Ваш ребенок непоседа, одновременно может играть в несколько игр, не может усидеть на месте и тянет вас куда-то. И все чаще мы слышим слово гиперактивность, от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка, так или иначе примеряем его на своего ребенка или на какого-то из его окружения. Очень часто подобный «ярлык» вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим «диагнозом» – гиперактивность.
Психологи, работающие над этим вопросом выделяют следующие признаки гиперактивность:
- Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая «сухая» истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
- Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
- Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
- Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
- Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
- У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
- Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок — неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка)ведет себя одинаково активно.
- ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
- Для гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная)и импульсивность.
Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТИШЕК
- Физическое наказание недопустимо. Ребенок должен доверять вам, ежесекундно ощущать вашу поддержку, а не бояться вас. Возникающие трудности старайтесь решать совместно с малышом.
- Все запреты должны быть четко обоснованными и по возможности сведены к минимуму, а «да» должно звучать как можно чаще.
- Для гиперактивного ребенка очень важно установление строгих рамок поведения. Такой ребенок, как никто другой, должен научиться четко понимать, что можно делать, а чего нельзя, так как отстранение его от требований принесет больше вреда, чем пользы. Однако эти правила не должны предъявляться в форме приказа. Категоричность допускается только в тех случаях, когда речь идет о безопасности и здоровье малыша.
- Позитивная модель поведения является приоритетной в отношениях с гиперактивным ребенком. Такие малыши не чувствительны к выговорам и замечаниям, но даже малейшая похвала имеет для них огромное значение, поэтому не упускайте возможность похвалить малыша и подчеркнуть даже самые незначительные его успехи.
- Старайтесь не завышать и не занижать требования к ребенку. Ставьте перед ним такие задачи, которые максимально соответствуют его способностям.
- Нагрузите ребенка домашними делами, которые он в состоянии выполнить сам (выгулять собаку, вытереть пыль, полить цветы) и никогда не делайте их за него.
- Начните вести дневник, в котором каждый день отмечайте вместе с ребенком все его успехи и достижения (учеба, помощь родителям по дому, выполнение домашних заданий).
- Можно ввести определенную систему поощрений и вознаграждений (например, за каждый хороший поступок давать ребенку красивую наклейку или картинку, а за определенное их количество можно поощрить малыша недорогой игрушкой или новой книжкой).
- Помните, что причиной вызывающего поведения вашего ребенка может быть элементарное желание привлечь ваше внимание. Проводите с ним как побольше времени: читайте, разговаривайте, учите общаться (выслушать собеседника, правильно сформулировать свою мысль), наблюдайте за окружающим миром и просто играйте.
- Соблюдение режима также является очень важным фактором в воспитании гиперактивного ребенка. Приучайте его есть, гулять, играть и спать в одно и то же время.
- Гиперактивный ребенок нуждается в спокойной обстановке. Если нет возможности выделить отдельную комнату, то постарайтесь максимально адаптировать общую спальню под потребности ребенка (свести к минимуму количество отвлекающих предметов, оклеить стены обоями успокаивающих тонов).
- Выделите для занятий отдельный уголок, где постарайтесь создать все необходимые условия (уберите со стола все лишние предметы, не вешайте над столом яркие плакаты или фотографии).
- Так как психика ребенка легко и быстро возбудимая, то, гуляя с ним, старайтесь избегать мест с большим скоплением людей (рынки, шумные улицы, крупные торговые центры).
- Обеспечьте ребенку своевременный и полноценный отдых, так как переутомление может привести к увеличению двигательной активности, а недосыпание значительно снижает уровень внимания и самоконтроля. Контролируйте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и за компьютером.
- Научите ребенка осознанно контролировать свои поступки. Пусть привыкает к тому, что перед каждым своим действием, нужно посчитать от 1 до 10 и обратно, постепенно уменьшая счет (с 1 до 7,затем до 5 ит.д.)
- Помогите ребенку найти то занятие, которое ему интересно и которое у него лучше всего получается. Став специалистом в какой-то области, ребенок почувствует уверенность в себе, в своих возможностях, что станет хорошим плацдармом для достижения успехов в других вопросах. Здесь важно не переусердствовать: будет ошибкой запись ребенка одновременно в несколько кружков и секций. Пусть сначала потренирует свою память и внимание в каком-то одном занятии.
- Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел возможность выплеснуть избыток своей необузданной энергии. Это могут быть ежедневные активные прогулки на свежем воздухе, спортивная секция, плавание, бег. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
- И помните, что ваше спокойствие и терпение – залог успеха в воспитании вашего гиперактивного малыша!
Игры с гиперактивными детьми.
Игры для развития внимания
«Лови – не лови»
Самой известной игрой из этой категории является «Съедобное – несъедобное». Ведущий бросает ребенку мяч и называет слово. Если это слово обозначает съедобный предмет, малыш должен поймать мячик, а если несъедобный – то отбить его. По аналогии с этим можно придумать множество различных игр, которые будут интересны именно Вашему ребенку (например, «Транспорт – не транспорт», «Живое – неживое», «Опасно – неопасно» и так далее).
«Следопыты»
Выберите небольшую игрушку и спрячьте ее в комнате, но так, чтобы ее можно было заметить. Чтобы найти нужный предмет, малышу необходимо быть внимательным и не отвлекаться на другие вещи.
«Ушки на макушке»
Это игра, направленная на развитие слухового внимания. Ее суть заключается в том, чтобы услышать, в каких из названных слов есть определенный звук. Например, договоритесь, что вы будете произносить слова, а ребенок должен хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит звук «р».
Игры для развития самоконтроля
«Замри»
Включите динамичную веселую музыку и предложите малышу потанцевать. Как только вы нажимаете на паузу, ребенок должен замереть на месте.
«Жди сигнала»
Это словесная игра-беседа. Ее суть заключается в том, что взрослый задает малышу разнообразные вопросы, а ребенок может начинать отвечать на них только после определенного сигнала (например, когда вы дотронетесь рукой до уха или сложите руки на груди).
«Молчу – шепчу – кричу»
Задача ребенка в этой игре – выполнять все действия, ориентируясь на знак, который ему показывает взрослый. Договоритесь со своим ребенком об условных обозначениях: к примеру, жест сна – малыш должен молчать и не двигаться, палец у губ – говорить тихо и двигаться медленно, руки вверх – можно кричать, бегать и прыгать.
Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения
«Рисуем пальчиком»
Попросите ребенка принять расслабленную позу и закрыть глаза. На его спине или ладони Вы можете пальцем «рисовать» различные фигуры, цифры, буквы и другие схематичные изображения. Малыш должен догадаться, что Вы нарисовали.
«Ветер – ветерок»
Вместе с ребенком изобразите руками сильный ветер и слабый ветерок. Делать это можно под классическую музыку в зависимости от ее темпа.
«Мыльный пузырь»
В этой игре взрослый делает вид, как будто он надувает мыльный пузырь, а ребенок «летает» по комнате как пузырик. После команды «лопнул», ребенок должен лечь на пол.