Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 175

Учреждение Образования: 664048 г. Иркутск, ул. Баумана, 229/8

Гиперактивный ребенок

Ваш ребенок непоседа, одновременно может играть в несколько игр, не может усидеть на месте и тянет вас куда-то. И все чаще мы слышим слово гиперактивность, от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка, так или иначе примеряем его на своего ребенка или на какого-то из его окружения. Очень часто подобный «ярлык» вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим «диагнозом» – гиперактивность.

Психологи, работающие над этим вопросом выделяют следующие признаки гиперактивность:

  1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
  2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая «сухая» истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
  3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
  4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
  5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
  6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
  7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
  8. Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок — неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка)ведет себя одинаково активно.
  9. ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
  10. Для гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная)и импульсивность.

Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТИШЕК

  1. Физическое наказание недопустимо. Ребенок должен доверять вам, ежесекундно ощущать вашу поддержку, а не бояться вас. Возникающие трудности старайтесь решать совместно с малышом.
  2. Все запреты должны быть четко обоснованными и по возможности сведены к минимуму, а «да» должно звучать как можно чаще.
  3. Для гиперактивного ребенка очень важно установление строгих рамок поведения. Такой ребенок, как никто другой, должен научиться четко понимать, что можно делать, а чего нельзя, так как отстранение его от требований принесет больше вреда, чем пользы. Однако эти правила не должны предъявляться в форме приказа. Категоричность допускается только в тех случаях, когда речь идет о безопасности и здоровье малыша.
  4. Позитивная модель поведения является приоритетной в отношениях с гиперактивным ребенком. Такие малыши не чувствительны к выговорам и замечаниям, но даже малейшая похвала имеет для них огромное значение, поэтому не упускайте возможность похвалить малыша и подчеркнуть даже самые незначительные его успехи.
  5. Старайтесь не завышать и не занижать требования к ребенку. Ставьте перед ним такие задачи, которые максимально соответствуют его способностям.
  6. Нагрузите ребенка домашними делами, которые он в состоянии выполнить сам (выгулять собаку, вытереть пыль, полить цветы) и никогда не делайте их за него.
  7. Начните вести дневник, в котором каждый день отмечайте вместе с ребенком все его успехи и достижения (учеба, помощь родителям по дому, выполнение домашних заданий).
  8. Можно ввести определенную систему поощрений и вознаграждений (например, за каждый хороший поступок давать ребенку красивую наклейку или картинку, а за определенное их количество можно поощрить малыша недорогой игрушкой или новой книжкой).
  9. Помните, что причиной вызывающего поведения вашего ребенка может быть элементарное желание привлечь ваше внимание. Проводите с ним как побольше времени: читайте, разговаривайте, учите общаться (выслушать собеседника, правильно сформулировать свою мысль), наблюдайте за окружающим миром и просто играйте.
  10. Соблюдение режима также является очень важным фактором в воспитании гиперактивного ребенка. Приучайте его есть, гулять, играть и спать в одно и то же время.
  11. Гиперактивный ребенок нуждается в спокойной обстановке. Если нет возможности выделить отдельную комнату, то постарайтесь максимально адаптировать общую спальню под потребности ребенка (свести к минимуму количество отвлекающих предметов, оклеить стены обоями успокаивающих тонов).
  12. Выделите для занятий отдельный уголок, где постарайтесь создать все необходимые условия (уберите со стола все лишние предметы, не вешайте над столом яркие плакаты или фотографии).
  13. Так как психика ребенка легко и быстро возбудимая, то, гуляя с ним, старайтесь избегать мест с большим скоплением людей (рынки, шумные улицы, крупные торговые центры).
  14. Обеспечьте ребенку своевременный и полноценный отдых, так как переутомление может привести к увеличению двигательной активности, а недосыпание значительно снижает уровень внимания и самоконтроля. Контролируйте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и за компьютером.
  15. Научите ребенка осознанно контролировать свои поступки. Пусть привыкает к тому, что перед каждым своим действием, нужно посчитать от 1 до 10 и обратно, постепенно уменьшая счет (с 1 до 7,затем до 5 ит.д.)
  16. Помогите ребенку найти то занятие, которое ему интересно и которое у него лучше всего получается. Став специалистом в какой-то области, ребенок почувствует уверенность в себе, в своих возможностях, что станет хорошим плацдармом для достижения успехов в других вопросах. Здесь важно не переусердствовать: будет ошибкой запись ребенка одновременно в несколько кружков и секций. Пусть сначала потренирует свою память и внимание в каком-то одном занятии.
  17. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел возможность выплеснуть избыток своей необузданной энергии. Это могут быть ежедневные активные прогулки на свежем воздухе, спортивная секция, плавание, бег. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
  18. И помните, что ваше спокойствие и терпение – залог успеха в воспитании вашего гиперактивного малыша!

Игры с гиперактивными детьми.

Игры для развития внимания

«Лови – не лови»

Самой известной игрой из этой категории является «Съедобное – несъедобное». Ведущий бросает ребенку мяч и называет слово. Если это слово обозначает съедобный предмет, малыш должен поймать мячик, а если несъедобный – то отбить его. По аналогии с этим можно придумать множество различных игр, которые будут интересны именно Вашему ребенку (например, «Транспорт – не транспорт», «Живое – неживое», «Опасно – неопасно» и так далее).

«Следопыты»

Выберите небольшую игрушку и спрячьте ее в комнате, но так, чтобы ее можно было заметить. Чтобы найти нужный предмет, малышу необходимо быть внимательным и не отвлекаться на другие вещи.

«Ушки на макушке»

Это игра, направленная на развитие слухового внимания. Ее суть заключается в том, чтобы услышать, в каких из названных слов есть определенный звук. Например, договоритесь, что вы будете произносить слова, а ребенок должен хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит звук «р».

Игры для развития самоконтроля

«Замри»

Включите динамичную веселую музыку и предложите малышу потанцевать. Как только вы нажимаете на паузу, ребенок должен замереть на месте.

«Жди сигнала»

Это словесная игра-беседа. Ее суть заключается в том, что взрослый задает малышу разнообразные вопросы, а ребенок может начинать отвечать на них только после определенного сигнала (например, когда вы дотронетесь рукой до уха или сложите руки на груди).

«Молчу – шепчу – кричу»

Задача ребенка в этой игре – выполнять все действия, ориентируясь на знак, который ему показывает взрослый. Договоритесь со своим ребенком об условных обозначениях: к примеру, жест сна – малыш должен молчать и не двигаться, палец у губ – говорить тихо и двигаться медленно, руки вверх – можно кричать, бегать и прыгать.

Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

«Рисуем пальчиком»

Попросите ребенка принять расслабленную позу и закрыть глаза. На его спине или ладони Вы можете пальцем «рисовать» различные фигуры, цифры, буквы и другие схематичные изображения. Малыш должен догадаться, что Вы нарисовали.

«Ветер – ветерок»

Вместе с ребенком изобразите руками сильный ветер и слабый ветерок. Делать это можно под классическую музыку в зависимости от ее темпа.

«Мыльный пузырь»

В этой игре взрослый делает вид, как будто он надувает мыльный пузырь, а ребенок «летает» по комнате как пузырик. После команды «лопнул», ребенок должен лечь на пол.