Правильное дыхание — основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Характеристика речевого дыхания при речевых нарушениях.
Много раз вам приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятны слова, окончания проглатываются.
Деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы, приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят.
Если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Из – за мышечного напряжения плеч и шеи ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть ключичным.
Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.
Если ребенок во время речи выдыхает воздух в щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Различают 3 типа дыхания: грудное, диафрагменное и смешенное — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.
Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. Этот тип дыхания называют еще фонационным.
Дыхательная функция нуждается в тренировке.
Ставить дыхание нужно, позанимавшись снятием мышечных напряжений. Восстановленное дыхание, переставшее быть ключичным, ведет автоматически к понижению голоса.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.
Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот;
Второй этап. Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. «Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Перья», «Шарики», пузыри, свеча и т.п.
Третий этап. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. «Комар», «Жуки», «Рычалки».
Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х – 4-х слов, поговорки и скороговорки.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов.
Необходимо соблюдать следующие условия:
♦ нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;
♦ темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания;
♦ не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
♦ температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
♦ не заниматься после еды;
♦ занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
♦ не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия;
♦ не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;
♦ дозировать количество и темп проведения упражнений.
♦ начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить тренировки сидя или стоя;
♦ выполнять упражнения по подражанию;
♦ проводить тренировки пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным;
♦ следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; «уронить» плечи; лицо неподвижное, ленивое;
♦ можно выполнять упражнения на первых порах с закрытыми глазами;
♦ сначала речевой материал проговаривать шепотом, начиная с глухих согласных;
♦ необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
♦ дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
♦ дидактический материал должен быть легким, располагаться на уровне рта.
♦ перед выдохом сделать вдох, мягкий, короткий, глубокий и сильный, «набрать воздуха полную грудь»;
♦ воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге;
♦ делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
♦ вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох;
♦ вдыхать бесшумно: не набирать слишком много воздуха.
♦ совершать выдох длительно и плавно, не толчками;
♦ во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
♦ во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос рот! Зажать ноздри малышу, чтобы почувствовал, как выходит воздух.
♦ выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;
♦ не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора;
♦ не выдыхать весь воздух, а сохранить небольшой запас в легких;
♦ говорить только на выдохе; каждое слово во фразе на одном дыхании и с понижением голоса на каждое слово, помогая плечами, будто «спускаясь плечами».
♦ выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные);
♦ на одном выдохе произносить не больше 3—4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого;
♦ в длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
♦ постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Небезуспешно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху.
Заключение.
Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить его правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.