Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

Детский сад № 94

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул. Ленина, 14

Новости
Фотоальбомы
Контакты

Третий год жизни -Что? Где? Когда? Почему?

Вы с удивлением замечаете, что ваш ребенок, которому пошел третий год (уже? еще?) пытается рисовать карандашом. Этот нехитрый предмет раньше попадал в детские руки больше в роли палочки. А тут — рисуем.

Так ведь третий год — не просто очередное празднование дня рождения. Это очень важный год. Это год завершения раннего детства, детства ясельного. В жизни вашего малыша начинается новый период, говоря педагогическими терминами, младший дошкольный возраст.

Теперь вам нужно еще больше общаться со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и ребенок запоминает новое слово.

Самое главное в том, чтобы ребенок на только усвоил слова, но и сам научился их употреблять. Если же вы не будете постоянно развивать речь, ребенок очень быстро перейдет к простым словам вместо развернутых, ярких ответов. Вы ведь не хотите, слышать фразы вроде: «Упало там», «Дай то» и т.п. Но уж сами старайтесь употреблять слова правильно и не коверкать, и не сюсюкать. Лепетные слова, слова-звукоподражания и звукокомплексы остаются в прошлом. Долой «аву» вместо «собаки», «бух» вместо «упал», «ням» вместо «есть». Малышу и самому становится тесно в рамках своего старого словаря.

Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит новых слов. Так что приготовьтесь спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) к «что это?», «почему?», «куда?» и «где?». Ваш ответ должен быть связан и с тем, что ребенок уже знает. Например, в ответе на вопрос «А что это — дворец?» не нужно сразу пускаться в пространные объяснения относительно основ архитектуры, начать лучше с того, что это «такой дом…». Тем более что подобный вопрос ребенок обычно задает, слушая сказку. Покажите ему красочную картинку-иллюстрацию, чтобы новые знания были подкреплены зрительным образом.

Помните, как вы вместе с ребенком на прогулке наблюдали за окружающим миром? Отлично, будем продолжать дышать свежим воздухом, любоваться природой и одновременно развивать речь. Только теперь вы не только наблюдаете и называете, но и способствуете различению предметов по их внешнему виду, то есть «это дуб», а «это береза». Не поленитесь подойти к дереву поближе, поковырять кору, вместе пособирать листья, рассмотреть плоды или сережки.

Ну, а уж если вы принесете собранные листья домой, высушите (все, демонстрируя ребенку, комментируя свои действия, помогая малышу принимать участие во всех манипуляциях) и затем наклеить в альбомчик, усвоение новых слов по теме «Деревья» обеспечено.

Не забывайте разъяснять ребенку не только названия, но и обозначения составных частей разных предметов. «У дома есть крыша, стены, дверь, окно…» Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены высокие и низкие, окна маленькие и большие.

1




Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового. Напоминаем вам об это, несмотря на то, что раннее говорили о выросших возможностях ребенка. Да, восприятие на третьем году становится тоньше, точнее. Малыш уже понимает, что такое «далеко» и «близко», «много» и «мало». Помнит не только то, что было вчера, но и то, что произошло полгода назад. Но … ведь ребенку всего лишь третий год. Его психика еще совершенствуется, и механизмы ее довольно хрупкие.

Когда ребенок видит, например, ворону, то какое-то время наблюдает за ней, при этом может что-нибудь говорить, подражать карканью или движениям птицы. Если вам и не терпится выдать полезную информацию, сдержитесь ненадолго, а чуть погодя начните рассказывать, но постарайтесь, чтобы ребенок еще некоторое время смотрел на объект и соотносил услышанное с увиденным. Ваши фразы при этом недлинны, информативны: «У вороны большой клюв и большие ноги. Ноги очень сильные. На ногах острые когти. Ворона умеет быстро бегать. И крылья у вороны большие и сильные. Крылья помогают ей летать. Ворона ест жуков, пауков, булку, хлеб …» Конечно малыш еще не раз увидит ворону. Вот тогда и спросите: «Какие ноги у вороны?», «Как ворона летает?», «Что у вороны на ногах?» и т.д. Ну, а если ответы не ладятся, помогите, дополните, избегайте только слова «повтори».

На улице у ребенка столько впечатлений! Вокруг столько нового, интересного, все хочется потрогать, попробовать. Не ограничивайте малыша, ведь ему нужно и на горку забраться, и на качелях покачаться, и на большой камень залезть, и кота погладить. Все то, что делает малыш, попробуйте комментировать, вам это уже знакомо. Обозначить действия сложнее, чем предметы, поэтому их лучше повторять несколько раз.

Иногда приходится наблюдать на улице, как две мамочки. Оживленно беседуя, идут по дороге, толкая впереди коляски со смирно сидящими детишками. Детям тоже хочется испытать удовольствие общения, тем более на улице, где это не только приятно, но и полезно. Организуйте малышу общение с другими детьми. Здесь не нужны ни нажим, ни принуждение. Сперва пусть ребенок просто наблюдает, как играют другие дети, потом включится в процесс на уровне каких-то элементов. И уже после этого играет совместно.

В игре дети порой демонстрируют богатство речи, неожиданное для их родителей. «Я слеплю большой куличик, а ты — маленький. Ты не так делаешь! Вот как надо!» Дело в том, что, когда ребенок общается с другими детьми, он не только просит или помогает, но и сравнивает свои и чужие действия, старается заинтересовать других, советуется.

Разговоры детей очень часто являются эхом того, что услышано дома, даже интонации порой передаются совершенно точно. Необходимо учесть очень важный момент: в этом возрасте ребенку недоступен подтекст. Поэтому советы и рекомендации нужно давать напрямую, в однозначной формулировке.

Во дворе многоэтажного дома на площадке играют дети. Подходит мальчик трех лет с объемистым пакетом и вываливает прямо на руки компании кучу игрушек. Ребятня с восхищением копошится в принесенном богатстве. Сам жертвователь участия в процессе не принимает, хотя мама настойчиво подталкивает его к детям. «Не понимаю, что ему нужно, — жалуется она, — все играют, а он всегда




стоит в сторонке, вот и игрушек полно, всегда выносим много, да и не жадный он». А как вы думаете, в чем дело?

Помогают ли игрушки развитию речи? Конечно. Какие замечательные истории рассказывают малыши, играя. Найдите, пожалуйста, время, чтобы поиграть с дочкой в куклы, а с сыном в солдатики (кстати, бывает и наоборот). Наблюдая, как ребенок возится с игрушкой, что он ей говорит, вы можете узнать свои выражения, манеру речи, жесты, интонации.

Старая, как мир, мысль о том, что игрушка должна воспитывать, приносить пользу — не пустой звук. Сколько новых названий можно объяснить ребенку, сколько новых знаний, причем в легко усваиваемом виде, можно дать, например, играя с посудой. Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы «лечите» мишку, то он может «поплакать», если зайка «плохо себя ведет», с ним нужно говорить «строго».

Малыши очень любят игры, связанные с поиском спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.

Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то, что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.

Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Малыш хорошо знает, что такое чашка, тарелка, миска, пользуется этими словами, но для слова «посуда» время еще не пришло.

Лучше читать малышу книги с иллюстрациями. Если ребенок хочет полистать книгу, не препятствуйте, он может подержать ее. Очень хорошо, если ребенок, слушая, как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложения. Для этого давайте ему время приготовиться, делая небольшие паузы и показывая, что вы ждете его дополнения. Не забывайте похвалить труженика.

После двух лет можете использовать в домашней практике такое мощное средство развития как загадки. Начнем с простых загадок, отгадка на которые прячется в самой загадке: «Кто нам молоко дает и мычит: му-у-у?». Если загадка никак не отгадывается, на помощь можно призвать несколько картинок или игрушек, чтобы малыш мог выбрать.

На третьем году жизни идет знакомство с грамматикой. Прежде всего, вы можете приступить к закреплению понятия «много», то есть к использованию форм множественного числа. Здесь помогут картинки, игрушки, предметы домашнего обихода. Хотите получить уменьшительно-ласкательные словечки, закрепит понятия «большой — маленький», снабдите малыша знаниями о зверях и их детенышах. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать это на бытовом уровне, во время повседневной жизни, стараясь, чтобы ребенок научился понимать значения предлогов. Просите его выполнять какие-то действия: «Положи ложку на стол. Возьми машинку с дивана. Поищи мяч под шкафом». Уже после этого можно спрашивать, где находилось что-либо, откуда было взято, куда положено.




Многие родители, опасаясь ужасов тестирования при поступлении в школу, стремятся обогатить ребенка как можно большим количеством специальных знаний уже в этом возрасте, но ведь возможности малыша пока ограничены. Вы рискуете подорвать развитие нервной деятельности, перегрузив малыша слишком объемной и сложной для его возраста информацией. Всему свое время.

Да и произношение звуков все еще недостаточно четкое, а маме так хочется поскорее услышать раскатистое «р-р-р». Не торопитесь, для этого звука еще рано. Не форсируйте, иначе получите дефектный звук, а бороться с картавостью очень трудно, так что наберитесь терпения и отметьте себе, как обстоит дело со звуками. Придется смириться с преобладанием мягких звуков над твердыми. Шипящие «Ш,Ж» -часто заменяются на «С,3». Свистящие «С,3» тоже произносятся иногда как «Т,Д». Звуки «Ть,Сь» заменяют на «Ч,Ц», звук «К» — «X», а «Ы» звучит как «И». Но зато «А,0,И,У» затруднений не вызывают, так же как «Б,П,Д,Т,В,Ф,Г,Х,М,Н».

Не беспокойтесь, к трем годам большинство недостатков исчезнет. Кроме того ребенку трудно произносить сложные слова, поэтому из таких слов выпадают слоги и звуки. Вместо того, чтобы сокрушаться по поводу дефектов звуко- и словопроизношения, давайте посмотрим, как нам помочь малышу поскорее научиться говорить чисто.

Если ребенок говорит тихо и невнятно, не изводите его постоянными придирками и замечаниями. Переведите на себя: «Извини, я не поняла, что ты сказал. Не можешь ли ты сказать еще раз?» и т.п. И сами следите за тем, чтобы ваша речь была достаточно громкой и разборчивой.

Как надо развивать речевое дыхание, ведь, чтобы речь была хорошей, надо правильно, полноценно дышать. Подуть на ватку, бумажку (не сильно, но продолжительно). Следите, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно вырезать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточки, дуть на них. Подойдут самолетики, ракеты, дымки. Сделанный из бумаги и прикрепленный к бумажной трубе домика дымок очень нравится детям, так как колышется при дутье на него. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, на одуванчик, на кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами. Не вызывает затруднений и дутье в воду через соломинку.

Для развития мышц ротовой области, губ, языка необходима гимнастика. Научите ребенка сплевывать с губ крошки, бумажки. Губы и язычок будут двигаться активнее если смазать небо вареньем, а малыш будет слизывать сладкое язычком. Давайте вылизывать ложки, снимать капельку с ложки языком, вылизывать блюдце (не очень эстетично, но полезно).

Для того, чтобы хорошо говорить, нужно хорошо воспринимать, слышать. Поэтому имейте в арсенале звучащие игрушки. Малышу нужно узнавать их по звуку, не видя. Пусть ребенок под разные звуки выполняет разные действия, например, под дудочку прыгает, а под барабан топает. Полезно предложить насколько картинок, на которых изображены звучащие предметы или животные, или птицы. Вам придется подражать их звукам, а ребенок будет искать соответствующую картинку.

Еще один момент, требующий внимания. Вам нужно знать, что именно на третьем году развитие речи идет очень быстро. Словарь вырастает порой в 5 раз.




Идет бурный переход к фразовой речи. И вот в такое время у ребенка могут появиться повторы звуков, слогов, слов. Родители очень часто впадают в панику считая, что у ребенка заикание. Но это не заикание, это повторы. Это может продолжаться месяц, иногда — полгода. И вдруг повторы исчезают.

Если повторы появились, прежде всего не паникуйте. Вообще старайтесь не фиксировать на них ни свое внимание, ни внимание ребенка. Ни в коем случае не просите замедлять речь, молчать. И прерывать не нужно. Ваша речь в это время должна быть просто идеальной, как и ваше отношение к малышу. Помните: ребенок должен быть уверен в вас и в вашей любви всегда. Это ваш любимый малыш и вы его любите таким, какой он есть. Ведь очень часто подобные повторам явления возникают при тревожной, напряженной обстановке дома, а также, если ребенка не дослушивают, одергивают, торопят.

Какой бы не была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и попитательнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражительности, недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.

Итак, к трем годам ваш малыш:

        Часто задает вам вопросы

        Пользуется двух-, трехсловным предложениями

        Говоря, высказывает свои впечатления, мысли

        Договаривает звуки, слоги, слова при чтении

        Имеет словарный запас 1000 — 1500 слов

        Понимает значение предлогов и множественного числа

        Знает время суток

        Называет два цвета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *