В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:
1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их знаний, умений и навыков требованиям государственного стандарта образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказами Министерства Просвещения Российской Федерации (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ):
— от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
— от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
дошкольные образовательные учреждения начнут работать по:
— федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО);
— федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования (ФАОП ДО).
Педагогический коллектив МБДОУ г.Иркутска детский сад № 155 ознакомился с федеральной образовательной программой дошкольного образования, федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования, дорожной картой по разработке ОП ДО в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО.
Для обеспечения методической поддержки педагогического коллектива в детском саду создана рабочая группа по разработке ОП ДО в соответствие с ФОП ДО, АОП ДО в соответствие с ФАОП ДО.
В связи с этим МБДОУ г.Иркутска детский сад № 155 с 01.09.2023 года переходит на реализацию ОП ДО, АОП ДО.