Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 183

Учреждение Образования: г. Иркутск, мкр. Университетский, 108

Консультации

vospitanie-lyuboznatelnosti-u-doshkolnikov-sredstvami-prirody

Консультация для родителей.

 

Воспитание любознательности1_ris-_malyshi_s_knigoj_i_lupoj

у дошкольников средствами природы.

Влияние природы на ребенка огромно! Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность.

Что такое любознательность?

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой). У отдельных детей есть достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но, если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день ему приносит массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, каких только вопросов не услышим от него! Пока дети не утратили интереса к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Что толкает детей разрушать, например, ломать машинки? (стремление познать, что у них внутри, почему они двигаются.)

С развитием ребенка возрастает его интерес к окружающему миру, природе. Часто возникают вопросы: почему и отчего? И мы называем этот период «возрастом почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?», а почему, почему?..  Множество таких вопросов ежедневно обрушиваются на педагогов, родителей, которые парой не знают, как от них увернуться, как на них ответить.

Хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит малое количество и скудное количество задаваемых ребенком вопросов. Пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать. При этом следует обучить ребенка самостоятельно находить ответы. Не рекомендуется отвечать на вопросы в категоричной форме – «да» или «нет». Лучше всего сопровождать беседы краткой беседой, которая поможет увидеть ребенку не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать ребенка сложными ответами.

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Такой способ общения активизирует мыслительную деятельность, побуждает к сравнению, сопоставлению, учит делать выводы и умозаключения. Наша задача – поддержать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов возрастало. Конечно, следует учитывать соответствие ответов возрасту ребенка. Чем больше «почему» - тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в развитии.

Нужно ли сразу отвечать ребенку?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Можно даже умышленно ответить неправильно, если вы убеждены, что ребенок знает ответ. Либо предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим явлением.)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он увлечен приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Проходит время и школьник, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, неохотно выполняет домашние задания. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего у него не развита та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Конечно, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнавать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна и поэтому ее необходимо развивать.

Факторы, способствующие формированию любознательности ребенка дошкольника.

Прежде всего – это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, способствуют установлению дружеских отношений. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Нужно только научиться наполнять прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда нечего было бы показать ребенку.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Главное – чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающим этот огонек, является радость успеха.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Загадки очень эффективно развивают любознательность, наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти ответ задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Развивать мыслительные и речевые способности помогают и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создает у ребенка определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе.  Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать. Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, побуждает в ребенке творчество.

Итак, старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умелом, сообразительном, успешном. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – зало его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

Помогите своему ребенку, ведь все в ваших руках!