Я – педагог
«Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где»
Р. Киплинг
Изменяются условия жизни общества и сфера образование стоит перед необходимостью кардинального изменения не только содержания, но и форм, методов его организации. Данные изменения требуют от педагогов пересмотра своей профессиональной позиции.
Дошкольное образование сегодня является начальным звеном в системе непрерывного образования, приоритетным направлением развития которого является понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности ребенка. На мой взгляд очень точно подчеркивал самоценность детства как подлинного этапа будущей «настоящей» жизни педагог и детский врач Я. Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Учитывая вышесказанное в своей работе я стремлюсь к реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия, основанной на сотрудничестве педагога с детьми. Стараюсь более широко развернуть и максимально обогатить содержание специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми. Так как считаю, детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной.
Очень часто, в профессиональной деятельности сталкиваюсь со стремлением педагогов и родителей «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе», которые утверждают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т.д. То есть, ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. Поэтому основной идеей реформы образования считаю перемены в жизни самого ребенка, которые возникнут после смены педагогических методов и технологий.
В основе стандарта дошкольного образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоения универсальных действий. Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования, с этой точки зрения в своей практике я применяю за основу организации образовательного процесса с детьми технологию деятельностного метода Л. Г. Петерсон«Ситуация». Следуя логике данной технологии в образовательном процессе у меня две роли – это роль организатора и роль помощника.
Как организатор я моделирую образовательные ситуации; выбираю способы и средства; организую образовательный процесс; задаю детям вопросы; предлагаю игры и задания. Образовательный процесс становится принципиально нового типа: я не даю знания в готовом виде, а создаю ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подвожу их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, мне удалось исполнить роль организатора.
В свою очередь, как помощник создаю доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечаю на вопросы детей, в ситуации затруднения помогаю каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, подмечаю и фиксирую успех ребенка, поддерживаю в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются ко мне или сверстникам за помощью, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, что роль помощника удалась. Роль организатора и помощника взаимодополняют друг друга. Применение данной технологии позволяет вырастить детей самостоятельными, стремящимися к самореализации и достижению успеха, не создавать преграды для их счастливого будущего.
В настоящее время наблюдается повышение статуса семейного воспитания, что ведет к персональной ответственности родителей за правильное воспитание и развитие своего ребенка. Семья становится главным социальным институтом в воспитании ребенка, а я выступаю помощником оказывающим действенную помощь в осуществлении данного процесса родителям моих воспитанников. На сегодняшний день я стараюсь вовлекать семьи в непосредственное участие в образовательном процессе и сделать родителей полноправными участниками процесса воспитания. Для нас единым объектом внимания является ребенок, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия «родитель — педагог — ребенок» и становится центром воспитательно-образовательного процесса. Поэтому свое взаимодействие строим на партнерстве, сотрудничестве и совместные усилия направляем на воспитание и формирование личности ребенка, так как только ребенок является центром всей этой системы.
Таким образом, изменения в профессиональной позиции педагога, переориентация ее на ребенка — это путь, который позволит обеспечить достойную жизнь всем гражданам Российской Федерации, так как образование должно быть устремлено в будущее, значительно опережая сегодняшний день. В идеале должно быть достигнуто разумное соответствие, учет сегодняшнего развития науки и техники и завтрашних многообразных потребностей общества, знаменует собой появление новой образовательной парадигмы. И мы педагоги являемся свидетелями становления этой системы в нашей стране, в нашем регионе и непосредственно в нашем образовательном учреждении.