Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Проведенный нами анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
• семья;
• образовательные учреждения,
• культурно-общественные учреждения;
• медико-оздоровительные организации.
Мы провели переговоры с нашими партнерами, составили и заключили договора о сетевом взаимодействии, разработали планы совместных мероприятий.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Таким образом: основными принципами сотрудничества являются:
Установление интересов каждого из партнера;
Совместное формирование целей и задач деятельности;
Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают :
Открытость ДОУ
Установление доверительных и деловых контактов
Использование образовательного и творческого потенциала социума
Использование активных форм и методов общения
Взаимодействие нашего детского сада с социальными партнерами осуществляется по следующим направлениям:
— с самыми первыми, близкими и главными нашими партнерами — родителями наших обучающихся. Они активные участники и помощники во всех наших начинаниях – соревнованиях, конкурсах, выставках, праздниках и развлечениях для детей, субботниках.
Формы взаимодействия с родителями:
интерактивные (публичный доклад; сайт ДОУ; электронная почта).
традиционные (родительские собрания; совместные мероприятия; творческие конкурсы; Дни открытых дверей; праздники).
нетрадиционные (семейные клубы, школа для заботливых родителей). просветительские (лектории; университет; клуб; использование СМИ; выпуск буклетов, памяток, информационных листов).
— МБОУ г.Иркутска СОШ №29 — Взаимодействие детского сада и СОШ носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, произвольности, которые являются основаниями преемственности для дошкольного учреждения и начальной школы.
— с учреждениями дополнительного образования и культуры
• Детские дома творчества – Задачи художественно-эстетического развития дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Активное участие в различных творческих конкурсах, где наши воспитанники занимают призовые места.
• Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с Библиотекой №7 — «Кировская библиотека». Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата.
• Выездные театры «Диво» и «Гуливер» — через приобщение детей к театральному искусству, совместные мероприятия, спектакли.
• Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой.
• Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД. Встречи с инспекторами стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием общаются и обсуждают проблемы дорожного движения с инспектором, прикрепленного к детскому саду.
• В ДОУ проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа. В этом направлении неоценимую помощь оказывают Совет ветеранов и ТОС «Кирова». Стали традиционными встречи дошкольников с Ветеранами и Детьми ВОВ. Ребята готовят концертные программы, поздравительные открытки, сувениры; слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом.
• Сетевые партнеры – сетевое взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями нашего района помогают педагогам расширять познания в области дошкольного образования, находить новые пути решения воспитательно-образовательных задач, работать над приоритетами в педагогической практике, знакомиться с парциальными программами и современными педагогическими технологиями. Воспитатели наших детских садов посещают методические объединения. На базе сада неоднократно проводились районные МО.
Соучастие различных социальных партнеров в решении проблем образования укрепляет взаимодействие и способствует достижению значимых социальных эффектов.
Мы можем отметить изменения, произошедшие в образовательной среде, материально-техническом оснащении детского сада.
Педагогический процесс стал более совершенен.
Отмечен устойчивый рост активности и заинтересованности социальных партнеров.
Произошло значительное расширение кругозора детей, их познавательных интересов, художественных способностей, физических качеств, формирование готовности к школьному обучению.
Появилось желание у детей и родителей записаться и посещать спортивные секции, школу искусств, кружки, студии, детскую библиотеку.
Укрепились внутрисемейные связи, повысилась заинтересованность и компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Мы открыты к сотрудничеству, распространению накопленного опыта по организации Совета социальных партнеров через сетевое взаимодействие. Будем и дальше продолжать работу в этом направлении.