьюторами в ходе семинаров на основе модели тьюторского сопровождения
- Заключительный этап
Основное содержание деятельности: подведение итогов реализации проектов методических служб ДОО, оценка эффективности модели тьюторского сопровождения, описание опыта работы, составление методических рекомендаций, представление результатов работы РИП.
Методы: анализ, экспертная оценка, презентации.
Прогнозируемый результат этапа: подготовленные к изданию методические рекомендации
Условия, необходимые для проведения работ
- Кадровые: педагоги ДОО ЯО, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими деятельность педагога в условиях введения ФГОС ДО
- Финансовые: оплата разработки и проведения семинаров по подготовке тьюторов, оплата работы внешних экспертов.
- Материально-технические: оснащение семинаров ТСО, электронными и печатными раздаточными материалами
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
- Использование валидных методов исследования профессиональной компетентности педагогов
- Привлечение внешних экспертов