ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ
Знакомство ребёнка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру. |
В своих рисунках (так же как в игре, лепке, аппликации) малыши отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.
Рисунок, так же как игра, приучает малыша мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребёнка.
Часто у маленьких художников не хватает ещё опыта, умения для того, чтобы изобразить увиденное. В этом случае мы, взрослые, родители, должны ещё и ещё раз вместе с малышом внимательно рассмотреть предметы и их особенности.
Однако подобная помощь не должна быть навязчива. А советы – категорическими. В противном случае мы лишаем наших малышей самостоятельности, к которой они стремятся.
Вполне естественно, что большинство родителей достаточно внимательно и серьёзно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности каждому из нас, родителей, оно предоставляет. Ибо, благодаря детскому творчеству, мы – родители, воспитатели – можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами. И таким образом лучше узнать и понять наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит – мы получим новые возможности для разумного воспитания малыша.
Мы, родители, должны приучить наших ребят бережно относится к собственному творчеству. Для этого видимо, необходимо чаще вместе с ребёнком рассматривать его рисунки (поделки, пластилиновые фигурки). Обсуждать их. И по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев или событий, изображённых малышом.
В случае если вдруг ваш ребёнок бросил незаконченную работу (он устал, ему надоело рисовать и т.д.), нужно постараться понять истинную причину. Возможно, маленький художник просто-напросто раздражён неудачей? В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить её. Таким образом мы приучаем малыша к терпению, к серьёзному отношению ко всякого рода труда.
Вместе с тем, не стоит слишком бурно восхищаться созданием вашего ребёнка, захваливать его, пророчить ему карьеру замечательного художника. Развитое таким образом в малыше ощущение собственной избранности, исключительности развивает со временем в характере ребёнка заносчивость, пренебрежение к товарищам (ведь они не так одарены!), к людям вообще.
Давайте лучше постараемся, чтобы увлечение нашего ребёнка творчеством служило добру. Для этого при всяком удобном случае посоветуем нашему маленькому художнику подарить его самый-самый замечательный рисунок (поделку, аппликацию) бабушке, товарищу, сестрёнке. Попробуем вместе с малышом украсить его поделками и рисунками кукольную комнату, детский уголок.
Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой (пусть на первых порах это будут простые детские песенки) и литературой (опять таки сначала детской).
Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Мозг ребёнка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача воспитателя провести отбор этой информации, не дать малышу пресытиться.
Каждый увиденный по телевизору фильм, каждая прочитанная сказка, каждый детский спектакль следует внимательно обсудить вместе с малышом. Расспросить его, какие герои и почему ему понравились, а какие – нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя.
Таким образом мы приучаем ребёнка к культуре восприятия, воспитываем его чувства и разум.
Однако всякое эстетическое воспитание – это не только воспитание творчеством. Мы приучаем наших малышей чувствовать прекрасное и приобщая их к природе, и знакомя их с архитектурой нашего города, и рассказывая им о замечательных людях, которые жили и теперь живут на нашей Земле. Мы систематически расширяем кругозор наших детей. Учим их внимательнее видеть и слышать. Учим их творчески относится к миру, в котором они живут.
Можно провести игры – соревнования между взрослыми и детьми, которые будут небольшим праздником для ваших детей.
В этих соревнованиях должны участвовать не только дети, но и взрослые. Человека по три – четыре в каждой команде (команда детей и команда взрослых).
Каждому участнику соревнований необходимо дать цветные карандаши, кисточки, краски, бумагу.
Тема рисунков – любой сюжет из нашей сказки.
Рисуют и взрослые и дети. Потом – когда все участники соревнования закончат свою работу – обе команды меняются рисунками. Взрослые дают оценки детским рисункам (обязательно серьёзно мотивируя эти оценки). Дети, в свою очередь, оценивают рисунки взрослых участников игры. Они тоже должны объяснить, почему им нравится тот или другой рисунок.
После этого команде-победительнице вручается какой-нибудь (предварительно подготовленный) шуточный приз.