Все мы знаем: внешне неуверенный, застенчивый ребенок чаще всего заторможен, замкнут, легко смущается. Вместе с тем, что на первый взгляд кажется парадоксальным, его застенчивость может совмещаться с удивительной активностью, упрямством.
Все мы знаем: внешне неуверенный, застенчивый ребенок чаще всего заторможен, замкнут, легко смущается. Вместе с тем, что на первый взгляд кажется парадоксальным, его застенчивость может совмещаться с удивительной активностью, упрямством. Такая различная картина в поведении определяется разными позициями: в одном случае – осторожно-оборонительной, в другом – внешне уверенно-наступательной. Но в основе и первой и второй позиции тем не менее лежит внутренняя неуверенность, отрицательные эмоциональные переживания.
Развитию застенчивости, как показали исследования, может способствовать и многократный отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или наоборот, равнодушное отношение окружающих. К слову, эмоциональное неблагополучие ребенка как в семье, так и в детском саду способствует развитию чувства страха, замкнутости, чувства незащищенности, одиночества, недоверия к людям, а это уже основа роста неуверенности в своих силах. И действительно, «эмоциональное созвучие» со взрослым, его положительные оценочные суждения способствуют развитию активности, побуждают ребенка к хорошим поступкам. Только в обстановке доверительности малыш легко вступает в контакт со взрослым, проявляет высокую социальную активностью
Как отрицательный факт, способствующий формированию застенчивости, выделяется авторитарный стиль общения и воспитания и в семье, и в детском саду. При авторитарном стиле общения в сравнении с демократическим отношения между детьми более конфликтны, большее количество детей испытывают эмоциональное неблагополучие. Особенно сильное воздействие оказывает общая негативная оценка личности ребенка. Дети, в семье которых царит авторитарный стиль воспитания, менее активны, инициативны, менее самостоятельны в своих поступках. Однако покорные со взрослыми, они в некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом овладевают нравственными формами.
Чувство стыда – стержень застенчивости. Чувство стыда – основа нравственности. Необходимо пробуждать в ребенке это чувство, оно защитит его от бесчеловечных мыслей и поступков. Огорчил родителей – стыдно, обидел котенка – стыдно, кто-то трудился, а малыш разрушил – стыдно. И застенчивость, связанная со стыдливостью – естественна. Нельзя только допускать застенчивости, связанной с комплексом неполноценности.
Период застенчивости – естественный этап психического развития ребенка. Дети в это время нуждаются в ободрении, поощрении, сочувствии, понимании, уважении и любви. И только такт родителей, мудрость, доброта обеспечивают нормальное развитие ребенка, сохранив это человеческое качество – застенчивость и одновременно укрепив чувство собственного достоинства, уверенность в себе, решительность. Взрослые должны осторожно и чутко относиться к проявлению застенчивости у ребенка. Грубое, бесцеремонное, психологически безграмотное вмешательство причиняет ему вред, нарушает взаимоотношения с родителями.
Застенчивость проявляется в детях, которые мало общаются с другими детьми и взрослыми. Малыш не может постоять за себя, попав в окружение сверстников, лишь молча глядит на обидчиков. Такое поведение всегда болезненно воспринимается родителями, но волноваться не стоит. Малыш наберется опыта, регулярно общаясь с другими детьми, и научится умению постоять за себя.