ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ
В природе неисчерпаемый запас красок, форм, звуков. Этот комплекс эстетического помогает решать сложные нравственные, эстетические и умственные задачи в единстве.
Успех решения задач воспитания во многом зависит от родителей. Показать детям очарование скромного пейзажа, научить не «скользить» взглядом, присматриваться, приглядываться к окружающей природе, уметь ценить ее разнообразную красоту – основа формирования нравственных и эстетических чувств детей.
У детей отношение к природе часто носит утилитарный характер (можно ягодки собирать, из цветов сплести венок), поэтому необходимо подвести детей к более широкому пониманию значения природы в жизни людей, необходимости охраны и защиты ее. Дети должны знать, что парк, сквер – это место отдыха людей, что зеленые насаждения нужны для здоровья, что красота парков, цветников, скверов доставляет удовольствие.
Восприятие природы и влияние на нравственные и эстетические чувства становиться более глубоким, если педагог или родители используют художественные произведения о природе: читают небольшие произведения, разучивают стихи, загадывают загадки. Художественное слово помогает детям вновь увидеть красоту и очарование окружающего мира.
Мы рекомендуем вам почитать вместе с детьми следующие произведения:Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», К.Ушинский «Утренние лучи», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», С.Михалков «Зяблик», В.Осеева «Ежинка», Е.Чарушин «Медвежата», «Колючая семейка», Г.Снегирев «Ласточка», «Чага», С.Маршак «Круглый год».
А также произведения авторов:С. Есенина, Е. Трутневой, И. Бунина, А. Толстова, А. Плещеева, О. Высотской, А. Пушкина, Н. Некрасова, И.Токмаковой, И. Сурикова, Е. Чарушина и других.