Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Сведения об образовательной организации
Новости
Родителям
Фотоальбомы
Контакты

Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. 
(Д. Дидро)

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребёнок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родиться любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребёнком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой приём. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте желание ребёнка посещать библиотеку, ходите вместе с ним.
  8. Чтение должно быть систематическим – по 10-15 минут в день. Это сформирует у ребёнка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Какие еще значимые аспекты развития ребенка затрагиваются в процессе совместного чтения?

  • Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

  • Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

  • Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

  • Отреагирование значимых переживаний

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности. 

  • Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, ребенку читает мама или бабушка. Папа в целом гораздо меньше времени участвует в процессе воспитания ребенка, и в процессе совместного чтения в частности. Это связано и с тем, что существующие маскулинные стереотипы мешают отцам подключиться к воспитанию ребенка («не мужское дело»); и с тем, что многим мужчинам трудно участвовать в процессе общения с ребенком, так как они сами в детстве не получили подобного опыта со своими отцами; также этому препятствует элементарная занятость – папы проводят очень много времени на работе.Поэтому существует огромная нехватка отцовского участия в процессе воспитания ребенка. А отец необходим, так как именно с ним связано включение ребенка в социум, трансляция норм, ориентация на дальнейшие достижения, ощущение силы и опоры в жизни.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии