МБДОУ Детский сад № 18, Rused - Единая сеть образовательных учреждений.
Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 18

Учреждение Образования: город Иркутск, ул. Байкальская, 199

Новости
Фотоальбомы
Контакты

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Добро пожаловать на страницу нашего

Ресурсного центра.

 

В 2018 – 2019 учебном году  ресурсный центр работает по теме: «В театр играем - речь развиваем».

В настоящее время важнейшими задачами дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО являются усвоение детьми общечеловеческих ценностей, развитие внимания, мышления, расширение словаря, общего кругозора, формирование у воспитанников творческих способностей.

В процессе театрализованной игры обогащается словарный запас; улучшается связная речь и её выразительность, расширяются представления дошкольников о театре и развиваются коммуникативные навыки.

Работа в ресурсном центре  направлена на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной деятельности педагогов, детей и родителей в ходе подготовки и создании спектаклей, мероприятий, развлечений, изготовлении афиш, подбор костюмов, декораций, реквизитов к спектаклям.

Выбор темы нашей работы в ресурсном центре не случаен. Дети любят театрализованные игры, любят обыгрывать различные сценки сказки, приключения различных героев, а события их жизни, измененные детской фантазией, - становятся  сюжетом детской игры.

Совместно с детьми и родителями, мы решили изучить и выяснить, что такое театр, кто работает в театре, как создаются спектакли, какие игры или куклы  можно использовать в детском саду, как самим показать спектакль. Узнать  о профессиях актер, сценарист, режиссер, костюмер, и т.д.

 Цель Ресурсного центра: Совершенствовать самостоятельную связную речь  детей  в процессе  театрализованной игры.

     Задачи Ресурсного центра:

  • Приобщать детей к театральному искусству в театрализованных играх.
  • Расширять кругозор дошкольников о театре: представление о работе артиста, режиссера, театрального художника, сценариста, декоратора; виды театра.
  • Создать условия для развития поисково-познавательной, творческой, театральной  деятельности дошкольников.
  • Использовать театрализованную игру для социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития, активности и нормализации психо-эмоционального состояния детей.
  • Активизировать практическое усвоение  лексико-грамматических средств языка,  используя элементы театрализованных игр.
  • Совершенствовать общее звучание  речи (темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность).
  • Способствовать умению сопереживать героям произведений и применению накопленного опыта  в доброжелательных взаимоотношениях  с окружающими.
  • Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе самостоятельной деятельности при создании сценариев, афиш, программ к  спектаклям.
  • Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.

 

Контактная информация:

Устюгова Анна Владимировна , педагог – организатор, тел. 89246043820

Чебунина Юлия Геннадьевна, педагог – организатор, тел.89247064204

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,  

МЫ ЖДЁМ ВАС И ВАШИХ ДЕТЕЙ

В НАШЕМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПО АДРЕСУ:

г. Иркутск, ул. Байкальская, 199

Положение о ресурсном центре

 

План мероприятий деятельности 

Ресурсного центра МБУДО г. Иркутска ЦДТ

на 2018-2019 учебный год

тема: «В театр мы играем - речь развиваем»

 

Дата проведения Название мероприятия Форма проведения Предполагаемая категория слушателей
Сентябрь

 

 «Играем в театр» (презентация)

 

 

 

«Осенняя тропа»

 

Выступление на общесадовском родительском собрании

 

Туристический поход

Родители

 

 

Дети

Октябрь

 

 «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка»

 

Праздник здоровья «Осенины, именины»

 

Семинар для родителей и педагогов

 

Развлечение

Родители, педагоги

 

 

Дети

 

Ноябрь

 

 «Театр – наш друг и помощник»

 

«Красная шапочка»

Круглый стол

 

Музыкальное театрализованное представление

Родители

 

Дети, родители

Декабрь

 

«Театральная маска»

 

«Обучение грамоте»

 

Конкурс для детей с ОВЗ

 

Семинар-практикум

Дети, родители

 

Родители

Январь

 

 «Театральный ринг»

 

 

Праздник здоровья «Я веселый витамин»

 

Семинар-практикум

 

 

Развлечение

Родители,

воспитатели

 

Дети

Февраль  «Кошкин дом»

 

«Домашний театр»

 

Конкурс

 

Семинар -практикум

дети с ОВЗ

 

Родители

Март «Байкальские нерпята»

 

 

 

«Под грибом»

Спортивный праздник на воде (бассейн)

 

Музыкальное театрализованное представление

Дети

 

 

Дети

Апрель «Путешествие по сказкам К.Я. Чуковского»

 

«Путешествие Умки»

 

КВН по сказкам для детей с ОВЗ

 

Музыкальное театрализованное представление

Дети

 

 

Дети

Май  «Как научить ребенка читать» Круглый стол Родители

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Устюгова А.В., педагог - организатор ресурсного центра МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Чебунина Ю.Г., педагог - организатор ресурсного центра МБУДО г. Иркутска ЦДТ

                                                                                                                                                                                                                                           13.09.2018г.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания,  усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. На первый план выходят такие вопросы: Какими вырастут наши дети? Каким будет новое поколение?

В первые 7 лет жизни ребенок приобретает треть того опыта, который он накапливает в течение жизни. В наше время атмосфера насыщенна отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой разрушительной силы? Как пробудить его познавательные, творческие, эмоциональные способности?

И тут на помощь педагогам приходит игра.

Исследователи, рассматривают игру, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющую развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» .
Лев Семенович Выготский отводит Особую роль   театрализованным  играм, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении виду деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Именно через театрализованную деятельность развиваются творческие способности детей дошкольного возраста.

 

Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:  1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;  2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; 3) развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием  воли,  развитием памяти,  воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, про драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной  компетентностиребенка.
Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы.
Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же  для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«безопасность», «познание», «социализация». Главных героев спектакля можно  склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художественное творчество», «социализация», «труд». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная  отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Знакомство детей с театром в нашем ДОУ происходит уже в младшем возрасте.

Малыши, поступая к нам в детский сад, в большинстве имеют нормальную линию развития личности (доверяют людям, имеют зачатки общения со сверстниками), но есть и детки которые приходят к нам с сформировавшимся недоверием к людям, с проявлениями агрессии в общении со сверстниками. Здесь главное помочь ребенку "стереть", сложившийся уже в таком возрасте стереотип, и эта работа кладется на плечи воспитателя. На помощь воспитателю приходит фольклор, обыгрывание стихов, потешек, сказок, в которых просто невозможно не участвовать каждому малышу - формируется детский коллектив. Через устное народное творчество развиваются некоторые качества личности в младшем возрасте: простейшие образно-выразительные умения (мимика, жесты), уверенность в себе, речь, самостоятельность (ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека).

Какая радостная атмосфера создается при просмотре драматизированных сказок и других инсценировок, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, уже на этом первом этапе идет приобщение детей к прекрасному. Конечно, малышам еще не доступны театральные игры и работа строится лишь на элементах этих игр, где основную роль берет на себя педагог но, переходя в следующую возрастную ступень, дети познают радость, выражают свои чувства эмоциями, становятся добрее друг к другу, что дает основу для продолжения развития личности в среднем возрасте.

В среднем возрасте дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности, для того чтобы удовлетворить детскую заинтересованность педагоги создали соответствующую предметно-развивающую среду, которая

не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные и гендерные особенности;

Для организации театрализованной деятельности детей в группе оборудована театральная зона. Здесь находятся наборы кукол, ширма для кукольного театра, маски, костюмы, разнообразные виды театров: пальчиковый театр, баночный театр, театр игрушек Би-ба-бо, деревянные настольные театры, театр матрешек, театр на фленелеграфе.

Все виды театров используются в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Дети охотно используют театральные игрушки-персонажи в свободной деятельности: строят дом для зайчика, хитрой лисы и ли голодного волка; возят на машинах зверей к доктору Айболиту, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Все это помогает решить некоторые задачи, в развитии творческой личности воспитанников:

  • совершенствовать артистические навыки детей;
  • раскрепощать детей;
  • работать над речью, интонациями;
  • коллективно действовать, взаимодействовать;
  • привлекать детей к театрализованной деятельности.

Многие куклы сделаны воспитателями и родителями своими руками, что позволяет воспитывать уважение к труду взрослых.
На этом же возрастном этапе воспитывается такая черта личности как самоуважение. Высокий уровень самоуважения — очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Здесь, на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. У нас каждый малыш найдет себе роль, один приготовит ширму для театра, а второй прочитает стихотворение, кто-то выберет себе роль зрителя (это тоже важная роль), но ребенок сделает это хорошо и педагог создаст обстановку доброты, сердечности и любви.

В театрализованном представлении кукла может научить ребенка правильно себя вести в тех или иных жизненных обстоятельствах или при каких – либо потенциально опасных для жизни ребенка моментах. Это будет весьма доходчиво, хотя бы уже из-за своей наглядности.

Воспитателями нашего ДОУ замечено, чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии, выводит из тупиковой ситуации.

Старший возраст, это возраст в котором открывается дверь в мир театральной постановки, в этом периоде дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных инсценировках, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.

Театральная постановка представляет частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Во-вторых, драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой.

Важнейшим в театрализованных постановках является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат, именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, эмоциональный двигательный контроль.

Работая над ролью, воспитатель старается не заучивать с детьми готовые тексты, а предлагает самим им придумывать фразы, диалоги. В результате маленькие актеры, основываясь на знании сказки, самостоятельно ищут выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Здесь раскрывается весь потенциал маленького человечка, они учатся не только у педагога, но и друг у друга.

Важно отметить, должен исполнять как отрицательные роли, так и положительные. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят исполнять роли добрых героев, сильных персонажей и не хотят играть злых. В таких случаях нужно объяснить ребенку, что артисты должны уметь играть все роли.

Перед вами представлены 10 этапов, которыми нужно руководствоваться на наш взгляд при постановки сказки, пьесы:

  • Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом.
  • Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
  • Повторные показы спектакля.

В нашем коллективе театром увлечены все: дети, воспитатели, родители. Взрослые оказывают неоценимую помощь в создании костюмов, декораций, атрибутов. Генеральная репетиция – это волнующий момент не только, для взрослых, но и для актеров. Примерка костюмов – это чудесное превращение ребенка в героя пьесы, самые дорогие и волнующие минуты, в сознании малыша.

Каждое новое представление превращается для нашего детского сада и всего коллектива в настоящий праздник, яркий, торжественный, Выявлено, чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Наш поход "в гости к Осени"

Сценарий похода «В гости к Осени»

Педагог-организатор Чебунина Ю. Г.

Педагог-организатор Устюгова А. В.

МБУДО г. Иркутска ЦДТ ресурсный центр

Цель: формирование у детей экологического мышления, развитие сплоченности и коллективизма.

Оформление: Вдоль лесной тропы, по которой будут двигаться участники, на ветки деревьев подвязывают разноцветные ленты, чтобы ребята не сбились с пути. На второй остановке к веткам деревьев крепятся карточки с изображением мусора.

Необходимые атрибуты:

  • Клубок ниток;
  • Шляпа с карточками,на которых написаны названия животных;
  • 4 ведра с надписями«Бумага», «Металл», «Пищевые отходы» и «Стекло»;
  • Карточки с изображениями различных предметов,относящихся к одному из четырех видов мусора;
  • Значки «Защитник природы»по количеству участников.

Роли:

  • Ведущий
  • Хозяин леса - Леший
  • Лесная фея
  • Духи животного и растительного мира
  • Матушка Природа

Ход мероприятия

Ведущий собирает детей на лесной полянке.                                    

Дети собираются на полянке. Ведущий приветствует детей и сообщает о цели похода, предлагает пройти через Осеннюю Тропу. По дороге ребят встречают лесные духи, которые знакомят с законами природы. После испытаний проводятся игры и конкурсы, устраивается пикник.
Ведущий: Ребята, сегодня мы будем изучать тайны лесного царства. Чтобы полностью окунуться в мир природы, давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Чувствуете свежесть воздуха? Он придает бодрость и внутреннюю силу. Эти качества помогут вам пройти по нашей Осенней Тропе и добраться до самой Матушки Природы. Готовы?

Дети: Да!

Ведущий: Тогда вперед! Обратите внимание, что на некоторых деревьях есть красные ленточки – они будут указывать вам путь. Прежде, чем отправиться, давайте вспомним, как правильно себя вести в лесу. Что вы знаете об этом?

Дети: Ходить нужно по тропинке, чтобы не топтать лесную траву. Нельзя рвать растения, разорять птичьи гнезда, мусорить, кричать.

Ведущий: Молодцы! Все-то вы знаете, все-то вы помните. Вижу, что хорошо подготовились. Но вдруг вы заблудитесь? Что тогда будете делать?

Дети: Кричать «Ау!», ждать помощи.

Ведущий: Но не всегда это работает, ведь остальные могли уйти настолько далеко, что просто не услышат ваши крики о помощи. Поэтому, чтобы не потеряться, мы должны держаться друг друга. А чтобы это было несложно, предлагаю перевязаться одной ниткой.

Ведущий передает клубок ниток участникам похода. Те обматывают себя вокруг талии ниткой, разматывая постепенно клубок, и передают его дальше. Последний участник также обматывает себя нитью, клубок убирает в карман, чтобы не потерялся. На каждой остановке клубок то сматывается, освобождая участников, то разматывается, объединяя их.

Ведущий: Теперь я уверен, что никто не заплутает! Сейчас вы едины – значит, непобедимы! Желаю вам удачи! До скорых встреч на финише!

Дети отправляются в путь по тропе друг за другом. Доходят до первой остановки «Лесные звуки». Их встречает Леший. Дети освобождаются от связывающей нити, встают полукругом вокруг него.

Леший: Всем здравствуйте. Ваша первая остановка – «Лесные звуки». Ребята, вспомните всё, что вы слышали, когда шли ко мне.

Ребята перечисляют.

Леший: Сейчас проверим, все ли звуки вы смогли различить. Закройте глаза и прислушайтесь.

Дети выполняют задание.

Леший: Теперь скажите, чьи звуки вы смогли различить?

Дети: Звуки деревьев (шум листвы), травы, птиц, насекомых.

Леший: Молодцы, так много услышали. Скажите, все эти звуки вы назвали мне первый раз?

Дети: Нет!

Леший: Для того чтобы услышать природу, нужно быть очень внимательным. Как говорится, «держать ушки на макушке». Проверим, хорошо ли у вас развита внимательность.

Леший проводит игру «Лесной хор». Выбирается один водящий, он поворачивается к ребятам спиной. Участники вытягивают из шляпы карточку с названием животного, чей голос они должны подать. По знаку Лешего ребята одновременно произносят «свои» звуки (волк воет, воробей чирикает и так далее) под мотив любой известной песни, например, «В траве сидел кузнечик…». Задача водящего – отгадать, какие звери и птицы «присутствуют» в хоре.

Лесовик: Молодцы, ребята! Многих зверей и птиц знаете, многих можете распознать по голосу. Но запомните, что никто не сможет «услышать» природу, пока этого не захочет. Окружающий мир часто подает нам какие-либо знаки, но многие их просто не замечают. Мы отдалились от природного мира, а ведь люди должны жить в согласии с природой, чтобы выжить. Именно поэтому умение «слышать» природу просто необходимо каждому. Вам пора двигаться дальше. Прощайте!

Дети вновь обвязываются нитью, затем продолжают движение. Доходят до становки «Природные краски». Здесь их встречает Лесная фея.

Лесная фея: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой чудесный день: солнышко решило порадовать нас своими яркими желтыми лучами, деревья и трава – зеленью. Весь лес Матушка Природа раскрасила, ничего не забыла. Скажите, какие цвета вы видели в этом лесу?

Дети перечисляют.

Лесная фея: 

У Природы много цветов, каждый из них она использует с определенной целью:

  • Желтое солнышко согревает душу, поднимает настроение;
  • Зеленый олицетворяет собой жизнь: каждая веточка, каждая травинка свидетельствует о наличии жизни вокруг;
  • Осенью, когда все деревья готовятся ко сну, Природа решила порадовать нас яркими красками, чтобы мы не грустили;
  • В зимнее время яркий белоснежный ковер устилает темную землю, поднимая настроение, а красивые снежинки зовут на прогулку;
  • Даже весной, когда снег начинает таять, обнажая черную землю, Природа решила разукрасить небо в ярко-голубой цвет, чтобы хоть как-то разбавить темные оттенки.

Лесная фея: Посмотрите вокруг – разве это не чудесно? Как можно губить такую красоту? Но некоторые люди не думают об этом, они после похода оставляют отходы прямо на том месте, где находились. Разве так можно поступать?

Дети: Нет!

Лесная фея: Как нужно правильно вести себя в такой ситуации?

Дети рассказывают.

Лесная фея: Вижу, что знаете. Давайте очистим лес от мусора!

Проводит игру «Собери мусор». Все участники делятся на 4 команды, каждой из которых вручается ведро. На ветках деревьев привязаны карточки с изображением предметов – «мусор». Задача команд – собрать «свой» мусор как можно быстрее. При этом важно не ошибиться и не захватить «чужую» карточку.

Лесная фея: Молодцы, быстро справились с заданием. Теперь лес чистый, приятно на него посмотреть. Кроме этого, он теперь безопасен для его обитателей: они не поранятся о стекла или консервные банки, не отравятся ядовитыми отходами. Чтобы такого не было, нужно следить за своими действиями и не допускать нарушения правил поведения в лесу. Настала пора прощания. Обещайте, что будете соблюдать все правила поведения в лесу!

Дети обещают, идут дальше по тропинке до следующей остановки – «Живая природа», где их встречают Лесные духи растений и животных.

1 дух: Добрый день, ребята!

2 дух: Здравствуйте! Я –  дух животного мира, а это моя сестра  – дух растительности.

1 дух: Мы отвечаем за нормальное существование всех живых организмов в этом лесу.

2 дух: Вы нас, ребята, порой огорчаете: бывает, что бегаете по лесу, кричите, пугаете птиц и зверей. А может, в это время птичка на гнезде сидит? Бросит она своих еще не вылупившихся птенчиков, и улетит. Уйдут животные из того места, где им нормально жить не дают. Погибнет лесная экосистема!

1 дух: Или цветы рвете, ветки у деревьев обламываете. Думаете, им не больно? Им очень больно, они кричат, да вы их не слышите – на очень высокой частоте издают звуки, которые практически невозможно услышать человеку. Они ведь тоже живые!

2 дух: Ко всему живому нужно относиться с уважением. Каждый имеет на это право.

1 дух: Ребята, может ли человек жить без растений и животных? Почему?

Дети отвечают.

2 дух: Но почему-то некоторые об этом забывают. Нужно заботиться о детях природы, сотрудничать с ними, а не уничтожать. Ведь все мы живем на одной планете, и друг без друга просто не выживем.

1 дух: Вернее, люди не смогут жить без окружающей живой природы. Она-то без них справится!

2 дух: Давайте не будем забывать об этом. Договорились?

1 дух: Вот и хорошо. Чтобы заботиться о растениях и животных, нужно стремиться узнавать их. Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете некоторые растения и животных.

Лесные духи проводят игру «Узнай по описанию». Духи по очереди читают описание растения или животного, а дети их отгадывают.

2 дух: Молодцы, ребята. Вы многое знаете из мира природы.

1 дух: Но не останавливайтесь на этом. Узнавайте больше, и тогда сможете раскрыть множество природных тайн.

2 дух: Желаем вам удачи на этом нелегком пути. До свидания!

Дети отправляются дальше. Доходят до последней остановки – «Мой дом». Здесь встречает ребят сама Матушка Природа.

Матушка Природа: Ребята, наконец-то вы пришли! Я уж беспокоиться начала, что вы назад повернули, не захотели идти вперед. Расскажите, кого встретили на своем пути, о чем узнали?

Дети рассказывают.

Матушка Природа: Молодцы, многое запомнили. Ребята, вы знаете, что лес – это дом для многих организмов? Давайте посмотрим, кто живет в этом огромном доме.

Матушка Природа проводит экскурсию по лесу, спрашивает, а затем рассказывает о его обитателях, показывает их «домики»: муравейники, улей, норки и так далее.

Матушка Природа: Вот и закончилась наша экскурсия. Но я рассказала вам лишь самую малую часть о жизни лесных жителей. Если вам будет интересно, посмотрите литературу по этой теме, расскажите о том, что узнали, друзьям и знакомым. Помните, что человек без природы жить не сможет. Поэтому он должен любыми усилиями сохранить то, что имеет. Не ссорьтесь с природой – и она отплатит вам добром. Отправляйтесь дальше по тропинке. До свидания!

Дети идут по тропинке и выходят на полянку, где их ждет ведущий.

Ведущий: И снова здравствуйте. Ребята, понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия в мир природы? Что особенного вы запомнили? Как нужно себя вести в лесу? Почему?

Дети отвечают на вопросы ведущего.

Ведущий: Сегодня вы узнали много о мире природы. Думаю, вы не только запомнили все, что видели и слышали, но и намотали на ус. Так как вы смогли пройти все испытания, можете считать себя победителями. А победителям положен знак отличия.

Ведущий вручает ребятам значки «Защитник природы».

Ведущий: Вижу, устали вы немного. Предлагаю отдохнуть.

Дети устраивают пикник. Ведущий проводит игры и конкурсы на природе. После пикника не забывают убрать за собой.

Ведущий: Матушка Природа заботится о каждом своем подопечном независимо от его размера и возможностей. Всем живым существам она дала особенность, позволяющую выжить в этом суровом мире: зайцы могут менять цвет шубки, чтобы иметь возможность скрыться от хищников, ежи – сворачиваться в колючий клубок с той же целью, хищники – острый нюх, чтобы найти добычу. Физически слабому человеку она дала развитый мозг, чтобы он мог придумать план спасения. Да, человек придумал, как выжить в этом мире, даже больше – он начал уничтожать неподвластную ему природу. Если он не остановится, то погибнут не только растения и животные, но и сам человек! Поэтому давайте будем беречь то, что у нас есть. Станем частью природы, а не ее врагом. Надеюсь, наш день сегодня не прошел даром, и каждый что-то взял для себя. Не будем прощаться, скажем просто «До свидания»!

Ведущий уходит, дети отправляются в сад.