Игры для развития самостоятельности у дошкольников.
«Правый — левый» (хитрая игра)
Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.
Возможны другие варианты.
- Два человечка, которые протягивают друг другу руки.
- Две половинки сердечка.
- Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова — на другой.
Можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку — он с удовольствием согласится.
«Мышиные хвостики» (игра, которая облегчает завязывание шнурков)
Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.
Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок
Перекресток.
Узелок. Вот поссорились концы,
Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой —
Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались.
И опять узлом связались.
«Веселая шнуровка» (игра)
Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.
«Научи меня» (прием)
Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги…» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.
«Наглядные напоминания» (прием)
Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки».
Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не мама его контролирует, а он сам вспоминает.
Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание — нарисуйте новую.
Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе!
Примеры напоминаний: рисунки «как сделать бутерброд», «как убрать постель», «как собрать игрушки», «как почистить зубы».
Ролевые игры
Используя игрушки, разыграйте следующие ситуации.
О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативности детей.
Итак, в какие игры можно поиграть и как развить самостоятельность?
- Игра «Да-нет». На пару с малышом, вы можете играть в эту игру. Основное правило – нельзя произносить слова «да» или «нет». А вопросы могут быть самые разнообразные. К примеру, «любишь ли ты бегать?», «нравится ли тебе читать?» и т.д.
- Игры в аналогии развивают логическое мышление. А без него никуда в самостоятельной жизни. Разделите пары слов по тематикам или по частям речи.
Например:
- начало – конец, мало – …
- здоровый – больной, ловкий – …
- зима – лето, утро – …
- добро – зло, день — …
- длинное – короткое, белое — …
- глаз – зрение, уши — …
- голубь – плица, василёк — …
- Игра «Угадай-ка».
Загадайте ребенку предмет или животное, а может его любимую игрушку, но не называйте ее. Позвольте ему угадать предмет самостоятельно. Называйте признаки, которые позволят ребенку угадать или узнать знакомый ему предмет. Например, вы загадали собаку. Назовите цвет, форму. Ребенку нужно только отвечать «да» или «нет».