Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 186

Учреждение Образования: город Иркутск, проспект Маршала Жукова, 24

Новости
Контакты

В рамках Иркутского Форума  Образование 2020 на базе нашего детского сада 27.01.2020 был проведён мастер-класс по теме «Психолого-педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе».

Мастер-класс посетили воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя различных образовательных учреждений г. Иркутска.

Богданова Анна Сергеевна, педагог-психолог обосновала актуальность данной проблемы, раскрыла теоретические подходы различных авторов, особенности развития субъектной позиции ребенка  в онтогенезе.

Перевалова Ирина Дмитриевна, заместитель заведующего представила опыт поддержки субъектной позиции ребёнка в самостоятельной деятельности, который реализуется в нашей образовательной организации. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности начинается с создания воспитателем педагогических условий, способствующих развертыванию перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности: в ходе обсуждения в утреннем круге с детьми предстоящих дел на тематический день педагог группы презентует задания, игры, пособия, которые сегодня расположены в центрах активности, предоставляя детям право выбора (отражается на экране выбора самими детьми). Результаты детской деятельности («следы» детской деятельности – рисунки, постройки, макеты и др.) остаются в оформлении пространства группы до замены новыми. Дети становятся дизайнерами группового помещения, что, безусловно, отражает их субъектную позицию, делает действительно полноправными участниками образовательного процесса. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка. Все виды деятельности детей осуществляются в форме самостоятельной  инициативной деятельности:  сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в различных центрах по выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др. После работы в центрах активности дети собираются вместе и обсуждают  результаты своей деятельности (рефлексия), анализируя что было трудного, интересного, нового в деятельности.

Карепова Любовь Александровна, педагог дополнительного образования на практике продемонстрировала мастерство поддержки субъектной позиции детей на занятии. Детям был предоставлено право выбора темы для составления интеллект-карты, партнеров деятельности, средств реализации, формы представления интеллект-карты. Разделившись на подгруппы дети создавали интеллект-карты на темы: «Животные Прибайкалья», «Подводный мир», «Растительный мир», «Животные Арктики», «Растения огорода» и др.      

Создание интеллект-карты в творческой мастерской  начинается с обращения к опыту детей. Например: «Что вы знаете о животных Прибайкалья?»  Педагог выслушивает каждого ребенка и  записывает на листочке все слова или фразы детей по озвученной теме. Эта техника называется «мозговой штурм» и проводится в соответствии с его правилами: никакой критики, фиксация всех идей и т.д. Высказывания детей сразу систематизируются, записываются в разные столбики – это будущие информационные блоки карты. С помощью мозгового штурма воспитанники генерируют новые идеи, развивают воображение и включаются в творческую деятельность. Если идеи по теме иссякли, мыслительную деятельность воспитанников  можно проблемным вопросом, загадкой. Дети должны быть главными производителями смысловых образов карты. В процессе мозгового штурма создается веер слов, понятий по теме, из которых выбираются ключевые слова.

Практическое создание интеллект-карты начинается с рисунка. Он служит образом, от которого нужно отталкиваться. Дети вместе с педагогом выбирают самую красивую, крупную иллюстрацию и помещают ее в центр листа ватмана. В центре карты – главная мысль,  яркий объект, ключевое понятие. Это  смысловой центр интеллект – карты.

В интеллект –карте на тему «Животные Прибайкалья» образовалось пять блоков. Педагог предлагает детям выполнить самое первое действие на листе ватмана  — раскрасить блоки в выбранные детьми цвета. Блоки, разделенные цветом сразу понятны детям. Цвет в карте объединяет информацию, отображает взаимосвязи, визуализирует мысли. Блоки нумеруются, начиная с верхнего правого угла, по часовой стрелке.

Самой сложной частью работы является «оживление» слов-ассоциаций.  На этом этапе вся группа вырезает, клеит, примеряет, рисует, подписывает, раскрашивает. Педагогу нужно поддерживать атмосферу творчества, направляя активных и поощряя застенчивых детей.
После того, как каждый ребёнок справился со своей задачей (иногда при помощи педагога и других детей), интеллект-карта презентуется всей группе детей.

Также для гостей мастер-класса была организована экскурсия по детскому саду, продемонстрирована развивающая предметно-пространственная среда групп, способствующая поддержке субъектной позиции дошкольников: выбор центров активности с помощью экрана выбора, оснащение центров активности по запросам детей, учет мнения детей при организации развивающей предметно-пространственной среды групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.