Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ детский сад №142

Учреждение Образования: 664043, г. Иркутск, б. Рябикова, д. № 14

Тема:

«Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы»

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники, травы, грибы и мхи.

Деревья – это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев — длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые — дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево — это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

— Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).

— Где растут деревья?

— Какие бывают леса? (Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес — хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный. Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный. Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща. Если в роще растут дубы, то это дубовая роща. Если в роще растут клёны, то это кленовая роща)

— Почему они так называются?

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)

— Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

— Деревья живые или неживые?

— Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»

Жёлуди растут на … дубе; грозди рябины растут на – рябине; яблоки растут на – яблоне; серёжки растут на – березе, ольхе; круглая шишка на – сосне; длинная шишка на – ели. И т. д. 

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Ель – ёлочка. Сосна – сосенка. Береза – березка. Иголка – иголочка. Ветка – веточка. Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза). Грустная, печальная, плакучая…(ива). Стройная, зеленая, колючая…(ель). Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

— Где росла ель?

— Что сделала мама из шишек?

— Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом — снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/lanamama/post213446860

 

ПРО ГРИБЫ

Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?

Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

Поговорите с детьми о том, что каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.

— Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.

Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у него толстая как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят.

Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.

— А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.

— Под осинами — подосиновики.

— На пнях живут и растут опята.

— В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.

— А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.

— Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.

Полезный совет: Объясните ребенку, что такое:

♦ «лиственный лес»(в нем растут березы, осины, дубы и другие деревья с листьями)

♦ «хвойный лес»(это лес, в котором растут сосны и ели)

♦ «смешанный лес» (в нем растут и лиственные и хвойные деревья).

Спросите ребенка, догадался ли он, почему лес называется «смешанным»(Потому что разные деревья — хвойные и лиственные — в нем «перемешались, смешались», растут вместе рядышком друг с другом).

— Проезжая на машине, автобусе, электричке, поезде мимо лесов, попробуйте с ребенком определить, что это за лес и какие грибы в нем можно встретить.

Интересное об «адресе» грибов: к осени грибы немного меняют свой «адрес», то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

Почему грибы так называются?

Откуда произошли их названия?

Имена грибов очень интересны. Не просто так эти имена придумали. О многом могут нам эти слова рассказать. Рассмотрите с ребенком разные грибы на картинках и догадайтесь, почему они так называются.

Не говорите ребенку сразу же правильный ответ! Важнее не узнать «как правильно» и запомнить это, а научиться думать, сравнивать, догадываться, рассуждать, воображать. Поэтому сначала порассуждайте, и только потом расскажите, откуда на самом деле произошло название гриба.

Например, всем известен гриб подберезовик. Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.

А где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называют еще это гриб так: «Красноголовик» — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова» — вот и назвали — «красноголовик». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!

Почем так назвали гриб — рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — «рыжик». А кого еще называют «рыжиком»(лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)

Гриб — дождевик особый, без шляпки и без ножки. Если на него наступить — то кожура лопнет, и пойдет темный дымок. Поэтому еще называют этот гриб «дедушкин дымок».

Грузди растут всегда дружно, рядышком — как «груда». Что такое груда? Это означает, что грибы растут очень — очень близко друг к другу большой семьей. Их всегда много рядышком. Попробуйте сделать с ребенком груду из камней или вещей. Потом разложите вещи далеко друг от друга — это уже не груда. И снова сделайте груду. Вот так и грузди растут рядом — грудой. Даже слово такое есть в русском языке «сгрудились», то есть очень — очень близко друг к другу встали. Грузди любят смешанный лес и березки.

Масленка так назвали из-за его масляной шапочки. Шляпка у маслёнка как будто смазана маслом и блестит на солнце.

Боровика так назвали от слова «бор», потому что он растет в сосновом и еловом бору. А белыми эти грибы называют, потому что мякоть их белая и не темнеет при варке и сушке, остается всегда белой. Скорее всего, ребенок не догадается, т.к. никогда не варил грибы. Поэтому если будете их варить — покажите ему мякоть белого гриба. Или покажите сушеные белые грибы, чтобы он убедился, что это действительно так.

Лисички свои ярко — оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко — рыжая. А растут они всегда дружными семейками.

Моховики растут среди мягкого мха. Торчат из мха их шапочки, хорошо видны, легко собирать. Даже поговорка такая есть: «Всяк моховик жить во мху привык».

Сыроежки — грибы с разноцветными шляпками. Так их назвали, потому что их не надо варить для засолки. У сыроежек шляпки разного цвета — красные, лиловые, желтовато- бурые в зависимости от условий, где рос гриб. Поэтому их еще называли «горянки» (от слова «гореть») и даже.. говорушки! А вот почему их называли «говорушки» можно только догадываться!

Волнушки так называются потому что на шляпке у них волнистые круги. Наверное, Вы так подумали? Может быть, это и правда. Но согласно этимологическому словарю, причина такого названия гриба совсем другая! Название гриба действительно произошло от слова «волна». Только в древности это слово означало — «шерсть». У волнушек ворсистая как будто немного шерстяная шляпка. Вот и назвали эту шляпку «шерстяной», а гриб —»волнушкой».

А это что за странное имя — «опята». От чего оно произошло? От слова «пень»«около пня». Любят расти опята на пнях и на засохших поваленных деревьях. Вот какой храбрый опёнок вырос в лесной сказке Эдуарда Шима!

 

Э. Шим «Храбрый опенок»

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!

Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну — смеяться: — Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:

— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.

И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая — взял, да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.

Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.

Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?

Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.

На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: — Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

 

Из чего состоят грибы?

Когда мы собираем и едим грибы, то думаем, что это сам гриб. На самом деле, это вовсе не так! Это лишь плодовое тело гриба. А основная часть гриба — это грибница!

Грибница состоит из белых тонких ниточек, пронизывающих весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и … превращаются в известные и любимые нами грибы!

Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек. Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена и повреждена человеком. Поэтому когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а освободившееся место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. И чтобы позже на этом же месте вырос новый гриб.

Грибница очень — очень большая и занимает много метров вокруг маленького грибка. Можно детям сравнить размер грибницы с размером.. детской площадки во дворе! Поэтому на самом деле гриб — это очень- очень большое существо! По размерам и весу он больше… слона!

Мы поговорили с вами про грибницу, которая находится под землей. А из чего состоит плодовое тело гриба, которое мы собираем в лесу? У гриба есть шляпка и ножка.

(Рассмотрите на картинках шляпки разных грибов. Какие они разные! И разные по характеру поверхности (маслянистая, ворсистая, гладкая, шершавая), и по цвету, и по форме. А у чего и у кого еще бывают шляпки? (У бабушки или мамы может быть шляпка на голову. Раньше мужчины носили на голове шляпы, и сейчас еще можно увидеть на улице мужчину в шляпе). Есть даже такая загадка: «Под одной шляпой четыре братца стоят» — это загадка о столе! А еще шляпка есть у.. гвоздя!

Интересная идея для игры — занятия: Вылепите из разноцветного пластилина шляпку гриба. По форме шляпки и ее цвету надо будет догадаться, что это за гриб. Сначала Вы загадываете такие загадки ребенку, комментируете свои действия. Потом ребенок лепит сам, подражая Вам и загадывает загадку Вам — лепит шляпку какого-то гриба, а Вы догадываетесь, что это.

Легче всего для начала взять простые контрастные шляпки грибов. Например, задать вопрос ребенку — что за гриб потерял свою шляпку -мухомор, волнушка или подосиновик? Какую шляпку я вылепила? Ребенок сравнивает вылепленную шляпку со шляпкой на картинке с грибами выше и отвечает- отгадывает, объясняя свое мнение (почему он решил, что это именно шляпка волнушки или другого гриба).

А теперь посмотрим на ножку гриба! Ножки есть не только у гриба, но еще и у многих предметов вокруг нас. Вместе с ребенком найдите, у чего есть ножка (у стола, стула, шкафа, у ребенка тоже есть две ножки и т.д.) Какое интересное слово — «ножка». Давайте с ним поиграем!

Про ножки

«У меня есть две ноги.

Быстро бегают они.

Ножки прыгают и скачут,

Бегают, гоняют мячик.

Ножки есть у табуреток,

У кроватей и банкеток,

У диванов и шкафов,

У комодов и столов.

А зачем нужны им ножки?

Тут подумал я немножко…

Но ответ про ножки эти

Сохраню от всех в секрете!» (А. Валасина)

Задания по стихотворению:

— Предложите ребенку отгадать секрет мальчика. Спросите: «А ты догадался, зачем нужны ножки столу, шкафу, дивану? Что случится, если сломается одна ножка у стула? Сможем ли мы им пользоваться? Почему?

Удобно ли пользоваться столом, у которого сломана хотя бы одна ножка? Почему?

Значит, зачем нужны ножки у мебели? Вот мы и разгадали секрет, но тоже никому его не скажем. Хорошо?

— А еще ножки есть у насекомых! У каких? Назови! (паук, кузнечик и т.д.)

— Вот какое необычное слово — «ножка». Одно слово, а как много может обозначать!

Такие задания учат ребенка вслушиваться в слова, развивают языковое чутье.

Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?

Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да, они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:

— Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.

— Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.

— А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!

Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!

Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.

Как появляются новые грибы в лесу?

Новые грибы растут из грибницы. Но у грибов есть еще один секрет роста. Вырастая, гриб образует споры.

Споры — это очень — очень мелкие как пыль частички — пылинки. Ветер их разносит очень — очень далеко. Там они падают на землю, прорастают и дают начало новой грибнице, а из нее появятся скоро новые грибы.

 

Вот как интересно об этом сказано в сказке — лесном диалоге Эдуарда Шима «Грибной дым»:

— Батюшки мои, пожар!! Батюшки мои, горим!.. Откуда-то дым страшный валит!

— Вона, из грибов. Только и всего.

— Ай, и верно! Из грибов-пузырей дым повалил! Это что же творится-то, милые мои?!

— А ничего. Лось проскакал. Грибы-дождевики растоптал.

— Так почему ж они дымятся-то?!

— Тьфу ты! Да потому, что спелые! Это не дым валит, это споры грибные, семена грибные, по ветру летят!

— Ну, тогда вали, дым, гуще, грибов будет пуще!

Сколько живут грибы?

Жизнь грибная очень — очень короткая! Гриб пять дней молодой, на шестой день обычно гриб уже полностью созрел, а на седьмой день уже.. состарился. Вот какая маленькая у них жизнь!

Чтобы ребенок осознал этот временной промежуток времени — на календаре покажите ему понедельник. Это день, когда гриб появился. Вспомните, что вы делали вместе с ребенком в понедельник. Вспомните, что вы делали в другие дни недели и в субботу. А в это время гриб уже полностью созрел — он за эти несколько дней стал уже совсем взрослый! Вспомните, что вы делали в воскресенье. Как мало времени прошло! А гриб стал старичком всего за неделю!

Что такое «грибы — листопадники», и почему они так называются?

Почему грибы называются «листопадниками»«Листо-падник» — от слова «листо-пад». Что такое «листо-пад»? Да, листья падают — листопад. Значит, такие грибы растут во время листопада. Это бывает в октябре. Это подберезовики, подосиновики, рыжики, грузди, волнушки и другие.

Порассуждайте с ребенком вместе, где нужно искать грибы осенью во время листопада — в темных холодных лесах в тени или на солнышке? Да, их надо искать там, где тепло, где пригревает солнце. Они прячутся под опавшей листвой. В холодном же лесу их не найти.

Познавательные сказки и рассказы о грибах для детей

Все мы знаем, что подберезовики растут под березами, а подосиновики под осинами. А почему? Из сказки Н. Павловой дети узнают, почему у каждого гриба есть свои растения — друзья и свой «грибной адрес» в лесу.

Сказки Н. Павловой удивительны. Она про профессии доктор биологических наук и отлично знает жизнь растений и животных. А вторая ее профессия — детский писатель. Поэтому сказки у нее получаются и интересными, и очень познавательными, и любимыми детьми!

 

Н. Павлова «Две сказки о грибах»

Маленькая девочка пошла в лес за грибами. Подошла к опушке и давай хвастаться:

— Ты, Лес, лучше и не прячь от меня грибы! Все равно наберу полную корзину. Я ведь все, все твои тайны знаю!

— Не хвались! — зашумел — Лес. — Не хвастай! Где там все!

— А вот увидишь, — сказала девочка и пошла искать грибы.

В мелкой травке, между березками, росли грибы подберезовики: шляпки серые, мягкие, ножки с черными махорками.

В молодом осиннике собрались толстые крепкие малыши-подосиновики в туго натянутых оранжевых чепчиках.

А в полумраке, под елочками, среди прелой хвои, девочка нашла коротышки-рыжики: рыженькие, зеленоватые, полосатые, а посередине шляпки ямочка, как будто зверушка лапкой вдавила.

Девочка набрала грибов полную корзинку, да еще с верхом! Вышла на опушку и говорит:

— Видишь, Лес, сколько я разных грибов набрала? Значит, понимаю, где их надо искать. Не даром хвасталась, что все твои тайны знаю.

— Где там все! — зашумел Лес. — У меня тайн поди больше, чем листьев на деревьях. А что ты знаешь? Тебе даже и то невдомек, отчего подберезовики растут только под березами, подосиновики — под осинами, рыжики — под елками да соснами.

— А вот и вдомёк, — ответила девочка. Но сказала она это просто так, из упрямства.

— Не знаешь ты этого, не знаешь, — зашумел Лес, — это рассказать — сказка будет!

— Знаю, какая сказка, — упрямилась девочка. — Погоди немножко, я ее вспомню и сама тебе расскажу.

Она посидела на пеньке, подумала, а потом стала рассказывать.

Раньше было такое время, что грибы не стояли на одном месте, а бегали по всему лесу, танцевали, становились вверх ногой, озорничали. Раньше в лесу все умели танцевать. Один Медведь не умел. А он был самый главный начальник.

Однажды в лесу справляли день рождения столетнего-пре-столетнего дерева. Все танцевали, а Медведь — самый-то главный — сидел как пень. Обидно ему стало, и решил он научиться танцевать. Выбрал себе поляну и стал там упражняться. Но он, конечно, не хотел, чтобы его видели, стеснялся, и поэтому дал приказ:

— Никому никогда на моей поляне не появляться.

А эту поляну очень любили грибы. И они не послушались приказа. Подкараулили, когда Медведь прилег отдохнуть, оставили Поганку его сторожить, а сами убежали на поляну играть.

Медведь проснулся, увидел перед своим носом Поганку и крикнул:

— Ты что тут торчишь?

А она отвечает:

— Все грибы убежали на твою поляну, а меня оставили караулить.

Медведь взревел, вскочил, прихлопнул Поганку и помчался на поляну.

А грибы играли там в палочку-выручалочку. Попрятались кто куда. Грибок с красной шапочкой спрятался под Осиной, рыженький — под елкой, а длинноногий с черными махорками — под Березой.

А Медведь-то как выскочит, да как заорет — Ры-ыыы! Попались, грибочки! Попались!

Грибы со страха так все к месту и приросли.

Тут Береза опустила листочки и прикрыла ими свой грибок. Осина скинула круглый листик прямо на шляпку своего грибка. А елка пригребла лапой к Рыжику сухие иголки.

Поискал Медведь грибы, да так ни одного и не нашел.

С тех пор те грибы, которые прятались под деревьями, так и растут каждый под своим деревом. Помнят, как оно его спасло. И зовут теперь эти грибы Подберезовик и Подосиновик. А Рыжик так и остался Рыжиком, за то, что рыжий. Вот и вся сказка!

— Это ты складно придумала! — зашумел Лес. — Хороша сказка, да только правды в ней — ни капельки. А ты послушай-ка мою сказку-быль.

Жили-были в лесу под землею корни. Не в одиночку — семьями жили: Березовые — при Березе, Осиновые — при Осине, Еловые — при елке.

И вот, поди ж ты, откуда ни возьмись, появились рядом бездомные Корешки. Диво-Корешки! Самой тонкой паутинки тоньше. В прелых листьях, в лесных отбросах роются, и что там съедобного найдут, едят и в запас откладывают.

А Березовые Корешки рядышком растянулись, смотрят и завидуют.

— Мы, — говорят, — из прели, из гнили ничего добыть не можем. А Диво-Корешки в ответ: — Нам завидуете, а у самих добра побольше нашего.

И ведь отгадали! Даром что паутинка паутинкой. Березовые-то Корешки большую подмогу получали от своих же Березовых Листьев. Листья им по стволу сверху вниз пищу посылали. А из чего уж они эту пищу готовили, их самих спросить надо. Диво-Корешки одним богаты. Березовые Корешки — другим.

И решили они дружить.

Диво-Корешки прижались к Березовым и кругом их оплели. А Березовые Корешки в долгу не остаются: что достанут, с товарищами поделятся.

С тех пор зажили они нераздельно. И тем и другим на пользу. Диво-Корешки все шире разрастаются, все запасы копят. А Березка растет да крепнет.

Лето — на середине, хвалятся Березовые Корешки:

— У нашей Березки сережки взъерошились, семена летят!

А Диво-Корешки отвечают:

— Вот как! Семена! Значит, пора и нам за дело.

Сказано-сделано: вскочили на Диво-Корешках желвачки. Поначалу — маленькие. Но как взялись расти! Березовые-то Корешки и сказать ничего не успели, а они уже сквозь землю пробились. И развернулись на воле, под Березкой, молоденькими грибками. Ножки с черными махорками. Шляпки коричневые. А из-под шляпок грибные семена-споры сыплются. Ветер их с березовыми семенами смешал и по лесу рассеял.

Так и породнился гриб с Березой. И с тех пор с ней неразлучен. За это зовут его Подберезовиком.

Вот и вся моя сказка-быль! Она про Подберезовик, но она же и про Рыжик с Подосиновиком. Только Рыжик-то два дерева облюбовал: Елку да Сосну.

— Это не смешная, но очень удивительная сказка, — сказала девочка. — Подумаешь, какой-то малыш-грибок — и вдруг великанное дерево подкармливает!

Рассказ А. Лопатиной — для младших школьников. Действительно ли грибы можно вырастить на огороде? Надо ли отказываться от лесных грибов? Почему многие полезные грибы сейчас стали вредными? Эти вопросы обсуждает в рассказе дедушка со своими внучками.

 

А. Лопатина «Знакомство с грибами»

В начале июля на целую неделю зарядили дожди. Анюта и Машенька приуныли. Они скучали без леса. Бабушка отпускала их погулять во дворе, но как только девочки промокали, тут же звала их домой.

Кот Порфирий говорил, когда девочки звали его гулять:

— Что за охота мокнуть под дождем? Лучше я дома посижу, сказку сочиню.

— Я тоже считаю, что мягкий диван более подходящее место для котов, чем сырая трава, — поддакивал Андрейка.

Дедушка, возвращаясь из леса в мокром плаще, смеясь, говорил:

— Июльские дожди землю питают, урожай ей растить помогают. Не переживайте, скоро в лес за грибами пойдем.

Алиса, встряхиваясь так, что мокрая пыль летела во все стороны, рассказывала:

— Уже сыроежки полезли, а в осиннике два маленьких подосиновика выскочили в красных колпачках, по я их оставила, пусть подрастут.

Анюта и Машенька с нетерпением ждали, когда дедушка возьмет их с собой за грибами. Особенно после того, как он принес однажды целую корзинку молодых грибов. Вынув из корзинки крепенькие с серыми ножками и гладкими коричневыми шапочками грибки, он сказал девочкам:

— Ну-ка, отгадайте загадку: В роще у березки повстречались тезки.

— Знаю, — воскликнула Анюта, — это подберезовики, они растут под березами, а подосиновики растут под осинками. Они похожи на подберезовики, но шляпки у них красные. Еще бывают боровики, они в борах растут, а сыроежки разноцветные везде растут.

— Да вы у нас грибную грамоту знаете! — удивился дедушка и, достав из корзины целый ворох желто-рыжих пластинчатых грибочков, сказал:

— Раз вам все грибы знакомы, помогите-ка мне найти нужное слово: Золотистые… Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.

Девочки смущенно молчали.

— Стишок этот о лисичках: они вырастают огромной семьей и в траве словно осенние листочки золотятся, — объяснил всезнающий Порфирий.

Анюта обиженно сказала:

— Дедушка, ведь мы только некоторые грибы изучали в школе. Учительница сказала нам, что среди грибов много ядовитых, их есть нельзя. Еще она сказала, что сейчас даже хорошими грибами можно отравиться, и лучше их вообще не собирать.

— Учительница вам правильно сказала, что ядовитые грибы есть нельзя и что сейчас многие хорошие грибы вредными для человека становятся. Заводы всякие отходы в атмосферу выбрасывают, вот и оседают разные вредные вещества в лесах, особенно возле городов больших, а грибы их впитывают. Но хороших грибов много! Нужно только с ними подружиться, тогда они сами к вам навстречу выбегут, когда вы в лес придете.

— Ой, какой замечательный грибок, крепкий, толстенький, в бархатной светло-коричневой шапочке! — воскликнула Машенька, сунув свой нос в корзинку.

— Это, Машенька, белый выскочил раньше времени. Обычно они в июле появляются. Про него говорят: Вылез боровичок крепенький бочек, Кто его увидит, всяк поклонится.

— Дедушка, почему боровичок называют белым, если у него коричневая шляпка? — спросила Машенька.

— У него мякоть белая, вкусная и душистая. У подосиновиков, например, мякоть синеет, если ее разрежешь, а у белых мякоть не темнеет ни при резке, ни при варке, ни при сушке. Гриб этот в народе издавна считают одним из питательнейших. Есть у меня знакомый профессор, он грибы изучает. Так вот он мне рассказывал, что в боровиках ученые нашли двадцать самыx важных для человека аминокислот, а также множество витаминов и минеральных веществ. Недаром грибы эти называют лесным мясом, потому что белков в них даже больше, чем в мясе.

— Дедушка, а учительница нам говорила, что в будущем люди все грибы на огородах будут выращивать и в магазине покупать, — сказала Анюта, а Мишенька добавила:

— Нам мама покупала грибы в магазине — белые шампиньоны и серые вешенки, очень вкусные. У вешенок шляпки на уши похожи, и они друг с другом срослись, словно один гриб получился.

— Ваша учительница права, да только лесные грибы дарят людям целебные свойства леса и его лучшие ароматы. Многие грибы человеку на огороде не вырастить: без деревьев и без леса они жить не могут. Грибница с деревьями, как неразлучные братья корешками сплелись и друг друга кормят. Да и ядовитых грибов не так много, просто люди в грибах не очень разбираются. Всякий гриб чем-нибудь полезен. Впрочем, пойдете в лес, грибы сами вам о себе все расскажут.

 

Н. Сладков «Мухомор»

Красавец мухомор по виду добрее Красной Шапочки, безвредней божьей коровки. Похож и на веселого гномика в красном бисерном колпаке и кружевных панталончиках: вот-вот зашевелится, в пояс поклонится и что-нибудь скажет хорошее. И в самом деле, хоть ядовит он и несъедобен, но не совсем уж плох: многие жители леса даже едят его и не болеют. Лоси, бывает, жуют, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах разбираются, а и те, случается, мухоморы на зиму сушат. В малых долях мухомор, как и змеиный яд, не травит, а лечит. И звери с птицами это знают. Знайте теперь и вы. Но только сами никогда — никогда! — не пробуйте мухомором лечиться. Мухомор он все-таки мухомор — может и уморить!

Прочитав рассказ, рассмотрите картинку мухомора и обсудите с ребенком:

— чем мухомор похож на гномика? где у него красная шапочка — колпачок? Почему колпачок в рассказе называется «бисерным»(украшен белыми бисеринками — покажите ребенку крупный белый бисер и найдите бисеринки на шляпке мухомора) А где у мухомора белые штанишки — панталончики с кружевами?

— чем полезен мухомор?

— можно ли людям срывать мухомор? почему?

И еще один рассказ о грибах — мухоморах Н. Сладкова «Хоровод грибов». Прочитайте ребенку фрагмент рассказа и обсудите с ним:

— на кого похожи мухоморы? на что похожа их ножка? их шляпка?

— как это «стоят подбоченясь»(покажите эту позу)

— чего ждут мухоморы?

— как танцуют мухоморы на своих белых ножках? (придумайте несколько движений вместе под плясовую или хороводную мелодию) Быстро ли они водят хоровод? «Замелькают белый ножки» — что это означает? Когда так говорят: «только пятки засверкали»«только ножки замелькали»? С тобой было такое, что ты так быстро двигался, что только ноги мелькали? Когда? Поделитесь и своими историями из жизни.

Н. Сладков. «Хоровод грибов»

Грибник мухоморы не берет, но мухоморам рад: пошли мухоморы — пойдут и белые. Да и глаз мухоморы радуют, хоть несъедобные и ядовитые. Стоят подбоченясь на белых ножках, в кружевных панталончиках, в красных клоунских колпаках — не хочешь, а залюбуешься. А если набредешь на мухоморный хоровод, так в пору остолбенеть: дюжина красных молодцов встала в круг и приготовилась к танцу!

Вот сейчас — раз, два! — кто-то хлопнет в ладоши и — три, четыре! — закружится хоровод! Всё быстрей и быстрей — пёстрой праздничной каруселью. Замелькают белые ножки, зашуршат сухие листья. Стоишь и ждешь.

И мухоморы стоят и ждут. Ждут, когда наконец ты догадаешься и уйдешь. Чтобы без помех и чужого глаза начать водить свой грибной хоровод. Притоптывая грибными белыми ножками, помахивая грибными красными шляпками. Как в старину…»

В следующей сказке малыши познакомятся с интересным грибом, растущим на пнях и деревьях — опёнком.

 

В. Зотов. «Опенок Осенний»

— Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, — удивился Лисенок. — Они даже на деревья залезли!

— Ты еще многого не знаешь, — Улыбнулась Лисица. — Осенний опенок часто растет на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не дотянуться.

— А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. — Малыш показал на пеньке около дерева. — Мама, а все эти грибы съедобные?

— Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят они всегда светлые — белые, кремовые или желтоватые.

 

Приметы и поговорки о грибах:

Поздний гриб — поздний снег.

Где один маслёнок уродился, там и другие рядышком разбежались.

Метелки овса созрели — выросли в лесу опята.

Если грибов уродилось мало, то зима будет снежная и суровая.

Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.

Кто пораньше встаёт, тот грибки в кузов кладёт.

Когда с вечера дожди – утречком грибочков жди.

Когда жарко и ведрено, грибы под деревьями собираются, когда сыро да ведрено — на поляны разбегаются.

Вечером дожди — утром грибов жди.

Сколько дождей — столько груздей.

Коль пошел парной туман над лесом — иди по грибы.

Сильные росы — к плодородию, а частые туманы — к урожаю грибов.

Если в лесу волнушки пошли, то жди скорого появления груздей.

Если заколосилась рожь — начинают попадаться и белые с подберёзовиками

Где красный мухомор, там белый гриб неподалёку сидит.

Если ночь на Рождество звездная, такие же и на Крещение — то летом будет много ягод и грибов.

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/25121-kak-interesno-rasskazat-detyam-o-gribah.html

 

Разновозрастная группа «Карапузики»
I младшая группа «Непоседы»
II младшая группа «Любознайки»
II младшая группа «Капитошки»
Средняя группа «Акварельки»
Средняя группа «Звездочки»
Старшая группа «Солнышки»
Старшая группа «Знайки»
Подготовительная к школе группа «Гномики»
Подготовительная к школе группа «Смешарики»
Подготовительная к школе группа «Почемучки»
Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи «Карандаши»
Узкие специалисты
Педагог-психолог: Морозова Елена Владимировна
Учитель-логопед: Сердюкова Ольга Анатольевна
Музыкальный руководитель: Сытина Наталья Викторовна
Первые младшие группы
Средние группы
Старшие и ТНР группы
Музыкальный руководитель: Куклина Татьяна Васильевна
Первые младшие группы
Вторые младшие группы
Подготовительные группы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.