Консультация психолога
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Формирование чувства личной и культурной
идентичности, происходящее между
двумя и шестью годами, сопровождается
разнообразными сильными эмоциями
и переживаниями, которые ребёнок
должен научиться интегрировать
в структуру собственной личности.
Г.Крайг.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во вторых, управлять своими эмоциями.
Дошкольное детство – очень короткий период, за который ребёнок должен не только научиться понимать эмоции: свои и чужие, но и передавать их. Кажется это так просто. На самом деле это довольно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития.
Уже в младенческом возрасте ребёнку требуется не только уход, но и разные впечатления, любовное и заботливое отношение к нему. Первая положительная эмоция – улыбка на ласковый голос матери, на её нежные прикосновения.
В раннем возрасте эмоции ребёнка неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. На этом этапе развития эмоции определяют всё поведение ребёнка. Плачущий ребёнок через минуту может улыбаться и радоваться. В этом же возрасте дети способны давать оценку поступкам и качествам: плохой — хороший, красивый — некрасивый, чувствовать симпатии, испытывать чувство гордости.
Чувства ребёнка дошкольника менее импульсивны. Дети этого возраста используют экспрессивные формы выражения эмоций: мимику, интонацию, пантомимику. Эмоциональные процессы ребёнок сопровождает речью.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти и испуга. Во взаимоотношениях с людьми ребёнок остро чувствует и ласку и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду.
Л.С.Выготский считал что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» — они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша — бесспорный психологический факт.
Ребенок познает мир, прежде всего, в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на детей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо «плотнее», чем наше.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой — причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.