МБДОУ детский сад № 150 г. Иркутска функционирует с 1986г.
Фактическая наполняемость – 390 ребенок (14 групп).
Инновационная деятельность в МБДОУ осуществляется на основании Программы развития в соответствии: с международными правовыми актами, с законами РФ, с документами Правительства РФ, с нормативно-правовыми документами Минобразования России.
В ДОУ был проведен анализ сферы деятельности и прогноза развития в связи с внедрением инновационной деятельности.
В сфере материально-технических резервов:
— ДОУ располагают множительной техникой, позволяющей готовить в нужном количестве соответствующие методические и технологические материалы;
— имеется пространство, место и оборудование, позволяющие в соответствующее время реализовать современные образовательные технологии;
— есть возможности материального поощрения и общественной поддержки педагогов-новаторов.
В сфере личностного, административного и педагогического персоналов:
— администрация и педагоги ориентированы на эффективную работу и достижение реальных целей воспитания и обучения детей.
Сфера потенциала ДОУ:
— проводится мониторинг потребностей детей и родителей в образовательных услугах ДОУ;
— отрабатываются механизмы обратной связи по результатам применения новшеств.
В ДОУ организована методическая работа на основе диагностики уровня готовности воспитателя к работе по внедрению инноваций. При реализации целей развития творческого потенциала педагогов в ДОУ стремятся сочетать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы. С уважением относятся к методическим находкам воспитателей, широко используются моральные и материальные формы поощрения педагогического творчества.
Администрации МБДОУ создают условия для саморазвития воспитателей: стремится пробудить внутреннюю мотивацию воспитателей в соответствии с интересами каждого. Помогают определить тему работы по самообразованию. Стимулируют потребности в самовоспитании. Выявляют основные затруднения, испытываемые каждым воспитателем при организации работы по внедрению инноваций. Помогают смоделировать и создать каждому воспитателю и специалистам индивидуальную (методическую, воспитательную, дидактическую) систему работы с учетом направления развития детей.
Заведующие, старшие воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации воспитателей в их профессиональной деятельности. При организации методической работы приоритетной считается свободная творческая деятельность воспитателя. Воспитателю предоставляется право свободного выбора содержания и формы проведения работы с детьми.
Осуществляется выработка единого подхода к реализации образовательной программы на основе интеграции всех специалистов. Нормативно-правовая база для организации инновационной деятельности коллектива включает:
— «Положения о контрольной деятельности»;
— «Положения о творческой группе».
Имеются приказы:
— «Об организации организационной деятельности»;
— «О создании Совета учреждения МБДОУ № 150»;
— «О создании творческой группы».
Спланированы и проведены консультации:
— «Инновации в образовании»;
— «Инновации преобразования в МБДОУ»;
— «Психологическая готовность к инновациям»;
— «Этапы инновационной деятельности в МБДОУ»;
— «Создание условий для внедрения инноваций»;
Проведен мониторинг профессиональной компетенции:
— оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива «Ваш творческий потенциал»;
— управление инновационной деятельностью;
— типы группового реагирования на инновации;
— творческая активность;
— самодиагностика.
Особенно эффективными для развития инновационного потенциала являются такие методы, как анализ процесса практической деятельности, распространение педагогического опыта и проектной деятельности. Это ярко проявлялось в процессе проведения тренинга «Ваш творческий потенциал» и на других мероприятиях.
Используются следующие методы работы с коллективом:
— разработка перспективных планов по инновационному направлению, методических разработок и пособий;
— изучение творческих работ педагогов (интегрированные конспекты занятий и досугов);
— внедрение в педагогический процесс опыта педагогов.
Важным моментом в работе является посещение в течение учебного года мастер-классов педагогов-новаторов. Это помогает лучше понять и освоить технологии использования в работе нетрадиционных форм и технологий.
Организованы творческие группы, которые занимаются разработкой методических комплектов пособий по инновационной деятельности. Использование в практике работы ДОУ творческих групп способствует росту положительных изменений в инновационной деятельности коллектива, развитию и самоорганизации методической работы в учреждении.
Имеются возникающие в работе объективные трудности. Не все педагоги могут пройти курсы повышения квалификации по той теме, которая их интересует; некоторые педагоги, участвующие в экспериментальной работе по теме, не всегда имеют устойчивые навыки работы с современным мультимедийным оборудованием и др.
Важным условием работы педколлектива является обеспеченность дошкольных учреждений доступом к Интернету. Это позволяет расширить информационное поле деятельности педагогов, т.к. они могут использовать не только методическую литературу в педагогическом кабинете, но и опыт других воспитателей.
По основным параметрам оценки инновационного потенциала педагогического коллектива в процессе осуществления работы в ДОУ наблюдается положительная динамика. Ожидаемые результаты инновационной деятельности – это рост процесса и методической компетентности педагогов, повышения уровня их готовности к инновационной деятельности и качества дошкольного образования.
Предложения:
1. Разработать единые показатели и критерии результатов в инновационной деятельности.
2. Обеспечить научный и системный подход к организации инновационной деятельности.
3. Отработать механизмы взаимодействия ДОУ с другими учреждениями, входящими в единое с ним образовательное пространство, направленные на развитие и распространение инновационного опыта.