РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребёнка, когда ещё отмечается некоторая тугоухость, как следствие заполняющей ухо серозной (слизистой) жидкости, постепенно частично рассасывающейся, частично выделяющейся через евстахиеву трубу.
Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями.
Уже с первого месяца вырабатываются условные слуховые рефлексы, ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух.
С пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос матери, музыку и т.п. Без подкрепления эти рефлексы скоро угасают. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие звуковой речи. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с определёнными предметами или действиями (тик-так, иди- иди, дай- дай).
В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году появляются первые слова.
Исследования учёных ( Л.В. Неймана и В.И. Бельтюкова) показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха( не превышающих 20- 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков( многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.).
Такое понижение слуха, возникающее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи.
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления и в таких случаях без специального педагогического воздействия, речь детей не развивается. Но хотя слух в своём развитии и опережает развитие движений органов речи, всё же на первых порах и он недостаточно развит, что обуславливает ряд несовершенств речи.
- Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированною, т.е. нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.
- Слабое критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной, тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочётов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии с большим трудом.
У детей следует различать биологический «элементарный») слух, как способность слышать вообще( он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл( он есть только у человека).
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Развитие фонематического восприятия осуществляется в игровой форме. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, например:
ИГРА: « ГДЕ ЗВЕНИТ БУДИЛЬНИК?»
Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, за полку, за дверь и т.д. Ребёнок должен найти источник звука, по возможности об этом сказать или показать!
ИГРА: « КАКИЕ ЧАСЫ ТИКАЮТ?»
Ребёнок должен определить, какие часы издают звук, маленькие или большие и т.д.
На втором этапе работы учим детей различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз, например:
ИГРА: « ТРИ МЕДВЕДЯ»
Звукоподражание низким, средним, высоким голосом.
В последующей работе учим детей различать слова близкие по звуковому составу.
ИГРА: « ХЛОПНИ, ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»
Показываем картинку н-р вагона и говорим: Вагон- вакон- фагон. Вагон- факон- вагом. Учить различать слоги начинать целесообразно с такой игры:
ИГРА: « ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»
Взрослый произносит: « на-на-на-па», ребёнок должен повторить. Постепенно усложняются задания. Что здесь лишнее?
Задачами последующих этапов формирования фонематического слуха является умением различать и дифференцировать звуки родного языка и навыков элементарного звукового анализа.
ИГРА: « КТО ПОЁТ?»
У детей картинки с поездом, девочкой, птичкой и т.д. Взрослый показывает звуки вначале длительно а-а-а, а потом кратко -а-, а дети поднимают картинки.
ИГРА: « ДЕД БУКВОЕД»
Взрослый за Деда Буквоеда произносит слова, например: « .шина», «.рбуз», а ребёнок должен назвать слово правильно и сказать какой звук «съел Дед Буквоед».