Что же способствует правильному речевому развитию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребѐнком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
2. Если ребѐнок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги,ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребѐнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребѐнка, может вызвать боязнь «открыть рот»,молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовнѐй», ребѐнок тренирует свои органы речи.Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно немешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребѐнка- учить буквы, обучать чтению в трѐх-четырѐх летнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболееблагоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребѐнка.
5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребѐнка к рассказыванию стихов,демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребѐнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребѐнка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его,способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий длянормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового,голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.