Умение четко различать звуки речи на слух
При нормальном ходе речевого развития малыш способен различать звуки начиная с двухлетнего возраста. Именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем — и в письме. Так, ребенок может произносить САПКА вместо ШАПКА, ЗИРАФ вместо ЖИРАФ, САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ и т.п.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев вы можете сами.
Для этого нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом следует специально подчеркнуть, утрировать различие в их звучании, чтобы оно стало для ребенка более заметным.
Сначала следует научить малыша различать трудные звуки изолированно среди других отдельных звуков, а затем находить их на слух в словах. Эти упражнения могут занять от нескольких минут до нескольких дней.
В этой статье приведены примеры наиболее часто встречающихся замен, занимаясь по аналогии и с другими звуками, вы, вероятно, сможете справиться самостоятельно, не прибегая к помощи логопеда.
Звуки З и Ж
Если ребенок не различает на слух звуки З и Ж можно начать «издалека», полагаясь представления о звуках окружающей природы. Скажите малышу, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж) а звук З – на писк комара (З-З-З-З-З-З-З), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания.
Дополнительно расскажите, что комариный писк очень высокий и «тонкий», а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушенное.
После того, как будет достигнуто различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком З, а жужжание жука — со звуком Ж. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при З – улыбка, а при Ж – «рупор»). Дайте ребенку возможность еще раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вам помогут игры:
Звуковая игра «Жук или комар?»
В разной последовательности производите то одно, то другое звучание и каждый раз задавайте один и тот же вопрос: «Жук или комар?»
Сначала малыш может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие ваших губ, а затем ему придется перейти к чисто звуковому различению звуков – для этого прикройте ваши губы листочком бумаги.
Звуковая игра «Поймай звук!»
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши только если он услышит звук Ж (затем З). Вы можете поочередно произносить все звуки родного языка, время от времени называя задуманный звук. Произносите звуки четко, утрированно.
Звуковая игра «Поймай слово!»
Теперь, пусть ребенок хлопнет в ладоши в том случае, если услышит слово с заданным звуком (сначала Ж, затем З). Произносите заданный звук отчетливо, несколько подчеркнуто. Для слухового восприятия предлагаются, например, такие слова:
Ж: Жук, пожар, тарелка , жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.п……
З: звонок, глаза, дом, незабудка, луна, зонтик, тетрадь и т.п….
Звуковая игра «Скажи правильно!»
Попросите ребенка правильно произнести пары слов которые отличаются только «трудными» звуками, например:
Козы – кожи розы – рожи жевать – зевать
Зал – жал ужи – узы наживать — называть
Это задание ребенок выполнит если он действительно научился различать рассматриваемые звуки.
Звуки Ж и Ш
В случае, если ребенок не различает на слух звуки Ш и Ж , можно так же использовать ассоциации со звуками природы: скажите малышу, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж) а звук Ш – на шум леса (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания.
Обязательно обратите внимание ребенка на то, что звук Ж мы произносим с голосом, а звук Ш – без, шепотом. А чтобы малыш это лучше понял, приложите его руку к вашей гортани (т.е. к передней части шеи) и попеременно произносите то Ж, то Ш. В первом случае вы почувствуете вибрацию, а во тором случае – нет. Положение губ и языка остаются одинаковыми.
Дайте ребенку возможность еще раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вам помогут игры:
Звуковая игра «Жук или Шум?»
В разной последовательности производите то одно, то другое звучание и каждый раз задавайте один и тот же вопрос: «Жук или шум?»
Звуковая игра «Поймай звук!»
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши только если он услышит звук Ж (затем Ш). Вы можете поочередно произносить все звуки родного языка, время от времени называя задуманный звук. Произносите звуки четко, утрированно.
Звуковая игра «Поймай слово!»
Теперь, пусть ребенок хлопнет в ладоши в том случае, если услышит слово с заданным звуком (сначала Ж, затем Ш). Произносите заданный звук отчетливо, несколько подчеркнуто. Для слухового восприятия предлагаются, например, такие слова:
Ж: Жук, пожар, тарелка , жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.п.
Ш: шар, шуба, стул, мишутка, шиповник, потолок, камыш, ведро, шина, машина и т.п.
Звуковая игра «Скажи правильно!»
Попросите ребенка правильно произнести пары слов которые отличаются только «трудными» звуками, например:
Шар-жар луша – лужа тушить – тужить
Шесть – жесть Саша – сажа скошу — скажу
Это задание ребенок выполнит если он действительно научился различать рассматриваемые звуки.
Памятка
Для игровых занятий по развитию фонематического слуха
Литература
Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. — 256 с.
Светлова И.Е. Звук. – М.:Эксмо, 2005
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: академия развития, 2008
Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1999.
С уважением учитель-логопед Данилова И.Н