Вопрос пожарной безопасности стоит особенно остро в дошкольном возрасте, ведь по статистике более 50% пострадавших от пожаров — дети в возрасте до 7 лет, а причина возникновения каждого шестого пожара — детские шалости.
Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолеты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля… А в результате — колоссальные убытки. Но самое главное — десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Знакомство детей с основами пожарной безопасности регламентировано Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О пожарной безопасности», ст. 25. «Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности».
Главная наша цель – формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Система работы по данной теме должна включать:
— создание предметной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки. Дорожные знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб;
— совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;
— работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, организация совместных досугов;
— взаимосвязь с работниками службы на дорогах, пожарной безопасности.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа.
Цель 1-го этапа – формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого нужно создавать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работу по формированию правил пожарной безопасности включать в календарный план, знания и умения закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.
Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.
Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Занятие нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес.
В средней группе проводятся занятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях.
Цель 2-го этапа – формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».
Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Так, во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?».
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей:
— личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;
— определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются различные формы и методы, такие, как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели: утюги, плиты.
Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».
«Нельзя»:
— брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
— разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; брать горящие угли;
— класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Цели 3-го этапа – формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
В подготовительной к школе группе дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Можно проводить экскурсию в пожарную часть, где инспектор детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. На занятиях детям нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.
Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого использовать яркие, выразительные плакаты, открытки. Детей знакомить с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования.
При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту. Содержание знаний по формированию правил пожарной безопасности можно использовать для коррекции речи детей. Применяемая система положительно влияет на развитие всех сторон речи, что позволяет применять ее в работе с детьми, имеющими нарушения. Расширяется словарный запас детей за счет специальных терминов, названий различных предметов, действий, определений, наречий, числительных, простых и сложных предлогов, союзов, совершенствуется процесс словообразования.
Широко используются речевки и звукоподражания для автоматизации звуков. Дети ставятся в условия, когда они вынуждены вступать в диалог, рассуждать, что способствует развитию связной речи. Дети составляют рассказы на противопожарную тематику с началом и концом, предложенным воспитателем. Можно просто предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла». Получившиеся рассказы инсценируются. Роли дети могут исполнять самостоятельно или помощью кукол.
Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения навыки безопасного поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.
Основные направления работы с родителями включают:
— информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;
— о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;
— формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.
Разнообразные формы работы с семьей:
— консультации, беседы о пожарной безопасности;
— размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности в домашних и природных условиях;
— оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;
— открытые просмотры для родителей по данной тематике;
— анкетирование;
— вечера-викторины совместно с родителями «Береги свой дом от пожара»;
— консультации;
— встречи с инспектором пожарной охраны.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с привлечением к работе родителей, позволяет педагогам дошкольного учреждения формировать у детей представление о пожароопасных предметах, прививать навыки правильного обращения с огнем, учить детей правильно действовать при обнаружении пожара, тем самым устраняя угрозу здоровью и жизни детей.