«Играем вместе»
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
«Выполняй задания».
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
Прикрой ладонями глаза.
Прикрой ладонями уши.
Подними правое плечо.
Подними левую руку.
Согни левую ногу.
Правой рукой коснись правого плеча.
Правую ногу подними и отведи в сторону.
Правую ногу в сторону, правую руку к плечу
Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
«Послушай – нарисуй».
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги) :
Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
— Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика
— Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
— Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
— Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
— Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
— В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
«Слушай — выполняй».
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
Подойди к двери и открой ее.
— Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
— Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
— 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
— Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
«Угадай, назови, покажи».
Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.
— Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
— Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
— Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив-ляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
— Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон)
«Просьба».
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
— Просьба, подними руки вверх.
— Руки вниз.
— Просьба, руки в стороны.
— Руки вперед.
— Присядь.
— Просьба, встань.
— Попрыгай на одной ноге.
— Просьба, покружись.
— Просьба, похлопай в ладоши.
— Опусти руки.
— Просьба, топни правой ногой.
— А теперь левой
«Покажи»
Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.
— Покажи все зеленые квадраты.
— А где синие треугольники?
— Покажи красный овал.
— А синий прямоугольник?
— Где желтый круг?
— Покажи желтый круг и красный квадрат.
— А где фигуры без углов?
— Покажи все прямоугольники.
— Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
— Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
«Тихо-громко».
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда,
когда они будут сказаны тихим голосом.
Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
— Покружись.
— Повернись ко мне спиной.
— Присядь три раза.
— Поставь руки перед грудью.
— Хлопни в ладоши 4 раза.
— Топни правой ногой 2 раза.
«Бывает — не бывает»
Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте.
— Корова летает.
— Лошадь выступает в цирке.
— Рыба бежит к реке.
— Лягушка громко разговаривает.
— Курица дает молоко.
— Петух кукарекает.
— Муравей тащит бревно.
— Слон залез в нору.
— Лошадь спит в берлоге.
— Воробей чирикает.
— Кукушка ловит кошку.
—Мама моложе дочки.
«Послушай – подумай — исправь».
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.
1. а) — Ежик ползал на поляне,
пудель лаял на диване,
а кораблик в это время
мирно плавал в океане.
б) Кораблик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время
мирно плавал в океане.
в) Кораблик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время
мирно плавал в океане
«Маленький — большой».
Ребенок внимательно слушает название объекта.
Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе.
Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, слон, бегемот, булавка, комната, капля.
«Съедобный — несъедобный».
Ребенок внимательно слушает название объекта.
Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту.
Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.
Абрикос, кокос, ананас, контрабас, креветки, ветки, салат, халат, супчик, чубчик, мороженое, пирожное
«Загадки — обманки»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
-Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
-Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)
-Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)
-В огороде до сих пор под землею. (помидор)
-Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий. (конь)
-Покраснел он, наконец, круглый мягкий. (огурец)
-Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
«Звук заблудился».
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
1. Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
2. Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
3. Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей) .
4. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
5. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
«Добавлялки».
Взрослый называет слово и предлагает ребёнку
добавить звук в начало или конец этого слова.
Роза + (Г) = Гроза, Стол + (Б) = Столб, Рубка +(Т) = …., Шар + (Ф) = …, Дар + (У) = …, Пар + (К) = …, Клад + (С) = …, Пол + (К) = ….
«Заменялки».
Взрослый предлагает заменить в слове один звук.
Киска – Миска; Зубы – Дубы; Песок – Лесок; Норка – Корка; Свет – Цвет; Рамочка – Мамочка.