В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В отличии от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и оберегают от всего: «Не упади, не бегай, не выдумывай, вымой руки…» в игре он может все: плыть на океанском лайнере, лечить людей, строить дома, летать в космос. Как сказал К.Д. Ушинский, малыш в игре «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Что такое сюжетно – ролевая игра?»
Воспитатели младшей группы: Власова Н.В., Беседа И.В.
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В отличии от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и оберегают от всего: «Не упади, не бегай, не выдумывай, вымой руки…» в игре он может все: плыть на океанском лайнере, лечить людей, строить дома, летать в космос. Как сказал К.Д. Ушинский, малыш в игре «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что ребенок в своем сознании отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не выдуманной ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое, по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры- стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. А принимая на себя роль взрослого, ребенок может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.