Чем станет для ребенка школа — волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения — во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами будете переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши опасения, ребенок будет воспринимать школу как нечто опасное даже до знакомства с ней и до начала систематического обучения.
Если вы станете пугать ребенка, предупреждая его о строгости и дисциплине, царящей в школе, — он, скорее всего, будет робеть даже при упоминании о ней.
Если вы, подогревая интерес ребенка, постараетесь описывать предстоящее обучение только в ярких красках, обещая интересные уроки, добрую учительницу, замечательных товарищей — ребенок вправе будет ожидать того, что школа — это вечный праздник, и тогда ежедневные занятия, требующие терпения, собранности, могут стать для него неприятной неожиданностью. Как же тогда поступить?
1. Старайтесь поддерживать интерес ребенка к школе: поощряйте его потребность задавать вопросы (даже если вы устали от подобных «глупых» вопросов на эту тему). Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.
2. Рассказывайте ребенку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация — сколько детей во всей школе, сколько будет в классе, сколько учителей, сколько классных комнат, когда построена и открыта школа, кто из ваших знакомых учился в ней, — все это будет интересно будущему ученику, поможет сделать предстоящее обучение интересным, сформировать у ребенка чувство сопричастности, гордости за свою школу.
3. Показывайте ребенку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники, рассказывайте о своих школьных товарищах.
4. Попытайтесь не обсуждать при ребенке тему выбора школы и учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога.
5. Сходите вместе с ребенком в школу, расскажите и покажите, где находится его будущий класс, столовая, актовый зал, туалет. Неизвестность может пугать ребенка, поэтому такая экскурсия очень важна для него. Во время посещения школы он точно узнает, в какой обстановке окажется в самый важный день своей детской жизни — 1 сентября.
6. Во время экскурсии постарайтесь узнать мнение ребенка о том, что в школе похоже на детский сад, а что отличается. При необходимости помогите ему найти общее и различное. Такой разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее.
7. Спросите ребенка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если захочет на уроке в туалет (почти все дети отвечают: «Терпеть, ведь это уже не детский сад, а школа!»). Или как он поступит, если не сможет найти в раздевалке свою шапку. Или что он сделает, если сосед по парте предложит ему во время урока конфету.
8. Познакомьте ребенка с его будущей учительницей. Пусть он задаст (если захочет) ей интересующие его вопросы. Такая неформальная беседа поможет снизить возможное эмоциональное напряжение, связанное с неизвестным и пугающим предстоящим Общением с УЧИТЕЛЕМ.
9. При возможности познакомьте ребенка с будущими одноклассниками.
10. Если появится возможность, пусть ребенок что-нибудь напишет или нарисует на классной доске, на специальном стенде, посидит за школьной партой или просто пообедает в школьной столовой.
11. После возвращения с экскурсии попросите ребенка нарисовать школу, сравните этот рисунок с предыдущими рисунками на школьную тему, спросите, что изменилось в его представлении о школе.
12. Давайте ребенку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе все будет прекрасно и радостно. Готовьте ребенка к тому, что обучение — это труд, а не только праздник. Заверьте ребенка, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы!
Удачи вам и вашему ребенку!
Счастливого пути по дорогам знаний!