Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

Детский сад №77

Учреждение Образования: г.Иркутск, бульвар Рябикова, 4б

Новости
Контакты

(игры для речевого развития дошкольников с алалией)

Речевая функция ребёнка формируется постепенно, как и другие высшие психические функции, и поэтапно [1]. К группе не говорящих детей относятся дети с первичными речевыми нарушениями (алалией), имеющие эмоционально-личностные нарушения (аутизм), нарушения слуха, интеллекта, комплексные нарушения развития и т.д. Не говорящие дети – это не термин, а, скорее, общепринятое в последнее время выражение. Один из наиболее сложных дефектов — это алалия. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Р.Е. Левина, изучая детей алаликов, разделила их на три группы:

— не говорящие дети с преимущественным нарушением слухового (фонематического) восприятия;

— не говорящие дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия;

— не говорящие дети с нарушением психической активности.

Спектр нарушений развития широкий, поэтому важно провести своевременную квалификационную дифференцированную диагностику: обязательно нужно проверить уровень развития слуха ребенка, а также получить консультацию невролога, психиатра, логопеда.

Этапы коррекционной работы при сенсорной алалии:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия:

  • Неречевые звуки: от наиболее интенсивных звуков к менее интенсивным, а затем к тонким акустическим дифференцировкам. Вначале работа ведется преимущественно на зрительном анализаторе, речевое комментирование заданий исключается.
  • Речевые звуки: от «сильных» речевых звуков ([а], [р], [у] и т.д.), которые связываются с предметом или явлением, к слогам, которые также должны быть связаны с конкретными предметами и действиями, далее – к словам и фразам.

2. Восприятие и различие простых слов, накопление импрессивного словаря:

Слова должны быть далекими и не похожими ни по смыслу, ни по структуре, ни по звучанию. Каждое слово при его восприятии получает двигательное, зрительное или тактильное подкрепление. Широко используются зрительный, зеркальный контроль, «чтение» с лица. Слова произносятся с неизменной интонацией.

3. Установление связи между словом и предметом в практической деятельности.

4. Понимание и выполнение ребёнком словесных инструкций.

5. Восприятие и понимание стандартизированных словосочетаний и фраз.

6. Понимание логических, грамматических и тематических групп слов.

7. Понимание усложняющихся фраз, детализированных заданий, инструкций.

8. Анализ и синтез состава собственной речи и речи окружающих.

9. Употребление ребёнком слов и предложений в ходе создания соответствующих коммуникативных ситуаций.

10. Обучение грамоте (глобальное чтение).

Этапы коррекционной работы при моторной алалии:

  1. Развитие речевой инициативы (речевого мотива).
  2. Создание мотивации к речевой деятельности (коммуникативное намерение) одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.
  3. Формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (поначалу – примитивного).
  4. Осуществление лексической разверстки.
  5. Отбор лексико-грамматических средств.
  6. Формирование грамматического структурирования высказывания.

Данная последовательность была составлена по материалам О.С. Кузьминой «Коррекционная работа при алалии». Также учитывались принципы логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов, разработанные Б.М. Гришпуном [2. с.32].

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!». Алалия у детей также поддается коррекции с помощью проведения различных упражнений в игровой форме.

Одно из важнейших требований к игре на запуск речи, да и в целом к любой игре, — она должна вызвать интерес.

Примеры игр для запуска речи:

Игра «Фруктовый боулинг» (тема «Фрукты, овощи»)

Цель: Знакомство с названиями фруктов, развитие понимания речи, снятие агрессивности, тревожности.

Оборудование: кегли, корзина с фруктами (настоящими или муляжами).

Ход игры: расставляем перед ребенком кегли. Показываем и называем фрукты, а потом сбиваем кегли, кидая в них фрукты.

Варианты инструкций: «Кидай грушу; кидай апельсин; кидай яблоко. Бух! Попала. Опа! Мимо».

Игра «Овощной грузовичок»

Цель: Знакомство с названиями овощей, развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Оборудование: корзина с овощами.

Ход игры: Превращаем ребёнка в «грузовичок». Ребёнок становится на четвереньки, а взрослый ему на спину кладет овощ. Ребёнок должен перевести его от «склад» к «магазину». В «магазине» разгружаем ребенка. Взрослый при этом произносит название привезенного овоща. Таким образом, ребёнок знакомится с названием овоща.

Варианты инструкций: «Ты – грузовичок. Вези лук. Что ты делаешь? Везу. Опа! Привез. Что ты привез в магазин? Лук.

Игра «Тактильные пеньки» (тема «Осень, дары осени»)

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, обогащение сенсорного опыта.

Оборудование: спилы дерева (небольшого диаметра); на спилы парами приклеены кусочки различной фактуры: шершавый, гладкий, мягкий, пушистый и т.д..

Ход игры: Взрослый предлагает ощупать, потрогать кусочки различной фактуры, наклеенные на пеньки. После этого надо найти пару.

Варианты инструкций: «Это пень. Он гладкий. Трогай. А теперь ищи такой же пень. Ищи этот. Какой это пень? Гладкий». И так далее.

Литература

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии /Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2009.
  2. Решетко М. 100 игр для запуска речи /Марина Решетко. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. -127 с. – (Библиотека логопеда).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *