1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь,надо, чтобы ребѐнок пользовался ею, связывал еѐ с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребѐнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи«рыба») приводят к появлению искажѐнного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нѐбо и др.
5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произношению свистящих,шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда-отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребѐнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребѐнок часто болеет,ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к врачу.
Эти причины могут быть обусловлены разными факторами.
Вот некоторые из них:
1. Болезни, перенесѐнные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания,сифилис, туберкулѐз, нервные заболевания);
2. Родовые травмы;
3.Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
4.Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождѐнной способностью человека, она формируется у ребѐнка постепенно, вместе сего ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки,например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.