Дополнительное образование (бесплатная кружковая работа)
Положение МБДОУ г Иркутска детский сад№1 о дополнительном образовании воспитанников(бесплатная основа)
Направления по дополнительному образованию
Расписание по дополнительному образованию
Участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Лучший педагог, воспитатель дошкольного учреждения-23»
Консультация «Нетрадиционные техники рисования» воспитатель Амосова Татьяна Дмитриевна.
Участие в областной выставке-форуме «Мир семьи. Страна детства»-2022
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. БондаренкоТ.В., воспитатель
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский
Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – это организация предметно – развивающей среды. Правильно организованная среда позволит ребенку найти занятие по душе, проявлять творчество, развивать инициативу, самостоятельность. Но тут возникает вопрос, а не рано ли говорить о самостоятельности и инициативе у детей второй младшей группы? Давайте разберемся по подробнее. И так, что мы подразумеваем под словом инициатива? В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится: инициатива (от латинского initium – начало) – почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности. В чем тогда проявляется детская инициатива? Вот что об этом пишут в интернет ресурсах. «Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами». «Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что – либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым, тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений». Поэтому можно сказать, что свободная деятельность детей в условиях предметно – развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно выбрать деятельность по интересам, действовать одному или со сверстниками в зависимости от ситуации, настроения. Воспитатель должен не только поддерживать инициативу и самостоятельность у своих подопечных, а в спорных ситуациях предупредить конфликт или помочь ребенку включиться в ту или иную деятельность.
ФГОС подчеркивает, что одним из важных принципов дошкольного образования, является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, а наличие предметно – развивающей среды должны обеспечивать свободный выбор детей, стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность. Поэтому наша задача создать условия для возможности самовыражения ребенка.
Для детей второй младшей группы (3 – 4 года), ведущей сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Мы в свою очередь стараемся помочь реализовать задуманные планы ребенка, поддерживать и поощрять самостоятельность, любознательность, изобретательность. Не критикуем результаты деятельности и их самих, а тактично поправляем или предлагаем другой путь решения проблемы или хода игры.
В нашей в группе есть дети, которые застенчивы, нерешительны или наоборот конфликтны, поэтому здесь так же учитываем индивидуальные особенности. Любой успех обязательно комментируем, поддерживаем теплыми словами. И главное уважаем каждого ребенка независимо от его достижений и недостатков.
Наш детский сад берет за основу программу Вераксы Н.Е. «От рождения до школы», в которой предметно – развивающая среда поделена на 10 центров поддержки детской инициативы: центр сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр; книжный уголок; центр развития мелкой моторики, подготовки письму; центр строительства и конструирования; центр песка, воды, игр- экспериментов; центр математики, науки, естествознания; центр развивающих игр; центр искусств, музыки; краеведения; спортивный уголок. О некоторых мы хотим рассказать по – подробнее.
Книжный уголок. Наш сад совсем юный, ему нет и года, поэтому предметно – развивающая среда досталась нашим воспитанникам не в готовом виде, а создавалась вместе с ними. Дети оказались непосредственными участниками создания предметно – развивающей среды, такая практика показала заинтересованность и увлеченность всех участников: детей, родителей, воспитателей.
На «Утреннем круге», детям было предложено придумать домик для книг. Активные дети предлагали свое видения книжного уголка исходя из своих интересов, остальным были предложены образцы. Так было принято решение сделать книгам домик в виде теремка. На втором этапе мы привлекли родителей, объяснив задумку. Родители с большим энтузиазмом отнеслись к этому и в скором времени, у нас в группе появился расписной терем, с красивыми стеллажами. Мы в свою очередь, разместили центр так, чтобы он соответствовал правилам безопасности и доступности. Наполнили уголок детской литературой: русско – народными сказками, авторскими книгами, детскими энциклопедиями, потешками, загадками, стихами, демонстрационным материалом, дидактическими играми, различными видами театров, в соответствии с программой, с планом образовательной деятельности, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
При знакомстве юных книголюбов с художественной литературой, воспитателю следует прочитать ее эмоционально, а лучше обыграть ее, тогда дети будут не раз ее просить повторить. После прочтения книги мы обязательно обсуждаем поступки персонажей и последствия этих поступков.
Сказки мы обыгрываем с помощью различных театров, дополняя ее декорациями для усиления драматизации. Наряду с традиционными героями сказок, маленьким актерам нравится показывать сложных героев: Бармалея, Мойдодыра, Айболита, передать их эмоции, характер. Например, топнуть ножкой, как это делает Мойдодыр или показать жадного и злого Бармалея. Здесь происходит тесная взаимосвязь с центром сюжетно – ролевых и театрализованных игр – это и понятно, происходит развитие творчества на основе знакомства с литературными произведениями.
Одни «актеры» любят ставить постановку «для себя», где они играют за всех героев, другие делят роли между собой и показывают свою постановку зрителям. Ребята с более живым воображением выступают в роли режиссеров, ставят сказку по своим правилам и со своим сюжетом. Наблюдать за такими детьми очень интересно, видно как они подражают взрослому, но в тоже время вкладывают в героя свой характер. Детям, которые стеснительны и робки, предлагается поиграть вдвоем с воспитателем. Как правило, с воспитателем они раскрываются, становятся раскованнее. Конфликтным детям, мы предлагаем первому выбрать роль, так как они чаще хотят играть того героя, которые выбирают другие, причем не обязательно, что роль им понравилась.
Дидактические игры в книжном уголке понравятся усидчивым, пытливым, любознательным ребятам, которые стремятся находить ответы самостоятельно. Им понравятся такие игры как: «Найди пару», «Отгадай сказку», «Составь сюжет по порядку», «Кто лишний?», собери пазлы по сюжету. Или для них можно подобрать игры по сказкам: кто за кем тянул репку? Кто жил в теремке? Кого встретил Колобок? Расскажи сюжет сказки и так далее.
Центр сюжетно – ролевых и театрализованных игр.Сюжетно – ролевой центр, должен служить для социализации, коммуникации ребенка. Здесь прекрасно подойдут игры на темы из окружающей жизни, где дети будут развивать несколько взаимосвязанных действий, например — готовить обед, накрывать на стол, кормить. Так же мы стараемся подбирать сюжеты с двумя или несколькими действующими лицами (мама – дочка, врач – больной, шофер – пассажиры, продавец – покупатели). Все сюжетно – ролевые игры также проигрываются с воспитателем, за тем воспитатель уходит на второй план и становится наблюдателем.
Для поддержки инициативы, центр должен быть обогащен различными атрибутами ряженья, бросовым материалом, в свободном доступе должны быть костюмы, маски, головные уборы, бижутерия и так далее.
Правильно организованный центр сюжетно – ролевых и театрализованных игр будет способствовать не только самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, но и развитию диалогической речи у дошкольников.
Не нужно забывать, что главная задача центров положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка, помогать познавать окружающий мир, давать возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Поэтому предметно – развивающую среду нужно всегда пополнять и обновлять, но не перегружать, только тогда среда будет способствовать формированию речевой, познавательной, двигательной, творческой активности детей.
Беляевская Ольга Владимировна, воспитатель
Из опыта работы по организации взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
«…Возгордимся нашими дедами,
С них пример достойный мы возьмем.
Подвиг их пусть нас научит с вами
Наслаждаться каждым мирным днем!»
Одним из важных и сложных педагогических процессов в работе с детьми дошкольного возраста относится патриотическое воспитание. Поэтому очень важно работать в этом направлении вместе: детский сад – дети – родители.
День Победы, это
тот праздник, который объединяет людей
всех возрастов, дает чувство единства,
делает ближе. И мероприятия посвященные
памяти Великой Отечественной войны
находят очень быстро отклик среди
педагогов и родителей. Вместе мы передаем
историческую память детям, о событиях
прошедших времен. Благодаря этому
родилась идея создать календарь Победы
«Обратный Отсчет. От юбилея победы к
юбилею города Иркутска», посвятить его
76-годовщине победы в Великой Отечественной
войне, а также нашим землякам и городу
во время войны.
В нем педагоги и
воспитанники рассказывают о событиях,
сражениях, героях ВОВ, памятниках и
мемориалах посвящённых ВОВ, поздравляют
ветеранов с днем Победы.
Данный проект направлен на военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А так же активного сотрудничества родителей в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.
Календарь Победы «Обратный Отсчёт», представляет собой отрывной календарь, с листами формата А3. Так как календарь посвящен 76- годовщине Победы, то и отсчет начинается за 76 дней до 9 мая. Каждая страница имеет свой порядковый номер, фамилию, имя автора и название работы. Техника оформления произвольная — рисунок, коллаж, аппликация и т.п.Участниками проекта стали педагоги, родители и воспитанники средних и старших групп
Работа над календарем проходила в несколько этапов.
- На первом этапе проходило обсуждение с педагогическим коллективом и родителями о работе над календарем. Была обозначена тема «Великая отечественная война 1941-1945 гг». Конкретное содержание листа определяли сами родители с детьми.Это было обусловлено тем, что в каждой семье своя история, свои личные воспоминания и переживания. И это очень важно для сближения детей и их близких!
- Второй этап — изготовление страниц календаря. Здесь каждый участник решал для себя, что он изобразит на листе. Это и праздничный салют, фотографии фронтовиков, вечный огонь, фронтовые письма, цветы со словами благодарности, то есть все то, что близко для своей семьи.
- На третьем этапе участники проекта готовили рассказ по сюжету своей страницы. Презентация была записана за ранее и в данный момент транслируется каждый день, без выходных и праздничных дней, через интернет платформы ДОО (сайт детского сада, инстаграм), знакомят родителей и гостей сайта с календарем Памяти.
Открытие календаря Победы состоялось 22 февраля и уже нашел большой отклик среди родителей и гостей сайта. Без сомнения мы будем и дальше работать в этом направлении. Такая работа, сплотила педагогов, детей и родителей вокруг главного для всех нас события – Победы в Великой Отечественной войне.
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель Васильева Снежана Николаевна
Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Известно, что интеллект — это не только наследственность, но и результат умственных нагрузок и тренировок. Все мы умеем бегать, но чемпионами мира становятся единицы — те, кто смог пройти через все необходимые нагрузки. Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н. э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Мелкая моторика — это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую — либо деятельность (застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать ботинки, лепить, рисовать, писать и т. д.). Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся: Самомассаж — это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Использование тренажеров и массажеров повышает интерес детей. Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5— 7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения. Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения. Особо подчеркнем, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, художественный и ручной труд, ниткопись — выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии и т. д.). Прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения, развития мелкой моторики пальцев рук. Пересыпание песка, перебирание его руками расслабляет, успокаивает и служит массажем для рук. Проводятся различные упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, путем раздувания через трубочку, раздвигания руками, нахождение маленьких игрушек в песке. Развитию тактильных ощущений способствует «Пальчиковый бассейн». Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательной активности рук. Средством для развития движений пальцев является театр пальчиков. Разыгрывание небольших сценок, пересказывание коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук способствует тому, что кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными. Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма. Таким образом, пальчиковые игры и есть тот самый искомый золотой ключик к интенсивному развитию способностей малыша. Это подтверждается и последними научными открытиями, и тем фактом, что подобные игры есть в традициях всех народностей. И это понятно — ведь при любом двигательном тренинге развиваются не руки, а мозг. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма. Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать! Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающей среды — идеальная основа для развития умственных способностей малыша. Главное — не упустить время!
Винокурова Елена Викторовна, воспитатель
Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.
Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи: формирование коммуникативных навыков; формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно. В нашем детском саду в каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, проводятся занятия по познавательно-исследовательской деятельности.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чём бы ни рассказывали – всегда идёт процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Участие учреждения в городском смотре-конкурсе на лучшее новогоднее оформление среди МДОО города Иркутска в 2021г.