Рабочий лист стажера в МБДОУ г. Иркутска детский сад №124
Проблематика педагогической стажировки: — «Получение детьми опыта социальной практики при реализации социально-образовательного проекта экологической направленности».
Тема педагогической стажировки: — «Проектирование и реализация социально-образовательного проекта экологической направленности». (далее – СОП).
Форма работы: «Хакатон — марафон по решению педагогических задач».
Темы: | Педагогические задачи: |
Стажёрская проба №1 «Характеристика социально-образовательного проекта». | 1)Выберите значимые характеристики социально-образовательного проекта и соедините их по смыслу с пояснениями.
2) С опорой на характеристику социально-образовательного проекта определите его место в образовательной программе, приведите свои доводы и аргументы.
|
Стажёрская проба №2 «Технология реализации образовательных ситуаций социально – образовательного проекта». | 3) На основании технологической карты занятия «Поможем птицам зимой», для получения опыта социальной практики детьми, подберите методические приёмы:
— Которые применил воспитатель в ходе совместной деятельности. — Которые применили Вы, на правах соисполнителя в совместной деятельности. — Которые, необходимо было применить по Вашему мнению.
|
Стажёрская проба №3
«Проектирование целевых позиций социально-образовательного проекта». |
4) С опорой на структуру проекта «Эколята – защитники природы МБДОУ №124» сформулируйте целевые позиции проекта «Эколята – защитники природы» Вашей территории, города, посёлка.
|
«Рефлексивный анализ дня». | 5) Посвящение стажёров во Всероссийское движение «Эколята – защитники природы».
|
Исходя из предложенного марафона педагогических задач стажёра, сформулируйте Вашу цель стажировки:
Цель: _________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
|
Стажерская проба № 1.
«Характеристика социально-образовательного проекта экологической направленности»
Педагогическое задание 1. Выберите (подчеркните) значимые характеристики социально-образовательного проекта и соедините их по смыслу с пояснениями (нарисуйте линию соединения).
Характеристики СОП экологической направленности | Пояснение | |
1.Направлен — на решение реальной, конкретной социально значимой проблемы, связанной с территорией.
|
СОП предполагает наличие опыта социальной практики, дети должны быть погружены в осмысление социальной ситуации. Социальная практика представлена в полезных делах. | |
2.Ориентирован — на осуществление социального действия. | СОП предполагает организацию совместной (групповой) деятельности взрослых и детей. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность родной природы, а не просто воспроизведение информации.
|
|
3. Построен — на основе социального контекста. | Проблема, на которую направлен СОП, должна быть связана с территорией; местным экологическим участком, где проживает ребёнок. Такая проблема понятна ребёнку дошкольного возраста, он находится с ней в пространственном соприкосновении.
|
|
4. Имеет — групповой характер реализации. | СОП могут быть составной частью «сквозной программы», как формы координации интересов органов власти и инициативных групп детей. У детей растёт ответственность за свой район, дети понимают, что они вошли в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
|
|
5. Может — являться частью федеральной, региональной, муниципальной «сквозной программы» движения, эксперимента.
|
СОП реализуется в пространстве, вне детского сада, обязательно должно быть исследование социальной проблемы, накопление информации, выделение среды и ресурсов в рамках социального контекста. |
Педагогическое задание 2. С опорой на характеристику социально-образовательного проекта определите (подчеркните) его место в образовательной программе дошкольного образования, приведите свои доводы и аргументы.
СОП целесообразно включить в обязательную часть программы; | СОП целесообразно включить в часть формируемую участниками образовательных отношений,
|
— В содержательный раздел программы: описание вариативных форм, способов и средств реализации программы
|
— В разработанные самостоятельно формы организации образовательной работы |
— В способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности | — В описание вариативных форм, способов и средств реализации парциальной или самостоятельно разработанной программы |
Ваши доводы и аргументы: ________________________________________
________________________________________
|
Ваши доводы и аргументы: _____________________________________________
_____________________________________________ |
Стажёрская проба №2
«Технология реализации образовательных ситуаций социально – образовательного проекта».
Педагогическое задание 3. На основании технологической карты занятия «Поможем птицам зимой», для получения опыта социальной практики детьми, подберите методические приёмы:
- Которые применил воспитатель в ходе совместной деятельности.
- Которые применили Вы, на правах соисполнителя в совместной деятельности.
- Которые, необходимо было применить по Вашему мнению.
Технологическая карта занятия | Методические приёмы |
1).Личностная отнесенность к заявленной проблеме, формулирование исходного замысла. Желание оказать помощь, бережное отношение к птицам, проявление сочувствия.
|
1)
|
2)Обсуждение с детьми того, в чем состоит проблема, что мы можем (хотим) в ней изменить, как повлиять на благополучное проживание птиц зимой, участие ребёнка в анализе проблемного поля.
Актуализация способов защиты птиц зимой. |
2)
|
3) Оценка имеющихся материалов в центрах активности.
|
3)
|
4) Участие ребенка, в выборе деятельности исходя из обозначенного проблемного поля, личное самоопределение в социальной практике.
|
4)
|
5) Способы поддержки и помощи детям при выполнении практических действий в центрах активности | 5)
|
6) Рефлексия результатов и эффективности способов деятельности, соотношения предпринятых действий с исходным замыслом. | 6)
|
Стажёрская проба №3
«Проектирование целевых позиций социально-образовательного проекта «Эколята – защитники природы»».
Педагогическое задание 4. С опорой на структуру проекта «Эколята – защитники природы МБДОУ №124» сформулируйте целевые позиции проекта «Эколята – защитники природы» Вашей территории, города, посёлка.
Структура проекта | Целевые позиции проекта | Социально- образовательный проект Вашего ДОУ |
Направленность на территорию
|
Проблема сохранения природы, на которую направлен социально-образовательный проект «Эколята – дошколята детского сада 124», связана с территорией дендропарка Академгородка города Иркутска, рядом с которой находится дошкольная организация.
|
|
Стратегические цели, на которые работает проект | Цель1: Создание условий для активного познания природы и нового экологического мышления в рамках образовательного события « Дендропарк Академгородка города Иркутска» с использованием положительного образа сказочного героя «Умницы».
Цель2: Создание условий для активного воздействия на мир природы в рамках образовательного события «Сохраним природу вместе» с использованием положительного образа сказочного героя «Шалуна»
Цель3: Создание условий для проявления ребёнком общечеловеческих ценностей: чувства экологической ответственности, любовь к природе родного края, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде в рамках образовательного события «Земля наш дом» с использованием образа сказочных героев «Елочки и Желудя».
|
|
Цель проекта | Цель проекта: В рамках образовательных событий создать условия для экологического содействия и сотрудничества детей и взрослых для охраны и защиты природы местного дендропарка Академгородка Иркутска, с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы.
|
|
Виды работ, включенных в проект | Цель1: будет выполнен комплекс мероприятий по теме «Виртуальный дендропарк».
Цель 2: будет выполнен комплекс мероприятий по теме «Сохраним природу вместе». Цель3; будет выполнен комплекс мероприятий по теме «Земля наш дом». |
|
Продукты результаты проекта (что будет создано (получено) в результате его реализации). | Цель1 «Виртуальный дендропарк»
— «Гербарий растений» коллекция растений с фотографией и описанием происхождения каждого растения дендропарка. — «Книги о природе» созданные участниками проекта с описанием красоты, уникальности природы дендропарка. Цель 2 «Сохраним природу вместе» — «Лэпбукиэколят — дендрохронологов» с возможностью изучать мир деревьев по годичным кольцам древесины, определять возраст и события в жизни дерева Цель 3 участниками проекта будет наполнен интерактивный стенд «Эколята–дошколята». |
|
Основные риски проекта и пути их минимизации
(система корректирующих действий). |
Цель1. Участники проекта не достаточно, не освоили способы защиты природы дендропарка
Пути: проведение семинара- практикума «Проектирование и реализация социально — образова- тельного проекта»
Цель2. Участники проекта не достаточно, не включены в групповую социальную практику Пути; педагогические наблюдения эффективности педагогических действий для оптимизации работы с группой детей. |
«Рефлексивный анализ дня»
Посвящение стажёров во Всероссийское движение «Эколята – защитники природы».
Уважаемый стажёр!
Если Вы были активны в решении педагогических задач, проявили инициативу в обсуждении проблем, нашли эффективные пути реализации социально- образовательного проекта Вашего детского сада, тогда Вы награждаетесь знаком «Эколята – защитники природы».
Ваши новые профессиональные компетенции проектирования и реализации социально- образовательного проекта экологической направленности, позволят вместе с нами включиться во Всероссийское движение «Эколята — защитники природы».