
Конспект занятия «Весенние приметы»
Формирование первой слоговой структуры слов
Автоматизация звука [л] (рабочая тетрадь)
НОРМЫ РАЗВИТИЯ ребенка в 2 года»
🔹Мышление:
Показывает большой\маленький, один-много; Показывает и называет 2-3 цвета; Раскладывает предметы по цветам и размеру (синий к синему, красный к красному..); Собирает сортер с фигурками и пирамидку на 3-4 кольца.
⠀Моторика: Падает редко; Поднимается по лестнице приставным шагом, держится за перила; Может бросить и поймать мяч, подпрыгнуть; Сам приседает и встает, не падает при этом; Ест, рисует чаще одной рукой Переворачивает по одной странице в книге. Разрывает бумагу. Лепит. Рисует вертикальные и округлые линии; Есть указательный жест и пинцетный захват. Может сам снять носки, шапку, варежки, всунуть ногу в обувь.
⠀
Понимание речи: Показывает части тела и большинство предметов в книгах;
Понимает глаголы (показывает, кто идет, плачет, лает..) и прилагательные (размер, названия цветов, высокий\низкий..); Выполняет инструкции из 2 частей (возьми носки и дай папе); говорит около 100-200 слов (к 2,5 г. — 300-400). Слова считаются вместе со звукоподражаниями; В 2 года появляются фразы (мама, дай. Хочу сок) и к 2.5 годам они превращаются в предложения из 3-4 слов; Правильно говорит простые звуки (в том числе К, Г, Т, Д, В). Многие звуки смягчает; В словах из 3 слогов ребенок произносит, как правило, 2 слога (собака – бака) или пропускает первый звук (абака). Слова из 2 слогов и из 1 слога произносит верно (вата, вода; кот, дом). В словах со стечением согласных звуков один из них пропускает (баНКа — бака, коШка — кока). К 2.6 появляются четкие слова из 3 слогов. Появляются окончания прилагательных (краснАЯ сумка, краснЫЙ дом), винительного падежа (вижу лисУ), множественное число существительных (коты, вагоны, собаки…); Большинство окончаний еще не изменяет (говорит слова в начальной форме: мама, пить сок).
НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В 2.6 — 3 года»
Речевые навыки
Речь ребенка к 2,6 — 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и соноры.
Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:
Правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей; составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги; предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов; запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу; легко узнает и называет знакомые ему предметы; составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений; употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе; знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление; различает антонимы и правильно использует их (большой — маленький, высокий — низкий ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути.
Мышление
Речь и мышление ребенка в этот период тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного или услышанного, пытается объяснить некоторые явления: Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослого (он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи); сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду; вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад; собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов; легко собирает пирамидку, учитывая величину колец.; из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.; владеет понятиями «один-много»; считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах; знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, по времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее. сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру (от большего к меньшему), подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Развитие моторики.
К 3 годам ребенок должен выполнять следующее: легко собирать по одной бусинке, горошине и др; надевать бусины на нитку; лепить шарики из пластилина; резать бумагу ножницами; собирать мозаику.
Бытовые навыки
Ребенок в 2,6 — 3 года стремится к самостоятельности во всем: самоуверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде; знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце; расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи; убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;
▫самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой; использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой; моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
▫снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок ближе к 3 годам в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности: уверенно и быстро бегает; играет в мяч (пинает его, подкидывает, ловит); легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые.
Физически дети могут перескакивать через ступеньки; сам забирается на горку и скатывается с нее; держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние; ходит задом наперед; ездит на трехколесном велосипеде; держит равновесие и прыгает на одной ноге;
▫кувыркается вперед и назад.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
Психические процессы: внимание, память и мышление — к 3 годам уже хорошо развиты: неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке; способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти, рассказывать о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться; понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я» — «я пойду», «я сделаю».
Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся свою точку зрения.
Навыки социального общения:
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Малыш теперь все больше стремится быть в кругу сверстников, а не с родителями. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры: ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным; воспринимает и подчиняется правилам определенной игры; во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее; в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания»….
Про матрешку
У кого в детстве не было матрешек? Это игрушка, которая переходит из поколения в поколение. Матрешка — отличная игрушка для развития и диагностики уровня развития мышления ребёнка. Чем же она полезна?
1. Многофункциональностью. Одну и ту же матрешку можно использовать несколько лет. К 2 годам ребёнок может самостоятельно собирать и разбирать матрешку состоящую из двух частей. В промежутке с 2,5 до 3 лет- трехсоставную
С 3 до 4 лет — состоящую из четырёх частей
2. Диагностический потенциал. Матрешка — лучший материал для дифференциальной диагностики стойки и нестойких задержек познавательной деятельности ребёнка вплоть до 4 лет
3. Развивающий потенциал. Матрешка развивает: — мелкую моторику
-соотносящие действия — координацию глаз-рука – мышление — ориентировку в величине предметов.
Как стимулировать неговорящих детей произносить да/нет
Несмотря на простоту этих слов, многие неговорящие дети не умеют ими пользоваться и не всегда понимают их значение.
Поэтому необходимы специальные упражнения, которые помогают освоить смысл этих слов и научиться их правильно применять.
Для начала необходимо взять только одно слово («да») и включить его в режимные моменты, процесс обучения, выстраивая с ребёнком диалог.
«Ты собрал? Ты построил? и т.п.
На первых этапах, особенно если не удаётся произнести слово, нужно побуждать ребёнка реагировать на вопрос кивком головы, при этом взрослый должен фоном произносить «да». Т.о у ребенка формируется связь между жестом и словом.
Затем аналогично постепенно нужно включать в занятия слово «нет», задавая ребёнку вопрос, например, в процессе деятельности, когда действие ещё не закончено. «Ты все собрал? Ты оделся?…
Также можно использовать простые игры. Например, в домик помещается игрушка, и взрослый задаёт вопрос: Тут зая? Тут киса? При этом побуждая ребёнка к ответу: да/нет
НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В 3 — 4 года»
Внимание и память Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина (для тренировки памяти и внимания- можно притвориться, что вы забыли дорогу и предложить проводить вас). ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов; запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
быстро запоминзет стихи и песенки, сказки и детские рассказы;
узнает прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему; повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике; находит несколько признаков сходств или отличий на картинках: находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно: собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов; называет увиденные предметы по порядку, опрелеляет, какой из них пропал; повторит произнесенную взрослыми цепочку слов; посмотрев на сюжетные картинки, может пересказать изображенные на них действия.
Мышление
Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку. к школе. в этом возрасте можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иностранных, но торопиться не стоит; запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением; Без труда находит «лишний» предмет в заданном ряду; сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот. Сам подбирает антонимы зимой холодно, а летом? -жарко/ днем светло, а ночью? — темно……); решает простые головоломки, загадки, логические задачи; находит отличия на рисунках и объясняет их; знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры; определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги; учится собирать конструктор по схеме.
Речевые навыки ребенка в 3-4 года:
Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием
сложных предложений и однородных членов. четко произносит гласные и согласные звуки; умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог; составляет связный текст до 6 предложений; с легкостью описывает изображенное на картинке; может дать полное описание игрушки; называет свое имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству: называет свой возраст, домашний адрес;
различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи; использует единственное и множественное число: не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту
употребляет предлоги; в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова. допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является овладение шипящих звуков и сонорных; речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.
Мелкая моторика.
Развивая моторику — родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита: ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе; нанизывает бусины средней величины на нитку: завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки: учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку:
проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки; ️разукрашивает картинки, не выходя за контуры; обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник — домик;
из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек,
уметь вырезать ножницами определенные фигуры по контуру.
Физическое развитие
В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем: ребенок хорошо и быстро бегает; без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее; прыгает в высоту и длину; кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол; подтягивается на перекладине или кольцах )не без помощи взрослого); преодолевает препятствия на пути.
Эмоциональное развитие
В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать: ▫распознает настроение человека на фотографии или рисунке; по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
может признать свою вину и попросить прощения; выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.
Ближе к 4 годам приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.
Интонации.
Один из первых этапов понимания обращенной речи малышом — узнавание интонации.
Сначала ребенок опирается и на наш голос, и на мимику, и на позу тела, чтобы понять, что мы имеем ввиду.
А затем, даже не видя вашего лица по интонации может понять хвалите вы его или ругаете, просите остановиться. И это происходит благодаря все более развивающемуся слуху.
На ранних этапах с помощью слуха человек определяет интонацию, громкость, длину высказывания. Затем анализ становится все более тонким и вот уже наш малыш различает фонемы внутри слова.
Прием понимания значения интонации мы используем всегда при коррекции и развитии понимания речи. Ведь сначала дети учатся понимать кто и как говорит, а потом что именно.
Игры на развитие слухового внимания при помощи музыкальных инструментов
ШУМИТ, ЗВЕНИТ, СТУЧИТ Знакомим ребёнка с разными инструментами и учим различать их звучания, что шумит, что звенит и т.д. ЧТО ЗВУЧИТ?
Когда ребёнок знаком со звуками инструментов, можно попросить его закрыть глаза или звучать за ширмой/за своей спиной. Задача ребенка определить, что звучало. Для неговорящих деток можно использовать опорные картинки, чтобы он не назвал, а показал, что это звучало.
ПОВТОРИ… За ширмой проигрываем на двух разных инструментах, например сначала колокольчик, потом маракас (погремушка) и просим малыша повторить за Вами игру, предоставив ему эти инструменты. (последовательно увеличиваем число инструментов, когда малыш усвоит игру)
ГДЕ ЗВУЧИТ Просим малыша закрыть глазки (используем повязку, если возможно). Звеним колокольчиком, например, перед лицом, у правого ушка, у левого… Задача малыша сказать, показать, где звучал инструмент.
ДАЛЕКО – БЛИЗКО Закрываем глаза малышу и звеним/стучим/шумим рядом или далеко от малыша. Он должен определить, далеко или близко был звук.
ГРОМКО-ТИХО Просим малыша поиграть/позвинеть/постучать тихо, громко. Сами громко и тихо воспроизводим звук и просим определить, как мы играли, тихо или громко
БЫСТРО-МЕДЛЕННО Аналогично, как в варианте громко и тихо
СОВМЕЩАЕМ ЗВУКИ и ДЕЙСТВИЯ Например, обозначаем, что при звуке маракаса мы бежим, а при звуке колокольчика прыгаем. Можно придумать множество вариантов действий или поиграть в замри-отомри при помощи звука музыкального инструмента.
Речь — это продукт левого полушария.
До 2 лет дети говорят правым полушарием и только потом речь «переходит» в левое полушарие. Именно поэтому важно тренировать межполушарное взаимодействие- процесс переноса и обработки информации. Левое полушарие головного мозга отвечает за речь, правое полушарие — за мышление, а мозжечок — за движения.
Когнитивные, психические и моторные функции находятся в тесной взаимосвязи. Работа мозговых структур зависит от проводимости и отработки сигналов, получаемых нервной системой от внешнего мира.
Нейронные связи активизируются в процессе специальной двигательной активности. Нейроигры воздействуют на развитие системно и комплексно, задействуя все зоны мозга. Нейроигры помогают настроить каналы
взаимосвязи между мозговыми структурами и повысить общую функциональную готовность ребёнка к усвоению нового материала.
«Картотека игр и упражнений для отработки падежных окончаний существительных»