Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ детский сад №101

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д.67

Новости
Родителям
Фотоальбомы
Контакты

публичные отчеты


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ город ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 101 ____________________________________________________________________ 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 67 тел. 29-05-04 ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ за 2012-2013 учебный год Проблемно-ориентированный анализ за 2012- 2013 учебный год. В рамках выполнения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ОПП ДО). Программа развития представляет собой рабочий документ для организации текущей перспективной деятельности образовательного учреждения. Наша программа развития способствует преодолению проблем развития инновационной деятельности учреждения, соответственно и с решением годовых задач. Деятельность дошкольного учреждения в текущем учебном году была ориентирована на создание положительной динамики обеспечения качества дошкольного образования и решения годовых задач: Повышение результативности развития интегративных качеств детей в процессе интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, чтение художественной литературы). Совершенствование взаимодействия ДОУ и семьи с целью формирования социальной успешности детей (посредством игровой и трудовой деятельности детей). Систематизирование педагогического опыта работы с детьми по развитию коммуникативных способностей воспитанников. Анализ работы дошкольного учреждения по повышению качества образовательных услуг доказывает, что были выбраны правильные ориентиры на создание условий для повышения качества образовательных услуг. В рамках реализации программы развития выполняли основную миссию дошкольного учреждения – усиление внимания к личности каждого ребенка, его интеллектуального, художественного и познавательного развития через интеграцию образовательных областей. Повышению качества дошкольного образования служит использование методических материалов, полученных в период участия в федеральном эксперименте ФИПИ в 2012 году по апробации усовершенствованной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования. В мае 2012 года педагогический коллектив был включен в педагогический эксперимент: «Оценка качества образования» (распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.05.2012 № 710 мр. «О разработке и апробации модели процедур оценки качества дошкольного образования»). В результате проведения экспериментальной работы педагогический коллектив овладел современным инструментарием по оценке качества дошкольного образования. В настоящее время, использование системы мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения ООПДО, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений наших воспитанников. На каждого ребенка в дошкольном учреждении имеется карта развития на бумажном и электронном носителе, результаты обрабатываются в электронном варианте. Важно отметить, что используемая система мониторинга достижения планируемых результатов освоения детьми ООПДО – достаточно новая тема для педагогов нашего учреждения. Считаем важно, что в основу решения основных задач повышения качества образовательной деятельности, способствовали следующие мероприятия: мониторинг и динамическое наблюдение за развитием детей (в привычных для ребенка видах деятельности); интегрированный психолого-медико-педагогический подход к выработке коррекционной работы и программ индивидуального развития детей; разработка и внедрение интегрированных форм обучения в динамике воспитательно-образовательного процесса для детей. В текущем учебном году важно было, прежде всего, овладеть порядком действий при проведении оценки качества образования: овладение методом наблюдения; проведение специального обследования детей в конце образовательного процесса с помощью диагностических заданий и анализа продуктов детской деятельности; заполнение карт развития ребенка и обработка полученных данных; анализ результатов освоения ООП ДО каждым ребенком, группой детей и ДОУ в целом, в том числе анализа динамики результатов. Вполне понятно, что ни все педагоги овладели высоко формализованными методами, обеспечивающими объективность и точность полученных данных. Педагоги учреждения осознают проблему овладения процедурой оценки качества дошкольного образования. Таким образом, считаем рациональным спланировать следующие мероприятия для овладения методом оценки качества образования на следующий учебный год: медико-психолого-педагогической службе обеспечить комплексный подход к оценке качества дошкольного образования соответственно требований ООП ДО; обеспечить согласованность действий всех участников процедуры оценивания интегративных качеств воспитанников ДОУ (промежуточных и итоговых). Считаем положительным моментом, что основные направления программы развития и ОПП органично дополняют содержание и качество образования дошкольников. Но следует отметить что, процесс реализации ОПП является сложным процессом для коллектива. С целью повышения эффективности реализации ОПП, руководством педагогического коллектива были организованы следующие методические мероприятия; семинары – практикумы по следующим проблемам: Реализация ООП в ДОУ в соответствии с ФГТ (теоретический); Регламент проведения оценки интегративных качеств ребенка; Специфика использования модели интеграции педагогического процесса по образовательным областям ОПП. В рамках реализации ФГТ, ООПДО организованы и методически оформлены следующие образовательные проекты: «День рождение детского сада», «День Победы». Результатом реализации данных проектов стало: оформление фотогаллерей — «К юбилею сада», «Пусть мир не ведает войны!», открытием мини – музеев в группах и холле детского сада «Наш любимый детский сад», «Дорогами войны», организацией концерта «С юбилеем!»¸ «Пусть всегда будет мир!». С целью закрепления знаний основ безопасного поведения у детей педагогами дошкольного учреждения совместно с педагогами школы № 9 и школьным отрядом ЮИД был разработан и реализован проект «О правилах важных – особобезопасных». В проект вошли следующие мероприятия: Выступление агитбригады «Отряд ЮИД вам говорит» в дошкольном учреждении для детей старшего дошкольного возраста; Комплексно – тематические занятия во всех возрастных группах; Учебно–практические занятия с участием отряда ЮИД «Внимание, дорога!»; Учебно – тренировочное занятие «Тревога» (эвакуация детей и персонала на случай ЧС); Соревнование «Дорожная эстафета» для детей старшего дошкольного возраста; Конкурс детских рисунков «Я – грамотный пешеход»; Праздник «Пусть горит зеленый свет на твоей дороге». Важно отметить следующие позитивные моменты, сопутствующие совершенствованию качества образовательных услуг в текущем учебном году: проектирование образовательного процесса ДОУ на основе интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников педагогического процесса; обеспечение психолого – педагогических условий самораскрытия индивидуальных способностей детей: интеллектуальных, художественно – эстетических и личностного развития дошкольников; целесообразное совершенствование организации содержательной развивающей среды (в соответствии требований ФГТ); формирование педагогической системы управления инновационной деятельностью педагогов; создание цикла интегрированных мероприятий по каждой возрастной группе (с методическим обеспечением); повышение теоретического и практического уровня педагогов по приоритетным направлениям работы ДОУ; активное участие детско-взрослого сообщества в конкурсах различного уровня. Одно из важных направлений работы дошкольного учреждения – здоровье. Приоритетными направлениями в текущем учебном году были: обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни. В учреждении обогащена современная развивающая среда и набор оборудования для спортивно – массовых и оздоровительно – профилактических мероприятий. Вместе с тем, считаем, что необходимо дополнить и обновить спортивное оборудование в соответствии с современными требованиями в образовании и СанПин в групповых помещениях ДОУ. На территории детского сада оборудована спортивная площадка в соответствии с требованиями СанПин п.2.1.15, но недостаточно современного спортивного и игрового оборудования. В детском саду сложилась система сопровождения психофизического развития детей на основе интеграции педагогов, медицинских работников, родителей и воспитанников. Содержанием этого взаимодействия является анализ карт развития детей, адаптационных листов, карт нервно – психического развития детей раннего возраста, выработка комплексных планов физического и психического развития, коррекция развития ребёнка. В дошкольном учреждении создана и утверждена адаптированная программа «Ступеньки здоровья», которая показала интегрированный подход к физическому и личностному развитию дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс комплексов на больших гимнастических мячах (фитболах). В детском саду обеспечивалась достаточная двигательная активность детей, благодаря использованию интегрированных форм работы по физическому воспитанию. Спортивные соревнования и праздники, ритмика, уроки здоровья. «Неделя здоровья», семейные спортивные соревнования «Мама, папа, Я – дружная спортивная семья» — стали показателем эффективности и взаимодействия педагогов и семей воспитанников по физкультурно – оздоровительной работе с детьми. Наблюдения за детьми показывают, что дети учатся заботиться о своем здоровье, проявляют интерес к занятию спортом. С целью формирования интереса к физической культуре и спорту, ЗОЖ у детей, родителей и педагогов проводились следующие спортивные мероприятия: Спортивные семейные эстафеты, проводимые в рамках образовательного проекта «23 февраля – День защитника Отечества»; Круговая эстафета (к 9 мая); Веселые старты к Дню защиты детей – 1 июня. Показателями качества и эффективности физкультурно – оздоровительной работы можно стали: Моторная плотность физкультурного занятия составляет в среднем 60 – 65 %, что соответствует норме. Соблюдается тренировочный эффект физкультурных занятий. Уровень ЧСС соответствует норме. Доля физкультурных занятий составляет 23 % от общего количества занятий в течении дня. Доля самостоятельной двигательной активности составляет в среднем 33 % от общего времени пребывания детей в детском саду. Самостоятельная двигательная активность детей в режиме дня составляет 33%. Допустимый объем недельной образовательной нагрузки по возрастным группам соответствует требованиям СанПин. В учреждении организован мониторинговый контроль по оценке качества физической подготовленности и развития детей (2 раза в год), который способствует индивидуально – дифференцированной работе с детьми по коррекции психофизического развития детей. На основе анализа мониторинга физического развития детей и состояния их физического здоровья разработаны линии взаимодействия воспитателей и специалистов на следующий учебный год. Медицинский персонал совместно с педагогами учреждения проводит квалифицированные мероприятия по плану лечебно – профилактической работы. Старшая медицинская сестра осуществляет ежедневный контроль режима и качества питания, соблюдение требований СанПиНа. Медицинской службой учреждения выстроена система лечебно-профилактическая работы с детьми, которая строиться в три этапа. На каждом из этапов проводятся специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие мероприятия. Схема проведения оздоровительно-профилактических мероприятий разработана на каждый возраст и время года, в зависимости от сложившейся эпидемиологической обстановки, состояния здоровья детей. Питание детей осуществляется на основе примерного 15-дневного меню, рекомендованного МАУ «Комбинатом питания», организовано в соответствии с медицинскими требованиями, осуществляется с учётом индивидуальной диеты детей. Соблюдается сбалансированность по белкам, жирам, углеводам, калориям. Используются полезные для здоровья детей соки, отвары, фиточаи. В группах созданы все гигиенические условия для приёма пищи. Показатель 2011г. 2012г. 2013г. (за 1 кв.) Число дней, пропущенных по болезни одним ребенком 14,5 13,2 3,75 Число случаев заболеваемости одним ребенком 1,9 1,6 0,6 Из приведенной таблицы мы видим, что показатели дней, случаев заболевания увеличились по сравнению с предыдущими годами. Следует заметить невысокую посещаемость воспитанниками в летний период, когда родители используют отпуск в количестве 75 календарных дней. Педагогическая деятельность коллектива была направлена на сохранение психофизического здоровья детей, повышение качества усвоения содержания разных областей программы, как единое целое на основе интеграции видов деятельности. В текущем учебном году дошкольное учреждение было включено в областную экспериментальную программу: «Совершенствование организации школьного питания образовательных учреждений, расположенных на территории Иркутской области» на 2012-2014 годы. Анализ работы по физическому развитию детей определил линии развития: — овладение педагогами новым содержанием здоровьесберегающих технологий и механизмом управления здоровьем; — организация мониторинга посещаемости и заболеваемости воспитанников ДОУ; — взаимодействие ДОУ и семьи по охране жизни и здоровья детей. Анализируя работу дошкольного учреждения можно сделать выводы, что в целом наблюдается позитивная динамика повышения качества образования и воспитания наших воспитанников в рамках решения основных задач. Повышение результативности развития интегративных качеств детей в процессе интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, чтение художественной литературы). Для комплексного решения данной задачи внедряются интегрированные мероприятия, позволяющие всесторонне рассматривать с детьми изучаемый вопрос. Педагогический процесс с детьми обогащается внедрением интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГТ. Важным моментом реализации ООПДО является успешное решение проблемы интеграции регионального компонента в образовательном пространстве учреждения. Использование педагогами ДОУ комплексно – тематического планирования обеспечило решение проблемы организации образовательного процесса на основе интегрированного подхода. Считаем, что художественно – эстетическое направление достигло особых достижений в рамках реализации интегрированного подхода в текущем учебном году. Центром развития творческой личности ребенка в художественной деятельности продолжала быть организованная и эстетически оформленная необходимыми материалами изостудия. Активно поддерживали налаженные связи с социумом, использовали различные возможности для дифференцированного сопровождения развития детей, развития их способностей (например — занятия с профессиональным художником). В целом система художественно – эстетического воспитания проводилась на основе интеграции образовательных областей: объединение различных видов музыкальной и художественной деятельности; открытие ребенком красоты окружающего мира, развитие умения смотреть, видеть, замечать и творить эту красоту в различных областях; усвоение выразительных средств языка живописи, конструирования, аппликации во взаимодействии с другими областями. Анализ показывает результативность использования интеграции в данном направлении: синтез поэтического слова, музыки и изобразительного искусства оказывает воздействие на развитие художественной и творческой сферы детей дошкольного учреждения. Продолжалась целенаправленная и систематическая работа по приобщению детей к истокам искусства родного края через установление связи с социумом, и реализации Регионального компонента программы. Заключение длительного договора о творческом сотрудничестве изостудии детского учреждения и Иркутской региональной общественной организации художников «Восхождение» в лице В.Н.Черкашина, постоянный творческий контакт (на уровне договора) с Художественным музеем, музеем – усадьбой В.П.Сукачева продолжает успешно создавать условия для художественно-эстетического развития наших воспитанников. Достижения детей получали положительную оценку профессионала – художника В.Н.Черкашина на совместных творческих выставках и встречах. В процессе внедрения образовательных проектов педагоги создали широкие возможности для развития у детей художественного вкуса, для творческого самовыражения посредством организации тематических выставок, участия в различных конкурсах. Наши воспитанники и в этом году стали неоднократными призерами художественных выставок и конкурсов различного уровня. Детские работы многократно отмечались дипломами, грамотами: — Алексеев Ефим, Бородина Эвелина – победители международного II Интернет – конкурса рисунков «Портрет живого слова»; — Андреева Милена, Фелль Алиса, Филипова Полина, Нижегородцева Маша, Минубаева Варя, Межова Ульяна, Вишнев Ярослав, Григорьев Вадим, Арцывенко Слава, Гаянова Вика — участники международного II Интернет – конкурса рисунков «Портрет живого слова»; — Ильговская Алина – победитель муниципального конкурса рисунков среди детей 6-7 лет «Все краски осени»; — Ким Анастасия — победитель муниципального конкурса детского рисунка «Семья глазами ребенка», в номинации «Рисунок карандашом»; — Халилова Ира – призер муниципального конкурса рисунков среди детей 6-7 лет «Все краски осени»; — Фель Алиса – призер муниципального конкурса рисунков «Мои бабушка и дедушка» номинация «Приз зрительских симпатий»; — Филипова Полина – призер муниципального конкурса рисунков среди детей 6-7 лет «Прогулка зимой»; — Андреева Милена – призер муниципального конкурса детских рисунков «Мы немного подрастем и на выборы пойдем»; — Нижегородцева Маша, Минубаева Варя, Межова Ульяна, Фель Алиса – участники муниципального конкурса рисунков среди детей 6-7 лет «Прогулка зимой»; Хорошей традицией стало активное включение родители наших детей в педагогическом процессе по художественному развитию детей (организация выставок художественных работ взрослых и детей, проведение Осенних ярмарок, Новогодних мастерских, творческих вечеров, экскурсии). Можно с уверенностью сделать выводы, что развитию интегративных качеств наших воспитанников служили творческие вечера: «Праздник знаний», «Болдинская осень», «Край берёзовый, край Есенина», «Рождественская звезда», «Иркутск – середина земли», «Сказки седого Байкала». Разработали новые образовательные проекты: «День рождение детского сада», «Все профессии важны», которые продолжают доказывать эффективность интеграции образовательных областей в воспитании дошкольников. В дошкольном учреждении продолжала успешно работать музыкальная студия «Домисолька»: наши воспитанники стали призерами окружного и городского конкурсов «Звездочки Иркутска». Основные задачи работы педагогической студии «Искусство» были направлены на активное и равноправное привлечение молодых педагогов к участию в педагогическом процессе по данному направлению. Следует отметить, что в дошкольном учреждении наблюдается повышение профессиональной активности педагогов по художественно-эстетическому воспитанию: увеличилось количество педагогов, которые готовят своих воспитанников в конкурсах различного уровня; наши воспитанники стали призерами окружных, городских и всероссийских конкурсов; педагоги и родители сами представляют и занимают призовые места на конкурсах художественно-эстетического воспитания; традиционными стали мастер-классы по обучению новым техникам в выполнении художественных работ. Считаем, что использование экспериментальной программы по теме: «Интеграция образовательных областей в художественно — эстетическом развитии воспитанников ДОУ « ( 2011-2015 гг) обеспечивает повышение качества образовательных услуг дошкольным учреждением, что подтверждается результатом участием в конкурсе проектов среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений г. Иркутска «Моя семья», где наши педагоги-родители заняли призовые места: Лазукова Н.Н. – победитель, Алексеева И.И. – призер. Тенденцию к повышению уровня художественно-эстетического развития наших детей можно подчеркнуть сравнением результатов: Учебный год Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень % 2010-2011 гг 14 65 21 2011-2012 гг 18 65 17 2012-2013 гг 23 64 13 2. Совершенствование взаимодействия ДОУ и семьи с целью формирования социальной успешности детей (посредством игровой и трудовой деятельности детей). Познавательное развитие детей было и является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в учреждении в рамках реализации ООПДО: Обеспечение комплексного подход к оценке качества коррекции и развития детей с целью повышения эффективности качества воспитания и образования детей; Повышение результативности и качества развития познавательных способностей детей в процессе интеграции образовательных областей. Создание комплексной педагогической системы сопровождения индивидуального развитие ребенка; Внедрение авторской программы по формированию логико-математического мышления дошкольников «Почемучка»; Проектирования работы по интеллектуальному развитию дошкольников в едином образовательном пространстве: педагоги, дети, родители. В текущем учебном году педагогическим коллективом решались задачи по данному направлению через игровую и трудовую деятельность. Интеграцию рассматриваем как систему комплексного развития воспитания и развития в ходе ознакомления ребенка с социальной действительностью. Совершенствование взаимодействия ДОУ и семьи с целью формирования социальной успешности детей (посредством игровой и трудовой деятельности детей) стал основной задачей в текущем учебном году для педагогического коллектива. Управленческая служба нашего учреждения понимает необходимость совершенствования развивающей среды групповых помещений в соответствии с требованиями к условиям реализации ООПДО. Текущий учебный год отличается наиболее активным преобразованием предметно-развивающей среды по игровой и трудовой деятельности воспитанников ДОУ. Нельзя утверждать, что в данный период успешно и полностью реализуются требования к организации предметно-развивающей среды с целью формирования социальной успешности детей (посредством игровой и трудовой деятельности детей). Взаимодействие детского сада и семьи было также направлено на формирование социальных навыков, осознания ребенком своего места в обществе, воспитании уверенности в себе. Мы понимаем, что реализация требований к условиям реализации ООПДО поменяла полностью акценты в значимости приобщения родителей к активному участию в педагогическом процессе. Семьи наших воспитанников рассматриваются педагогами ДОУ как важнейший социальный институт, а родители приобщаются к активному участию в жизни детского сада, процессу воспитания и развития детей. В период нового этапа развития ДОУ отмечается значительное обогащение методов работы с родителями. Проблемы изучения спроса на образовательные услуги, потребностей родителей все чаще решаются с учетом данных соответствующих социологических исследований. В нашем учреждении каждому родителю предоставляется право быть экспертом нашей работы с детьми, которая проектируется на основе изучения мнений родителей и интересов наших воспитанников. В этом направлении удачно использовали следующие формы работы: открытые просмотры занятий; тематические родительские собрания, консультации по запросам родителей; творческие встречи, тематические выставки. Но проблема взаимодействия с родителями по развитию социальной успешности была и останется важной задачей и на следующий учебный год. Имеются проблемы, связанные с эффективностью взаимодействия с родителями различного характеры: экономические, социальные. Именно на следующий учебный год обозначили для себя пути решения данных проблем: Активное включение родителей в образовательное пространство, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, обеспечение эмоционального благополучия. Поиск и использование новых форм взаимодействия с родителями по совершенствованию организации содержательной развивающей среды. У педагогического коллектива есть понимание значимости решения социальных задач посредством интеграции игровой и трудовой деятельностей. Совершенствованию взаимодействия ДОУ и семьи с целью формирования социальной успешности детей (посредством игровой и трудовой деятельности детей) в текущем учебном году послужили следующие мероприятия: Педагогическая студия — Педагогика здоровья работала по темам: «Играйте на здоровье» (обогащение опыта подвижных игр у детей), «Уроки здоровья» (охрана здоровья и эмоционального благополучия ребенка во время прогулки); Педагогический марафон «Игра – основа социального развития детей»; Семинары-практикумы (теоретический и практический) по теме «Игра и труд – как условие и фактор социализации дошкольников»; Консультация «Создание психолого-педагогических условий для игровой и трудовой деятельности». Успешная реализация данных видов деятельности — важное условие социального развития детей; в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства состояния других людей. Педагоги дошкольного учреждения широко используют дидактические игры, игры – драматизации, подвижные игры для социального воспитания дошкольников в ДОУ. Сюжетно-ролевые, режиссерские игры способствуют развитию детской фантазии, стимулируют интерес к различным профессиям, приобщают к национальной культуре. В совместных играх формируются коммуникативные навыки детей, их умения учитывать желания и мнения других детей, согласовывать свои действия с партнерами. Интересным направлением является внедрение элективных программ: «Клуб математических игр, турниров и забав», «Волшебный мир театра». Наша ООПДО защищает свою авторскую позицию, считает, что родители и воспитатели должны играть вместе с детьми. Игра изменяет реальные отношения взрослых и детей, они становятся ближе, теплее. Считаем решение задачи по совершенствованию взаимодействия ДОУ и семьи с целью формирования социальной успешности детей (посредством игровой и трудовой деятельности детей) находится на новом этапе развития в рамках ФГТ в нашем дошкольном учреждении: В рамках научно-практической конференции «Партнерство семьи и детского сада – шаг к успеху в становлении личности ребенка» воспитатель нашего дошкольного учреждения Алексеева И.И. стала победителем городского конкурса «Лучшая авторская разработка родительского собрания в ДОУ»; Опубликована статья «Трудовое воспитание или образовательная область «Труд»» Лазуковой Н.Н., Кравченко И.А. в сборнике «Обобщающий опыт работы по трудовому воспитанию дошкольников», ДО КСПК администрации г. Иркутска, 2012г. Определили линии развития данного направления на следующий учебный год: Использование новых форм взаимодействия с родителями по совершенствованию работы по формированию социальной успешности воспитанников ДОУ (игровая и трудовая деятельность); Повышение профессиональной компетенции педагогов по реализации задачи социального развития детей посредством трудовой и игровой деятельности. Наблюдаются положительные моменты в организации образовательного процесса по познавательному направлению: образование воспитанников ориентируется на принципы интегрированного подхода; осуществляется личностно-ориентированный подход в формировании логико-математических способностей дошкольников. Педагогами ДОУ обобщен и в текущем учебном году успешно распространялся богатый опыт по использованию логических игр и упражнений адаптированной программы по интеграции логико-математического содержания «Почемучка». Для студентов Иркутского педагогического колледжа неоднократно проводились открытые мероприятия, мастер-классы. Анализ оценки интегративных качеств детей ДОУ свидетельствует, что результатом данной работы является приобретенные детьми умения: анализировать, классифицировать, абстрагироваться, обобщать, соотносить и оценивать. Творчество и математические способности дети проявляют в самостоятельном составлении логических задач и цепочек, создании собственных сборниках логических задач «Угадай-ка». Уровень математического развития детей подтверждается данными, представленными в таблице: Учебный год Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень % 2010 -2011 22 67 11 2011-2012 26 67 7 2012-2013 27 68 7 Однако следует отметить, что существуют и проблемы, которые стоят перед дошкольным учреждением по данному направлению: отсутствие единой системы по развитию логико-математического развития детей в учреждении (в рамках использования интеграции); нет комплексного подхода к выстраиванию индивидуального пути развития дошкольника. Для решения задач по данному направлению определились перспективные линии развития учреждения: Организация комплексной педагогической системы сопровождения индивидуального развития ребенка; Проектирование работы по познавательному развитию дошкольников в едином образовательном пространстве: через интеграцию образовательных областей. Планируем широкое использование интегрированного подхода в познавательной деятельности дошкольников, что будет способствовать улучшению самостоятельной познавательной активности детей. Систематизирование педагогического опыта работы с детьми по развитию коммуникативных способностей воспитанников. В текущем учебном году продолжалась работа по созданию оптимальных условий для развития коммуникативных способностей воспитанников. Большое внимание уделялось методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: оформлены перспективные планы по интеграции образовательных областей, разработана система конспектов различных интегрированных мероприятий педагогического процесса. Считаем, что овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных задач нашего педагогического коллектива. Обозначили те проблемы, которые мы обозначили, существуют и препятствуют развитию личности ребенка: увеличилось количество детей с дефектами речи; снизился уровень коммуникативной культуры и компетенции окружающих детей взрослых; книга стала не основным источником овладения грамотной, развитой речью и источником культуры и духовности. Именно вышеперечисленные стали приоритетными направления педагогического коллектива решения данной годовой задачи на текущий учебный год. Учителями-логопедами успешно осуществляется коррекция и развитие произносительной стороны речи, лексического объема и грамматического строя речи, обеспечивается обучение грамоте. Повышению качества педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков воспитанников ДОУ способствовал семинар – практикум по теме: «Специфика использования модели интеграции для развития коммуникативных способностей детей», «Овладение разными видами монологической речи». Опыт работы по проблеме: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста» был представлен учителями-логопедами на научно-практической конференции «Актуальные проблемы инклюзивного специального образования и пути их решения». Обобщенный педагогический опыт работы Соболевой И.В. по проблеме: «Развитие творческих способностей в процессе литературного образования детей» готовится для утверждения в качестве авторской программы. Опыт совместного речевого творчества педагогов и детей оформлен и принят в редакцию для печати по теме: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста». Сравнительный анализ речевого развития детей: Учебный год Высокий уровень в % Средний уровень в % Низкий уровень в % 2010-2011 уч.г. 41 47 12 2011-2012 уч.г. 45 46 9 2012-2013 уч.г. 47 44 9 Тем ни менее, не смотря на положительные моменты организации образовательного процесса, проведенный анализ педагогической деятельности учреждения по данному направлению позволяет выявить общие проблемы, затруднении, определить перспективы развития: повышение профессионального уровня педагогов через активное включение их в творческую работу по реализации основной общеобразовательной программы; повышение мотивации педагогов с целью обобщения опыта для публикаций в печати; создание авторской программы по литературно-художественному развитию дошкольников. Повышение эффективности управления через апробацию механизмов эффективного руководства с педагогическими кадрами в дошкольном образовании. В нашем учреждении имеет место гибкая структура управления, соответствующая целям и содержанию работы по реализации программы развития учреждения. Сформирована команда инициативных педагогов (Совет педагогов), работают постоянные и временные творческие объединения (Педагогические студии, школа молодого специалиста), которым делегируются управленческие функции. Педагогический процесс в текущем учебном году характеризовался совершенствованием системы инновационной деятельности учреждения: коллективом изучались и внедрялись новые направления работы в рамках реализации ФГТ: основы проведения процедуры оценки качества дошкольного образования; реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( далее ООП ДО). В связи с вышеизложенными проблемами важно было преобразовывать управленческая деятельность. Большое внимание уделялось демократизации управления. Коллективу и отдельным специалистам делегировались полномочия, связанные с мониторингом, выработкой управленческих решений, организацией и координацией педагогического процесса. В процессе приобретения управленческого опыта коллектив стремился к профессиональной и личностной самореализации. Профессиональный уровень педагогов ДОУ позволил осуществлять совершенствование системы управления на основе делегирования полномочий педагогическому коллективу. Созданная система управления обеспечила качественно новый и результативный воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в текущем учебном году. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт содержательного перехода ДОУ из режима поиска в режим развития: дошкольное учреждение успешно реализует собственную программу развития. В учреждении имеет место широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием: Совет учреждения становится активным участником системы управления. На заседаниях Совета учреждения были рассмотрены следующие проблемы: привлечение внебюджетных средств, для выполнения предписаний СанПина; содействие в создании оптимальных санитарно – гигиенических условий в ДОУ; содействие в профилактике заболеваний детей; создание оптимальных условий для участия дошкольного учреждения в муниципальных конкурсах; организация дополнительных образовательных услуг на базе дошкольного учреждения для развития талантливых и одаренных детей; укрепление материально – технической базы учреждения, подготовка к проведению ремонта учреждения. В следующем учебном году планируем интегрировать работу Совета учреждения в образовательный процесс ДОУ. Основные задачи системы управления направлены на творческий рост и успех каждого педагога, в том числе и молодых. Традиционным и современным событием нашей системы управления является проведение 1-го июня Дня самоуправления, когда дублеры выполняют обязанности всех ведущих специалистов и администрации учреждения. Оценку деятельности учреждения Дней самоуправления дают не только работники учреждения, но и родители. Для коллектива важно соблюдение лучших традиций и проявление творчества у нового состава « управленцев». Воспитательная ценность данных мероприятий — усиление интереса у начинающих педагогов к управленческой педагогической деятельности. Основная цель управленческой деятельности нашего учреждения – обеспечение устойчивого функционирования ДОУ и развитие инновационной деятельности на основе интеграции образовательных областей. В текущем учебном году коллектив активизировал свою работу по обобщению и распространению своего опыта. Многие педагогии принимали участие в научно – практических конференциях различного уровня, публиковал результаты инноваций в педагогической работе с детьми. Важно отметить, что в педагогическом коллективе наблюдается творческий подъем инновационной деятельности, но не все педагоги владеют профессиональными навыками обобщения и представления собственного опыта на качественном и современном уровне. Статья по теме «Творить душой – большая радость для детей» — Усольцевой Н.В., Лазуковой Н.Н. опубликована в сборнике «Воспитание духовности в современном мире», ДО КСПК администрации г. Иркутска, 2012г; Опубликована статья «Система управления взаимоотношением участников образовательного процесса» Усольцевой Н.В., Алексеевой И.И. в сборнике «Партнерство семьи и детского сада – шаг к успеху в становлении личности ребенка», ДО КСПК администрации г. Иркутска, 2013г. Следующим шагом совершенствования системы управления станет выделение следующих перспективных линий на следующий учебный год: совершенствование системы поддержания социального и экономического статуса ведущих педагогических кадров, с учетом экономических и профессиональных претензий личности (на основе НСОТ); создание качественно новой службы психолого-методического сопровождения развития инновационного стиля мышления; повышение педагогической компетенции; изучение образовательных запросов родителей, школы, с целью: оптимизации, совершенствования работы учреждения; повышение роли использования основ менеджмента. Активное сотрудничество с Государственным иркутским педагогическим университетом, ИПКРО; создание условий для интеграции информационных технологий в образовательный процесс (воспитанников, педагогов); моделирования педагогической системы (школа профессионального мастерства, педагогические студии, психолого – педагогические консилиум); Развитие кадрового потенциала, расширение возможностей профессиональной самореализации педагогов. Основная цель управленческой деятельности нашего учреждения – обеспечение устойчивого функционирования ДОУ и развитие инновационной деятельности на основе интеграции образовательных областей, организационных основ и участников педагогического процесса, создания детских и детско-взрослых сообществ. Педагогический процесс в дошкольном учреждении осуществляют – 28 педагогов. Высшее образование имеют – 50 % педагогов; среднее специальное – 50 % педагогов. Квалификационные категории представлены следующим образом: высшая квалификационная категория — 40 %; первая квалификационная категория — 16 %; вторая квалификационная категория — 17 %. Сравнительный анализ профессионального уровня и компетентности педагогов подтверждает потенциальные возможности коллектива для обеспечения качества образовательных услуг. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что стимулом профессионального роста педагога, повышения качества его профессиональной компетенции является процедура аттестации. В 2012-2013 учебном году 1 воспитатель прошел аттестацию по новым требованиям для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), по вариативной форме. Важным условием достижения эффективности результатов деятельности учреждения, стала сформированность у педагогов потребности в непрерывном профессиональном росте. В 2012 — 2013 учебном году курсы повышения квалификации по профилю работы и по ИКТ прошли 7 педагогических работников. Из них 4 воспитателя прошли курсы по программе: «Основные направления деятельности дошкольного учреждения в рамках реализации федеральных государственных требований»; 1 учитель — логопед по профилю работы (по специальности) по программе: «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» — 108 час., и по модулю «Общедидактические и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста» — 36 час; 1 педагог прошел курсы по программе: "Современные стратегии реализации дошкольного образования" и по модулю "Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ДОУ" — 18 час; 1 педагог прошел курсы по программе: «Интернет-технологии. Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности работников образования». Управленческая служба нашего учреждения вполне адаптирована к современным условиям деятельности в режиме развития, что обеспечивает профессиональный рост педагогов. В текущем учебном году наблюдается положительная динамика системы повышения квалификации педагогов в рамках дошкольного учреждения: в учреждении создана комфортная атмосфера для свободного педагогического творчества по внедрению интеграции в образовательном процессе учреждения; создан банк методических рекомендаций по повышению профессионального уровня и инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения; подобран комплект технологических карт рефлексивного мониторинга профессиональной компетенции педагогов. Одной из важнейших задач формирования перспективного педагогического потенциала становится привлечение молодых специалистов. По данным статистических отчетов за 2012 год доля педагогов моложе 30 лет в учреждении составляет 42 %. Традиционные мероприятия дошкольного учреждения способствовали повышению профессиональной активности и мастерства молодых педагогов ДОУ: Дни самоуправления; Дни открытых дверей в группах для родителей и педагогов; «Лесенка успехов» — Презентация собственного опыта молодых педагогов. Неделя «Профессионального мастерства»; Мастер – классы по отдельным разделам «Основной образовательной программы» (далее ОПП); Показ открытых мероприятий для педагогов дошкольного учреждения в рамках Городского образовательного форума. Школа молодого специалиста обеспечила стартовые возможности для повышения профессионального мастерства начинающих педагогов, творческому отношению к своей работе. В 2012 – 2013 учебном году в учреждении «Школа молодого специалиста» осуществляла свою работу по следующим проблемам: Построение современной развивающей среды (в соответствии с ФГТ); Система педагогической работы по развитию речи детей в различных блоках педагогического процесса (открытые занятия); Мастер – классы: «Развитие личностного потенциала ребенка в условиях игровой деятельности»; Дизайн — студия: «Изготовление фоторамки», «Техника срапбукинг и квиллинг». Профессиональный уровень педагогического коллектива позволял использовать его потенциал в обучении студентов ИГПИ, учащихся Иркутского педагогического колледжа. Дошкольное учреждение является базовой площадкой по организации производственной практики на основе Договора с педагогическим колледжем № 2, ИГЛУ, ИПКРО: Мастер-класс для студентов ИПК №2 и педагогов ДОУ «Демонстрация педагогического опыта по развитию коммуникативных способностей детей ДОУ»; Открытые мероприятия: «Игра – основа социального развития детей», «Использование интегрированного подхода по развитию познавательных способностей детей»; Мастер – класс для воспитателей логопедических групп Правобережного округа «Театр своими руками». В ДОУ наблюдается положительная динамика в обогащении образовательного пространства новыми технологиями, в том числе компьютерными. повышение квалификации работающих педагогов (мини-курсы в учреждении, проведение мастер-классов, обмен опытом среди педагогов); 55 % педагогических работников используют в своей работе ресурсы Интернет; 34 % педагогических работников имеют учетную запись электронной почты; более 30 % педагогических работников используют в своей работе программы Microsoft Office, мультимедиа; 100 % педагогических работников используют в работе ТСО; педагогический кабинет оборудован 3 ПК, 3 ноутбуками, находящимися в свободном пользовании работниками учреждения; учреждение подключено к глобальной сети Интернет по выделенной линии предоставляемой ОАО «Ростелеком», безлимитный тарифный план); создание банка дидактических и методических материалов, разработок по разным направлениям работы ДОУ. На 2013 – 2014 учебном году перед управленческой службой учреждения были поставлены задачи: подготовка кадров к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий; интеграция и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения; совершенствование работы по документообороту, отчетности в электронном виде, создание единой электронной базы данных работников, воспитанников; расширение сети использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, воспитательно-образовательном процессе; активизация участия педагогов учреждения в дистанционных конкурсах, научно – практических конференциях. Модернизация условий полноценного дополнительного образования детей через улучшение материально-технической базы, эффективное использование бюджетных средств и привлечение внебюджетных источников финансирования. Организация дополнительных образовательных услуг является неотъемлемым компонентом выполнения социального заказа общества, а также результатом и перспективой развития нашего дошкольного образовательного учреждения. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для занятий дополнительными услугами: имеются два кабинета, которые оснащены необходимым оборудованием и учебными пособиями. В дошкольном учреждении продолжает развиваться работа студий, кружков, секций, объединяющих по интересам детей разного возраста по художественно-эстетическому, познавательному и физическому направлениям. Многолетнее сотрудничество с «Центром английского языка» органично дополняет и развивает систему дополнительного образования в нашем учреждении. Наши воспитанники являются постоянными участниками в областном открытом конкурсе среди дошкольников на лучшее знание английского языка «I am the best». В 2013 году наши воспитанники стали победителями – 1 и 3 место в номинации Kids 4 -12 лет. Основная цель внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, креативности посредством организации не только платных образовательных услуг, но и кружковой работы. В текущем учебном году вопрос об организации кружковой работы как формы дополнительных образовательных услуг успешно решался по следующим задачам: расширение сети оказания дополнительных образовательных услуг по художественно-эстетическому воспитанию; расширение интереса к театрально-игровой деятельности; активное участие воспитанников учреждения в конкурсах различного уровня; расширение творческих способностей педагогов. По результатам анкетирования родителей определили перспективу развития организации дополнительных образовательных услуг: создание дополнительных спортивных секций по физическому развитию детей; составление и утверждение авторских программ дополнительного образования по художественно-творческой деятельности: театральной, конструктивной. В текущем учебном году наши воспитанники приняли активное участие в конкурсах различного муниципального, всероссийского уровней: — Вишнев Ярослав – лауреат Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Карих Давид – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Филипова Полина – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Фелль Алиса – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Минубаева Варя – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Гарькуша Антон – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Межова Ульяна – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Нижегородцева Маша– участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Магель Катя – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Сафонов Вадим – участник Всероссийского творческого фото – конкурса «Новогодняя открытка», Санкт – Петербург; — Креславский Саша – победитель областного открытого конкурса на знание английского языка для детей 4-12 лет «I am the best»; — Четвериков Тимофей – призер областного открытого конкурса на знание английского языка для детей 4-12 лет «I am the best; — Лазуков Даниил – участник регионального художественного конкурса «Родительский дом – начало начал»; — Пермякова Екатерина — участник регионального художественного конкурса «Родительский дом – начало начал»; — Шашура Вова — участник регионального художественного конкурса «Родительский дом – начало начал»; — Тигунцева Анастасия — участник регионального художественного конкурса «Родительский дом – начало начал»; — Сафронова Лиза — участник регионального художественного конкурса «Родительский дом – начало начал»; — Танцевальный ансамбль «Домисолька» – лауреат гала – концерта IV фестиваля детского творчества «Звездочки Иркутска 2013» по Правобережному округу; — Танцевальный ансамбль «Домисолька» – участники гала – концерта IV фестиваля детского творчества «Звездочки Иркутска 2013». Текущий учебный год стал новой ступенькой к развитию и созданию имиджа нашего дошкольного учреждения: Пологрудова Т.И., Герасимова И.М., Краснова И.В. – победители областного конкурса «Премия Губернатора Иркутской области в 2012 году коллективам работников образовательных учреждений, (номинация «Авторская программа»); Танцевальная группа «Домисолька» — лауреат – гала-концерта IV фестиваля детского творчества «Звездочки Иркутска 2013»; МБДОУ – призер городского конкурса на лучшую книжку-малышку «Сказки о здоровье»; МБДОУ – призер городского конкурса идей в фотоматериалах «Наш выбор – здоровый образ жизни»; Селезнева Т.А., Щербакова Е.Н. Краснова И.В., Герасимова И.М. – участники областного конкурса «Премия Губернатора Иркутской области в 2012 году коллективам работников образовательных учреждений, (номинация «Авторская программа»); Собко Л.И. – участник областного конкурса «Премия Губернатора Иркутской области «Лучшему техническому работнику 2012»; Лазукова Н.Н. – участник городского конкурса «Почетная семья города Иркутска – 2013 г.». Ширяева Н.А. – участник муниципального конкурса «Родительская благодарность» в рамках VIII городского образовательного форума «Образование Иркутска — 2013»; Алексеева И.И. – участник муниципального конкурса «Лучший мастер-класс — 2013» в рамках VIII городского образовательного форума «Образование Иркутска — 2013»; Алексеева И.И. – участник конкурса рукоделия «Вязанная игрушка», ООО ТСО «Иркутск-Подольск», Иркутск – 2013; Усольцева Н.В., Лазукова Н.Н.- участники Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Поликультурное пространство детства современной России», ВСГАО, 2012; Лазукова Н.Н. Леви Л.В., Ширяева Н.А. — участники областной научно – практической конференции «Актуальные проблемы специального инклюзивного образования и пути их решения»; Мерзова Н.Е., Усольцева Н.В., Лазукова Н.Н.- участники городской научно-практической конференции педагогических работников «Педагогические проекты. Социализация детей: опыт, проблемы, перспективы», МКОУ ДПО ЦИМПО, 2012; Усольцева Н.В., Алексеева И.И. – участники городской научно – практической конференции «Партнерство семьи и детского сада – шаг к успеху в становлении личности ребенка»; Лазукова Н.Н., Кравченко И.А. – опубликована статья на тему «Трудовое воспитание или образовательная область «Труд»» в сборнике «Обобщающий опыт работы по трудовому воспитанию дошкольников», ДО КСПК администрации г. Иркутска, 2012; Лазукова Н.Н., Леви Л.В., Ширяева Н.А. — опубликована статья на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в гармоничном воспитании детей», Материалы II Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений, Иркутск, 2013; Романенко В.Ф. – награждена званием «Почетный работник общего образования РФ». Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Использование вариативных форм в нашем учреждении ориентировано на личность воспитанника, учитывая его потребности, возможности и запросы родителей. Создание комфортных условий для детей с сокращенным режимом пребывания – стало одним из обязательных направлений коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения. В аспекте решения данного направления стремимся обеспечить доступность всего комплекса муниципальных услуг детям с сокращенным режимом пребывания, чтобы дети имели равные стартовые возможности при поступлении в школу. Управленческие задачи были направлены на расширение и совершенствование благоприятных условий для данной категории воспитанников: организация системы взаимодействия с родителями; гарантированное обеспечение бесплатными дополнительными образовательными услугами (кружки, студии); выравнивание стартовых возможностей у детей при поступлении в школу. В рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предоставляем все образовательные услуги детям с сокращенным режимом пребывания, охватывая все возраста с 3х лет. Создание условий для развития инклюзивного образования в муниципальных образовательных учреждениях Мы понимаем, что функционирование групп детей, в которых имеются дети-инвалиды, требует создания особых условий для их психолого-педагогического сопровождения. В текущем учебном году в нашем дошкольном учреждении воспитывалось 2 ребенка, имеющих инвалидность. Стремимся обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение и всестороннее развитие данным детям, охрану их здоровья и сбалансированного питания на основе тесного взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями осуществлялось в процессе организации следующих мероприятий: анализ конкретной проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения, связанной с их здоровьем; определение конкретных форм индивидуальной работы с ребенком по развитию и коррекции их развития; планирование мероприятий по профилактике проблем здоровья. Результаты мониторинга показали, что у данных детей средний уровень развития развитие интегративных качеств. Повышения эффективности мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности в рамках дошкольного учреждения. Каждый уровень системы управления в рамках должностных обязанностей и инструкций обеспечивает эффективность мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности учреждения. В настоящее время наиболее насущным является бытовое энергосбережение, т.е. комплекс мероприятий, направленных на сохранение и рациональное использование электричества и тепла. В нашем учреждении весь коллектив подходит рационально к решениям вопросов энергосбережения: Экономия электрической энергии (максимальное использование дневного света, использование осветительных приборов только по необходимости; замена ламп накаливания на энергосберегающие, подбор оптимальной мощности электрообогревательных устройств, использование энергосберегающим "спящим" режимом, если он есть в приборе или устройстве); Экономия тепла (снижение теплопотерь, установка теплосберегающих оконных конструкций и дверей, использование узлов учета тепловой энергии, использование современных теплоизоляционных материалов). В текущем учебном году были проведены следующие мероприятия по энергосбережению: установлены пластиковые окна за счет бюджетных и внебюджетных средств в музыкальном зале и на пищеблоке; установлен теплообменник в тепловом пункте; составлен и утвержден энергетический паспорт по результатам обязательного энергетического обследования. Анализ содержания работы за предыдущий учебный год позволяет сделать вывод о позитивных изменениях воспитательно-образовательного процесса с детьми и определить следующие направления развития дошкольного учреждения: Обеспечить качество психофизического развития воспитанников на основе взаимодействия ДОУ с семьей; Совершенствовать работу по развитию познавательных способностей в процессе интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, чтение художественной литературы); Формировать основы социальной и жизненной адаптации детей в процессе игровой и трудовой деятельности воспитанников ДОУ.