Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ детский сад №124

Учреждение Образования: город Иркутск, улица Лермонтова, дом 297

Новости
Консультации
Приказы

6.2.2 кванториум

Практика решения базовых кейсов и открытых задач вместе с ними

Хорошие кейсы побуждают детей на практике доказывать, изобретать, воплощать, действовать. Порой преподавателю бывает сложно оторваться от привычных формулировок тем и придумать хороший, побуждающий к действиям кейс. Так что же есть хороший кейс? Хороший кейс – это то, во что поверят дети. А верят они в то, что происходит на улице, что читают в новостях, видят по ТВ и в интернете – то есть, это реальные случаи из жизни. Если при обучении используются кейсы, то такой метод называют кейс-технология.

В основе Кейс-технологии лежат задачи из реальной жизни, и они направлены на развитие у детей soft skills и hard Skills. Кейс-технология – это:

• Техника обучения, использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения (создать прототип), выбрать лучшее (усовершенствовать).
• Специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы.

• Конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения Суть работы с кейсом заключается в том, что группа учащихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии и совместной деятельности.

Технология кейсов заключается в следующем:

1. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков (soft и hard skills), которые должны приобрести учащиеся.

2. Описанная ситуация должна содержать проблему, которую диагностируют сами учащиеся.

3. Учащиеся предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений.

4. Тьютор выступает в роли диспетчера процесса взаимодействия учащихся.

Чем хороши кейсы?

• Направлены на исследовательскую или инженерно-проектировочную деятельность
• Для решения проблемы требуется коллективная работа.

• Интегрируют в себе технологию развивающего и проектного обучения.

• Выступают в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»).

• Позволяют создать ситуацию успеха.

Процедура работы с кейсом

• Учащимся предлагается конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию).

• Эта информация может быть кратко изложена в документальной форме или с помощью вербальных или визуальных средств (показ видео, слайда и др.).

• Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений.

Кейс кванториум Содержание Процедура работы с кейсом

Первичные представления о себе.
Взаимодействие со взрослыми и другими детьми (желательно в образовательном сообществе «Дети, педагоги, родители»): в ДОО и за его пределами
(экскурсионные формы, при наличии возможности в том числе в краеведческие и исторические музеи).

Родители. Семья.
Другие люди (дети, взрослые).
Малая Родина.
Наш народ. Отечество.

Чтение детям произведений детской художественной литературы по соответствующей тематике. Знакомство с русским детским фольклором, в том числе с русскими народными сказками.

Отечественные традиции и праздники.

Планета Земля как общий дом людей.
Особенности природы нашей планеты.
Комплексный игровой процесс подготовки к традиционным событиям и праздникам.

Разнообразное (с учетом возможностей конкретного ДОО) общение с природой – на территории (двор, специально созданная оранжерея) и за пределами ДОО (парки, оранжереи, природные зоны).

Страны и народы мира. Их многообразие. Чтение сказок народов мира, знакомство с детским фольклором других народов.

Слушание и восприятие музыкальных произведений, принадлежащих культуре разных народов.

Общение со взрослыми по соответствующей тематике.

Игра – воображаемое путешествие (с элементами драматизации; с использованием техник креативной драмы).

Живая и неживая природа.

Предметы и их разнообразие.

Линия. Плоскость. Пространство.
Непосредственное взаимодействие с живой и неживой природой (на территории ДОО и за ее пределами: экскурсионные формы).

Воприятие линии, плоскости, пространства в реальности.
Игры с элементами измерений в пространстве.
Изобразительная деятельность.
Моделирование (конструктивно-модельная деятельность).

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Движение и покой.
Исследовательская (в том числе экспериментаторская) деятельность, в которой проявляются движение и покой как состояния объектов.

Время. Вчера, сегодня, завтра. Прошлое, настоящее и будущее.

Причины и следствия.

Количество. Целое и часть. Материал (металл, дерево, стекло, пластмасса, картон, бумага и др.) Подвижные игры (двигательная активность). Игры с элементами релаксации.

Игровое взаимодействие с различными типами календаря.
Изготовление различных моделей календаря. Игры с использованием песочными часиков.

Игры на обнаружение причинно-следственных связей.

Интегрируется в «Математическую линию».

Наблюдение за свойствами. Конструктивно-модельная, изобразительная деятельность.

Планета Земля. Горы, леса, реки, озера, моря, океаны, пустыни, плоскогорья, низины.

Глобус.

Континент, остров, полуостров.

Климат. Изменение климата вдоль по меридиану.
Климат и время года.
Погода. Погода и время года.

Климат, погода, время года – и одежда.

Карта. Стороны света: север, юг, восток и запад.

Компас, ориентирование по карте и на местности.

Игровые действия в сюжетном контексте – с использованием глобусов разного типа.

В старшей и подготовительной к школе группе изобразительная деятельность (простые пейзажные композиции)

Игра – воображаемое путешествие (используется в том числе глобус).

Просмотр видеофайлов, фрагментов фильмов (соответсвующая тематика).

Персонажные игры.

Моделирование одежды для кукол – в применении к теме «Климат на планете Земля».

Игровые действия с географическими картами разного типа.

Игровые действия в сюжетном контексте (например, поиски «клада») с использованием компаса.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Великие путешествия и путешественники, великие географические открытия.

Страны и государства планеты Земля. Народы мира. (Развитие темы.)
Ориентация по солнцу и звездам (игровые действия в сюжетном контексте, с вовлечением родителей). Другие способы ориентирования: отыскать без компаса север в лесу, определить положение остальных сторон света.

Игра – воображаемое путешествие (с элементами театрализации).
В подготовительной к школе группе – создание и демонстрация презентаций (совместная со взрослыми деятельность).

Знакомство с наиболее распространенными на территории нашей страны видами деревьев.

Сходство и различия между разными деревьями: лиственные и хвойные; форма листьев и хвои; вид цветов, форма плодов/семян.

Знакомство с наиболее распространенными видами кустарников.
Отличительные признаки: вид листьев, цветов, плодов /семян.
Кустарники и деревья: чем они похожи и в чем разница.

Знакомство с наиболее распространенным и видами травянистых растений. Отличительные признаки: вид листьев, цветов, плодов/семян.
Чем отличаются от деревьев и кустарников.

Непосредственное общение с деревьями.

Просмотр видеоматериалов о деревьях – ярчайших представителях растительного мира.

Чтение детям поэтических произведений, в которых воспеваютсяобразы деревьев.

Рассматривание древесного листа через лупу.
Рассматривание листа через микроскоп; обнаружение клеточного строения листа.

Вхождение в образ дерева (при наличии возможности – с использованием техники театра теней).

Речевое творчество: создание (придумывание) рассказов (реалистических и фантастических историй) с сюжетами об объектах растительного мира. Проектная деятельность: создание аудиокниги на основе этих рассказов/историй (с записью на аудионосители).

Наблюдение за жизнью растений в комнатных условиях (в детском саду и дома):
рост листьев; развитие корневой системы (на примере луковицы); суточные ритмы.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Чем питаются растения? (Преобразование солнечного света и получение через листья нужных газов из воздуха, через корни – питательных веществ и воды из почвы.)

Целебные растения: подорожник, мята, липа и другие.

Водоросли.

Удивительные растения: рядом и по всему земному шару. (Венерина мухоловка и росянка (хищные растения), секвойя, баньян, раффлезия Арнольди, хлебное дерево и др.

Годовые и суточные ритмы в растительном мире: как растения реагируют на наступление весны, лета, осени, зимы; на наступление утра, дня, вечера, ночи.

Выращивание растений (совместная со взрослыми деятельность) и наблюдение за ними в комнатных условиях (в детском саду и дома).

Просмотр видеофайлов, видероликов, фрагментов видовых и игровых
(художественных) фильмов – с соответствующим визульным наполнением.

Наблюдение за цветами на клумбе в разное время суток (не только в ДОО): какие цветы в какое время открываются и закрываются.

Знакомство с наиболее распространенными на территории нашей страны видами диких животных (без классификации). Условия их жизни, территориальное распределение. (Заяц, мышь, волк, лиса, медведь, лось, олень.)
Польза, которую приносят эти животные природе и человеку.

Подробное рассматривание фотографий и видеоматериалов: восприятие красоты облика самых различных диких животных – от лебедя и журавля или зайца и волка до жабы и паука.
Чтение детям произведений детской литературы – рассказов о диких животных.

Экскурсионная форма: посещение зоопарка, живого уголка (при наличии возможности).

Знакомство с наиболее распространенными на территории страны видами домашних животных (без классификации).

Подробное рассматривание фотографий и просмотр видео: восприятие красоты облика различных домашних животных.

Кормление, уход за некоторыми из них (собаки, кошки, хомячки, куры, коровы, овцы и т.д., выборочно).
Контакт с животными, попытки понять их «язык»: значения движений, мимики, звуков (на примере кошек и собак как наиболее распространенных в домашних условиях животных).

кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Знакомство с наиболее распространенными на территории страны видами домашних животных (без классификации).

Обмен впечатлениями: подробные рассказы детей о своих домашних любимцах (или о том, о каких животных они мечтают в качестве домашних любимцев – хотят дружить с ними, заботиться о них). Рассказы педагога о своих домашних любимцах (сейчас и в детстве).

Знакомство с наиболее интересными для детей экзотическими видами животных на Земле (без классификации). (Крокодилы, жирафы, зебры, каракатицы, осьминоги, дельфины, акулы, кораллы и др.) Мимикрия: животные, притворяющиеся другими животными, и животные, притворяющиеся растениями или элементами пейзажа (муха-осовидка, богомол, хамелеон, камбала и др.)

Метаморфоз насекомых, изменение их облика на различных стадиях развития.

Чтение детям фрагментов из энциклопедий для дошкольников по соттветствующей тематике, рассматривание иллюстративного материала из них.

Разнообразные игры с видеорядом; просмотр видероликов, а также фрагментов видовых и игровых (художественных) фильмов – с соответствующим визульным наполнением.

Суточные ритмы животных. Дневные и ночные животные.
Годовые ритмы животных.
Спячка медведя, смена цвета меха у некоторых зайцев, зимовка лягушек на дне водоема и т.д.
Речевое творчество: создание (придумывание) рассказов (реалистических и фантастических историй) с персонажами — представителями животного мира. Создание аудиокниг на основе этих рассказов/историй (с записью на аудионосители).

Земля, Луна, Солнце, гелиоцентрическая система. Расположение планет относительно Солнца.
Малые планеты, астероиды, кометы.

Движение планеты по орбите.

Смена дня и ночи на Земле.
Просмотр различных видеоматериалов, а также фрагментов видовых фильмов – с соответствующим визульным наполнением.

Экскурсионная форма: тематическое посещение планетария (при наличии возможности).

Моделирование смены дня и ночи на Земле: например, с помощью лампы-Солнца, вращающегося яблока-Земли и маленького человечка на иголке, воткнутой в яблоко.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Фазы Луны.

Наблюдение Луны невооруженным глазом, в телескоп или бинокль (вовлечение родителей)

Экскурсионная форма: тематическое посещение планетария (при наличии возможности).

Проектная (совместная со взрослыми) деятельность: создание игры или игрушки по соответствующей тематике.
В качестве примера. В подготовительной группе можно попробовать собрать

Солнечные и лунные затмения.

Смена времен года на Земле.

Элементарное представление о гравитации. Что такое антиподы и почему они «не падают вниз».
Влияние Луны на приливы и отливы.

Планеты Солнечной системы (их свойства).
Атмосферы планет. Спутники планет.

Созвездия, видимые в Северном полушарии. Звездные скопления. Галактики.
простейшую трубу Галилея с увеличением в 2-4 раза (из двух линз и двух трубок) и наблюдать в нее Луну.

Просмотр видеороликов и фрагментов видовых фильмов – с соответствующим визульным наполнением.

Применение специального программного обеспечения для планшетов и стационарных компьютеров (например, Stellarium).

Экскурсионная форма: тематическое посещение планетария (при наличии возможности).

Наблюдение невооруженным глазом, в бинокль, в телескоп звездного неба (вовлечение родителей).

Применение специального программного обеспечения для планшетов и стационарных компьютеров.

Экскурсионная форма: тематическое посещение планетария (при наличии возможности).

Сюжетно-ролевые игры на развитие творческого воображения – с использованием карты звездного неба.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Наша Галактика.

Планеты, обнаруженные у ближайших звезд.
Тематическое общение со взрослыми.

Просмотр видеоматериалов по соответствующей тематике.

Игра – воображаемое космическое путешествие.

Изобразительная деятельность: рисование в жанре фантастики.

Речевое творчество: создание рассказов/историй/фантазий на «космическую» тему.
Проектная деятельность: создание аудиокниг на основе этих рассказов (историй, фантазий), с записью на аудионосители.

Элементарное представление об электрических зарядах.

Притяжение разноименных и отталкивание одноименных зарядов.
Электрическое поле (на самом элементарном уровне).

Электричество в природе. Молния.
Экспериментаторская деятельность: простейшие опыты с электрическими зарядами (с прозрачной пластмассовой пластиной и кусочками паралона; со спрутом из полиэтиленого пакета).

Простейшие опыты: получение зарядов трением друг о друга предметов из определенных материалов (стеклянная палочка и лоскуток шелка; пластмассовая палочка и лоскуток шерсти).
Опыты с самодельным электроскопом. (Описание электроскопа – также в методическом Приложении к Примерной программе.)

Игры и фокусы с летающими заряженными пенопластовыми предметами: самолетами, птицами, бабочками («электролевитация»). (Описание этих и других фокусов и игр к данному тематическому блоку – также в методическом Приложении к Примерной программе «Познавательное развитие в дошкольном детстве».)

Просмотр видероликов и фрагментов видовых фильмов – с соответствующим визульным наполнением.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Магниты и их свойства. Магнитное поле.

Притяжение разноименных и отталкивание одноименных полюсов магнитов.

Намагничивание.

Простейшие опыты с магнитами.
Простейшие опыты с магнитами и предметами из ферромагнитных материалов (например, стальными скрепками или гвоздиками).
Простейшие опыты, дающие возможность ощутить, почувствовать магнитные поля (сближение одноименных или разноименных полюсов магнитов). «Магнитолевитация»: опыт с двумя кольцевыми магнитами на пластиковом стержне.

Простейшие опыты, позволяющие увидеть форму поля магнита (с использованием железным опилок).

Опыты, позволяющие обнаружить притягивание магнитом предметов из ферромагнитных материалов (скрепок, гвоздиков, некоторых монет) к любому полюсу магнита и отсутствие притягивания предметов из любых других материалов.

Игры с летающими объектами: пенопластовыми самолетами, птицами, бабочками – с ферромагнитными вкладками или магнитами.

Игра «Морской бой»: управление корабликами на воде с помощью магнитов.

Магнетизм в природе. Земля как магнит.

Чем похожи и чем различаются электричество и магнетизм
(сравнение)

Электрический ток как движение зарядов. Почему светится лампочка.

Комплексные опыты с электростатическими зарядами и намагниченными объектами.
Поиск в процессе опытов сходства и различий между электрическихми и магнитными явлениями.
(Описание данных опытов, как и всех остальных, – в методическом Приложении к Примерной программе «Познавательное развитие в дошкольном детстве»).

Простейшие опыты с батарейкой и лампочкой.

Электромагнит.

Простейшие опыты-игры с электромагнитом.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Свет и темнота.
Различные источники света
(солнце, луна, звезды, искусственные источники света).

Наблюдение за различными источниками света, сопоставление их по яркости.

Разложение белого света на цветные компоненты с помощью призмы. Радуга – как она возникает.

Основные цвета (семь цветов радуги). Смешивание цветов.

О невидимых для нас цветах: ультрафиолетовый и инфракрасный. Животные, которые могут их видеть
(гремучая змея, многие ночные животные…)

Приборы, которые их видят.

Цвет в природе: цветы, бабочки, зеленые растения, небо, море.

Собирающие и рассеивающие линзы.
Простейший опыт: разложение луча белого света на цветные компоненты с помощью призмы (или с помощью компакт-диска).

Просмотр видеоматериалов с изображением радуги.
Наблюдение радуги рядом с фонтаном (при наличии возможности).
Сравнение радуги и луча белого света, разложенного с помощью призмы.

Игры с цветом: смешение цветов на палитре художника; на экране компьютера.

Простейший опыт: наблюдение инфракрасных вспышек с пульта дистанционного управления телевизором с помощью видеокамеры мобильного телефона.

Просмотр видеоматериалов с изображениями в инфракрасном и ультрафиолетовом цветах, полученными на экранах специальных приборов.

Взаимодействие с природой.

Опыты с собирающими и рассеивающими линзами.
Совершение «открытия», что эти линзы являются соответственно увеличительными и «уменьшительными» стеклами.
Рассматривание «увеличенных» и «уменьшенных» объектов.
Совершение «открытия», что маленькое отверстие способно выполнять некоторые функции линзы.
Рассматривание через линзу «увеличенного» объекта.

Кейс Содержание Процедура работы с кейсом

Свет и темнота.
Различные источники света
(солнце, луна, звезды, искусственные источники света).

Комбинация двух линз: микроскоп и телеспок. Понятие фокуса.

Передача сигналов с помощью света.
Опыты-игры с камерой-обскурой в затемненном помещении.

Опыты с линзами, имеющими разное фокусное расстояние.
Изготовление простейшего самодельного телескопа и микроскопа.

Опыты-игры с гелиографом (зеркало с подвижной заслонкой для передачи сигналов – например, азбуки Морзе) и с фонариком.

Звук и тишина.
Различные источники звука (музыкальные инструменты, голос человека, птичье пение, природные явления, техника).

Шум как разновидность звука (шум листвы, шум на стадионе, шум воды, шум от машин и т.д.).

Свойства звука. Распространение звука в воздухе, в воде, в металлах и т.д. Материалы, в которых звук распространяется и в которых поглощается.

Звук как вибрация. Возникновение музыкального звука при ударе по упругому материалу. Колокольчик. Металлофон, ксилофон, рояль.

Щипковые инструменты: гитара, балалайка, мандалина, арфа.

Возникновение музыкального звука при прохождении струи воздуха через особым образом устроенные системы труб. Флейта, труба, орган и другие духовые инструменты.

Активное восприятие окружающих звуков.
Восприятие относительной тишины (абсолютную тишину создать практически невозможно).

Опыты-игры со звуком.
Изготовление самодельного телефона из двух пластиковых стаканчиков, двух спичек и длинной нитки.

Опыты по извлечению звука из металлических брусков или пластин.

Сопоставление видимой вибрации струны и производимого звука.

Извлечение звуков с помощью духовых музыкальных инструментов:
дудочка, флейста и др.

Кейс Содержание Работа с кейсом

Возникновение музыкального звука при трении. Скрипка, виолончель, контрабас.

Сочетания музыкальных звуков, трезвучия, аккорды. Звучание, ритм, темп.

Человеческий голос.

Отражение звука. Эхо. Усиление звука: рупор, различные резонаторы. Возможность фокусировать звук в одной точке.

Возможность увидеть действие звука.

О неслышных для нас звуках (инфразвук и ультразвук). Животные, которые эти звуки слышат (кошка, медуза и др.)
Летучие мыши и дельфины, которые умеют также издавать ультразвуковые сигналы и даже видят с их помощью (эхолокация). Прибор, которые умеет создавать ультразвуковые сигналы (эхолот).

Механические устройства. Рычаг, катапульта Архимеда. Пружина. Маятник. Часы.

Паровая машина. Двигатель внутреннего сгорания.
Автомобиль и самолет.
Восприятие соответствующих фрагментов музыкальных произвелений (с аудионосителей; живая музыка).

Тактильное восприятие (пальчиками) вибрации голосовых связок при пении и разговоре.

Игры с картонным рупором (усиление производимого звука и усиление воспринимаемогно звука).

Опыты-игры с концентрацией звука: например, с помощью рефлектора настольной лампы, кастрюльки или стакана.

Опыты-игры с порошком, рассеянным на ограниченной плоскости, подвергаемой воздействию звуковых вибраций (например, коробочка с тонким слоем пудры, помещаемая на громкоговоритель).

Просмотр фрагментов видовых и научно-популярных фильмов по соответствующей тематике (в том числе о дельфинах).

Взаимодействие с реальными предметами.
Опыты-игры с простейшими механическими устройствами: например, с рычагом (демонстрация возможности поднять тяжелый груз одним движением пальца).

Игры с различными заводными игрушками, в которых используются пружины.

Сравнение движения маятников различной длины (с грузиками разного веса).

Просмотр видеоматериалов. Игры с моделями.

Тематический блок Содержание Деятельность / Формы Проектная деятельность

Реактивный двигатель.
Опыты-игры с моделями реактивных устройств, на основе воздушного шарика, из которого выходит воздух или вытекает вода.
Искусственные спутники и космические корабли.

Оптические устройства. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп. Передача сигналов с помощью света. (Связь с разделом «Знакомство со светом и оптическими явлениями»).

Устройства на основе электричества и магнетизма.
Осветительная лампа. Электромагнит. (Связь с разделом
«Знакомство с электричеством и магнетизмом как явлениями».) Телеграф. Телефон. Радиоволны. Радиотелеграф. Радиотелефон. Радиовещание. Телевидение.

Компьютеры: механические счетные устройства, электрические вычислительные устройства, электронные компьютеры.
Понятие информационной сети.
Интернет. Различные варианты современных компьютеров. Какой техника видится в будущем. Тенденция к уменьшению размера и повышению мощности устройств. Универсализация техники (один компьютер может выполнять функции и вычислительной машины, и радиоприемника, и телефона, и кинотеатра, и многих других устройств).

Просмотр видеоматериалов.

См. выше, в тематическом блоке «Знакомство со светом и оптическими явлениями»).

Сюжетно-ролевые игры по соответствующей тематике.

Игры с компьютером и на компьютере.

Практическиое знакомство с Интернетом, с Интернет-ресурсами, адресованными дошкольникам; с электронной почтой.