Экологическое образование ребенка начинается в семье — это неоспоримая истина.
В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, семье, жилище. Сейчас это направление называется биологической экологией. Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым Барри Коммонером:
— все связано со всем;
— все куда-нибудь девается;
— все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);
— природа знает лучше.
Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Многие считают, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.
К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. Слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания: «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.
Часто можно услышать выражения «плохая («хорошая», «ужасная») экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим «плохая» физика или математика). Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
-
пониманию самоценности природы;
-
осознанию ребенком себя как части природы;
-
воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
-
формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-
пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
-
пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
-
формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
-
усвоению азов экологической безопасности;
-
усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
-
формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
Представьте, что вы идете с ребенком по парку для знакомства с деревьями. Вы показываете ему о дереве, как оно называется — например, береза. Вы предлагаете обсудить следующие вопросы: чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы диалог превратился в экологический? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п….
и так день за днем, беседа и личный пример вашего экологического, бережного отношения к природе перейдут и к вашему ребенку !