Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ детский сад №156

Учреждение Образования: город Иркутск, микрорайон Топкинский, 32

Новости
Родителям
Фотоальбомы
Контакты

Заведующий МБДОУ

Современный руководитель дошкольной образовательной организации:

профессиональная компетентность и основные аспекты управления

(из опыта работы)

Заведующий Колесова Л.В.,

заместитель заведующего Шаравина Ю.В.,

педагог-психолог Бизимова Л.В.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 156

Мудрая женщина, строгий начальник,
И, прежде всего, золотой человек.
Вы руководитель для нас идеальный,
Мы с Вами работать хотим целый век.

С любовью и уважением ваш коллектив.

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное воспитание — это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед руководителем и работниками ДОУ стоит непрерывная задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особенно актуальными являются вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности дошкольных учреждений, изучением стиля, методов и форм руководства, а также вопросов планирования, контроля, обобщения и внедрения передового опыта.

В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения в настоящее время. Современное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и нравственного сознания.

По данным официального портала rused.ru Единая сеть образовательных учреждений, в 2017 году, институт изучения детства, семьи и воспитания РАО провели исследование качества дошкольного образования. В качестве выявления оценки детских садов была использована определенная методика. В ходе исследования, эксперты не смогли поставить ни одному дошкольному образовательному учреждению «отлично» или даже «хорошо». 89% участвующих организаций получили оценку «Удовлетворительно». Неудовлетворительными показателями обладают оставшиеся 11%. По сравнению с 2012 — 2015 годами, наблюдается явное ухудшение в сфере организации дошкольного образования.

Обратимся к общей статистике по дошкольному образованию, размещенной на сайте Минпросвещения России. Минпросвещения России реализует комплекс мер, которые должны обеспечить полную доступность дошкольного образования в РФ к 2021 году для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 3 до 7 лет.  

Количество воспитанников:

  • 7,6 млн человек воспитанников

  • дети с ОВЗ – 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников)

  • в городской местности воспитанников – 6,08 млн человек (81%)

  • в сельской местности воспитанников – 1,49 млн человек (19%).

Учреждения дошкольного образования:

  • 47,8 тыс. детских садов

  • из них частных детских садов – 1,06 тыс. (2,2% от общего количества детских садов)

  • в городской местности детских садов – 25,9 тыс. (51% от общего количества детских садов), в том числе частных детских садов – 963

  • в сельской местности детских садов – 21,8 тыс. (49% от общего количества детских садов), в том числе частных детских садов – 106

  • доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет: 99,08%.

Доступность:

  • доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет: 99,08%

Интересна статистика 2018 года по детским садам России в целом, опубликованная на официальном портале rused.ru Единая сеть образовательных учреждений. Актуальная информация о развитии образования в Российской федерации):

Общее количество дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации (включая филиалы)

40984

Самостоятельные дошкольные образовательные организации

37346

Обособленные подразделения (филиалы) дошкольных образовательных организаций

1455

Обособленные подразделения (филиалы) общеобразовательных организаций

2157

Общеобразовательные организации, в состав которых входят подразделения (группы), осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

10646

Организации дополнительного образования детей, в состав которых входят подразделения (группы), осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

66

Иные юридические лица, в состав которых входят подразделения (группы), осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход    за детьми

268

Обратимся к данным по образовательным организациям и численности обучающихся в них на начало 2019 учебного года в Иркутской области на основании статистики Территориального органа Федеральной службы государственной статистики
по Иркутской области (Иркутскстат)
:

Число

организаций, единиц

Численность
обучающихся, тыс. человек
2017/18 2018/19 2017/18 2018/19
Организации:

дошкольные образовательные

931 915 148,7 149,7

В итоговом отчете о состоянии и перспективах развития образовательной системы дошкольного образования города Иркутска за 2016 год, опубликованном винтернет-издание Pandia.ru. В 2016 году в Иркутске функционировало 126 муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Иркутска (далее — МДОУ), рассчитанных на 39570 мест (по СанПин), в которых обучалось 39399 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. На конец 2016 года по сравнению с 2014 годом контингент воспитанников дошкольных образовательных организаций увеличился на 18,1% (2014 год – 32263 человека, 2015 год — 39105 человек, 2016 год – 39399 человек). Мероприятия, которые проведены администрацией города Иркутска как самостоятельно, так и за счет средств областного и федерального бюджетов, позволили обеспечить услугами дошкольного образования всех нуждающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет.

На портале «Иркутск. Сибирские новости.Информационное агентство МАНГАЗЕЯ» размещены данные за 2017 — 2018 учебный год о том, что за период основного комплектования на 2017 — 2018 учебный год в дошкольные образовательные организации, расположенные на территории Иркутской области, было направлено 35,246 тыс. детей в возрасте трех лет. При этом необходимо отметить, что по сравнению с январем 2016 года контингент воспитанников возрастной группы от полутора до трех лет вырос на 12,3%. Доступность услуг дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет сохраняется в области на уровне 100%, что выше общероссийского показателя на 1,4% и показателя по Сибирскому федеральному округу — на 2,21%.

Постоянно меняющиеся социальные, экономические условия, меняющийся социальный состав родителей предъявляют новые требования к качеству дошкольного образования. В этих условиях детские сады не только осуществляют уход, присмотр за детьми, но и дают образование, создают условия для личностно-нравственного развития детей, раскрытия их творческого потенциала, качественной подготовки к обучению в школе.

Сотрудники министерства образования выделяют 2 основных цели развития ДОУ на 2019 год, о чем сообщила Ольга Васильева — министр просвещения Российской Федерации.

  1. Создание системы образования со входом в 10 лучших на мировом уровне

  2. Построение системы воспитания подрастающего, молодого поколения.

 Выделяя при этом 3 основных, приоритетных направления:

  • интеграция новых методов обучения и воспитания

  • внедрение новых образовательных технологий

  • использование цифровых технологий в обучении.

Данная информация представлена на официальном портале rused.ru «Единая сеть образовательных учреждений. Актуальная информация о развитии образования в Российской федерации».

И детские сады ищут собственные пути развития. Современная образовательная организация становится всё более сложной системой. Этой системе приходится действовать в динамическом современном мире, который предъявляет к ней всё более высокие требования. Одновременно с этим и внутри, и в не её появляются перед управлением новшества создающие возможности для качественного изменения способов и результатов работы.

Одной из проблем следует назвать и проблему управления дошкольным образовательным учреждением. Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и нуждается в управлении, т. е. целенаправленном воздействии на коллектив педагогов, обслуживающий персонал, родителей с целью достижения максимальных результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе.

Трудно переоценить значение дошкольного возраста и теоретически и методически грамотной организации воспитательного процесса в этот период для дальнейшего становления полноценной гармонично развитой личности. Именно поэтому так велика ответственность тех, кто руководит дошкольной образовательной организацией и осуществляет координацию воспитательных воздействий на детей.

В России существует уникальная система дошкольного воспитания — не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Для того, чтобы эта система была действенной, необходимо глубоко, со знанием дела осуществлять руководство и контроль ДОО.

Вопросы, касающиеся образования наших детей, подрастающего поколения, всегда были и остаются актуальными. Успешность образования, его качество, его перспективы во многом зависят от того, кто этим образованием управляет. Если рассматривать дошкольное образование, то здесь роль современного руководителя, роль заведующего дошкольной организации имеет большое значение. И, конечно, в настоящее время, время стремительных и постоянных перемен в образовании, время повышенного спроса к качеству образования со стороны родителей (заказчиков образовательной услуги) особенно актуальной становится роль заведующего дошкольным учреждением.

В условиях глобальных социокультурных преобразований и формирования новой концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности руководителя нового типа. Одним из приоритетных направлений совершенствования подготовки руководителя в образовании является формирование личности с управленческой культурой, обладающего интеллектом, культурой мышления, способного к диалогу, с устойчивой ориентацией на самореализацию и развитие, способствующими его конкурентоспособности.

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования на данном этапе является реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) в деятельность ДОУ. Деятельность и организационная работа руководителя играет главенствующую роль в данном вопросе.

Рассмотрим систему работы и основные аспекты управления современного руководителя дошкольной образовательной организации на примере опыта работы заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад № 156 Колесовой Ларисой Владимировны, имеющей стаж работы в должности заведующего ДОУ около 20 лет, общий педагогический более 30 лет и почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Персональный блог заведующего Колесовой Ларисы Владимировны размещен на сайте МБДОУ г. Иркутска детский сад № 156 по ссылке: https://rused.ru/irk-mdou156/kolesova-larisa-vladimirovna/.

Основным механизмом развития нашего дошкольного учреждения в условиях реализации стандарта являются поиск и освоение эффективных форм и методов управления, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного учреждения. Важную роль в деятельности заведующего ДОУ занимает демократизация управления дошкольной организацией, то, что подразумевает:

  • компетентность всех участников в вопросах управления;
  • новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка, гуманизация отношений);
  • педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
  • педагогическое сотрудничество с родителями и школой;
  • обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы)»
  • создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);
  • заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах.

На основании изменения содержания дошкольного образования и системы управления были определены современные управленческие функции заведующего и направление деятельности нашего педагогического коллектива. Мы ориентируемся на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования, поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника, наша деятельность направлена на разностороннее развитие личности каждого ребенка, его инициативы и самостоятельности, на творческий подход к образовательному процессу.

Руководить коллективом педагогов — значит постоянно создавать такие условия, чтобы каждый хотел и мог самым наилучшим образом выполнять свои обязанности в общей деятельности и, чтобы эта деятельность приносила ему наибольшее эмоциональное удовлетворение. Особенно актуальным это становится в условиях, когда педагогический коллектив работает в инновационном режиме.

История нашего детского сада богата знаменательными событиями, в работе коллектива сложились профессиональные традиции. На сегодняшний день детский сад является культурно-просветительским центром всего микрорайона Топкинский в г. Иркутске в пропаганде передового педагогического опыта воспитания детей и достижений российской системы дошкольного образования через родительские собрания, клуба для родителей «Школа пап и мам», педагогические чтения, круглые столы, семейные гостиные и др. Налажено взаимодействие с организациями партнерами: МБОУ г.Иркутска СОШ № 50, МБДОУ г.Иркутска детским садом «Сказка», МБДОУ г. Иркутска детским садом «Берегиня», МБУ ДО ДШИ № 9, МБУК г. Иркутска «ЦБС» детской библиотекой № 37. ДОУ взаимодействует с детским экскурсионным агентством «Нерпенок», ГБПОУ ИО ИРКПО.

Открытость нашего дошкольного образовательного учреждения означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, библиотека, музей и др. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

Сейчас коллектив детского сада находится в творческом поиске. Обновление содержания и методов работы с детьми осуществляется не только за счет внедрения новых достижений в практику работы ДОУ, но и за счет формирования собственного педагогического опыта.

Наше дошкольное учреждение входит в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за 2013 г. (Свидетельство МБДОУ г. Иркутска детского сада №156 участника Национального Реестра «ВЕДУЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ»).

Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, основной образовательной программой, с адаптированной образовательной программой, с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей, контингента воспитанников и родителей. Региональный компонент в ДОУ представлен парциальной программой «Байкал жемчужина Сибири» и программой развития учреждения «Реализация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на основе краеведческого подхода». В настоящее время ведется разработка программы развития в направлении партнерство ДОУ и семьи, способствующей гармоничной социализации ребенка.

Ежегодно на основании основной образовательной Программы заведующий, заместитель заведующего и психолог разрабатывают годовой план работы учреждения (план работы с родителями, план взаимодействия со школой и т.д.). Методы, способы и формы работы подвергаются корректировке, принимаются во внимание роль каждого педагога в реализации годового плана. Осуществляется перспективное и комплексно-тематическое планирование. На основании годового плана учреждения составляются перспективные планы работы воспитателей и специалистов (музыкальный работник, инструктор по физкультуре, педагог — психолог, учитель-логопед).

Образовательная система — это совокупность организационных, кадровых, методических, финансовых, материальных и других условий, обеспечивающих качественное осуществление образовательного процесса.Управление дошкольным учреждением предусматривает: комплексный анализ достижений и недостатков воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива за предшествующий период; четкое определение целенаправленных действий каждого сотрудника на основе директивно-методических документов; выявление и распространение передового педагогического опыта и использование достижений педагогической науки в подготовке кадров для работы с детьми; осуществление органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; пропаганду педагогических знаний среди родителей; получение информации о ходе и результатах деятельности сотрудников дошкольного учреждения.

В современном мире на дошкольные образовательные учреждения общество возлагает очень важные задачи — воспитывать, обучать и готовить к жизни то поколение людей, от которых будет зависеть уровень развития современного российского общества в будущем. В связи с этим одной из актуальных задач в дошкольном образовательном учреждении является правильная, грамотная работа с коллективом педагогов, направленная на повышение творческого педагогического мастерства, проявление ими индивидуальности.

Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами. Кадровое обеспечение в нашем дошкольном учреждении является одним из приоритетных направлений. Уровень квалификации работников нашего детского сада соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.

Успех работы всего коллектива дошкольного учреждения в большей степени определяется знанием заведующего правильно, рационально расставить кадры, четко определить их обязанности, наладить взаимосвязь и взаимодействие между всеми звеньями учреждения, стимулировать деятельность каждого сотрудника. Важным направлением в деятельности заведующей и развития учреждения является SWOT — анализ (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

На плечи заведующего детским садом ложится множество забот по обеспечению эффективной и слаженной работы сотрудников дошкольного образования. В повседневной работе руководителю необходимо:

  • Анализировать жизнедеятельность ДОУ, ход воспитательно-образовательного процесса и выявлять основные потребности для повышения эффективности;
  • Изучать профессиональные документы — образовательные программы, планы, программы развития;
  • Планировать работу педагогического коллектива, план занятий, организовывать реализацию образовательных программ;
  • Разрабатывать требования к процессам деятельности ДОУ, прогнозировать последствия планируемых процессов, а также оценивать их результативность;
  • Изучать современные методические разработки ведущих педагогов;
  • Организовывать работу с родителями;
  • Отвечать за слаженную работу коллектива и контролировать успешное прохождение аттестации воспитателями ДОУ;
  • Руководить педагогическим советом, контролировать выполнение планов работ и решений совета. 

В целях учета мнения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников Учреждения по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников в Учреждении создан Совет родителей ДОУ. В ДОУ формируются коллегиальные органы управления: общее собрание работников, Совет Учреждения, Педагогический совет.Структура управления ДОУ представлена на схеме. (См. приложение).

При создании модели управления развитием ДОУ нами учитывались следующие направления в работе:

  • Модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы дошкольной организации, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития ДОУ.

  • Основной формой обучения детей дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игровая деятельность

  • Стимулирование мотивации педагогического коллектива на инновационные процессы в ДОУ через развитие творчества, создание авторских программ, внедрение инновационных технологий за счёт интеграции с социальными партнёрами, участия в конкурсном движении, саморазвитии и самообразовании.

  • Развитие корпоративной культуры на основе общих целей, ценностей и культурных практик.

Руководитель дошкольным учреждения обеспечивает не только ход воспитательно — образовательной работы на основе нормативных документов и требований, но и выполняет определенную социальную роль. Успешному решению данной задачи способствует единство педагогического коллектива, согласованность и слаженность в работе всех его членов.

Лицо дошкольного учреждения определяет его педагогический коллектив. А создают этот коллектив, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу – заведующий и заместитель заведующего. Вместе они отвечают за организацию целостного педагогического процесса в учреждении. Создание делового сотрудничества в коллективе – процесс длительный и сложный. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения – его основная задача. И здесь важны совместные усилия заведующего, заместителя заведующего и педагога-психолога как единой команды.

Комфортный психологический климат, который создает заведующий вместе с заместителем заведующего и педагогом-психологом в своем коллективе, отражается на успехах всего персонала. Одной из главных социально-психологических функций заведующего является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив — коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать, поэтому перед заведующим стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом. Показателем благоприятного психологического климата в коллективе, является степень его благоприятности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье членов коллектива.

Проведение психологической диагностики психологического климата даст ясную и полную картину того, что происходит в коллективе: выявит преобладающий характер межличностных отношений внутри коллектива (официально-деловые, дружеские, напряженные, враждебные), выявит уровень удовлетворенности работника психологической комфортностью, условиями труда внутри коллектива, позволит рассчитать индивидуальный индекс эмоционального благополучия каждого сотрудника, определит уровень психологической совместимости, частоту и причины конфликтов в коллективе, покажет, насколько благоприятны физические условия труда и удобство рабочих мест сотрудников, укажет на слабые места в управлении персоналом (нечетко поставленные задачи, авторитарный или попустительский стиль управления, слабая корпоративная культура).

Результат диагностики психологического климата в коллективе — это полная информация для руководителя об эмоционально-психологическом состоянии персонала, уровне его психологической совместимости и сплоченности, об эффективности корпоративной культуры, об ошибках в организации работы персонала и др. По результатам диагностики психологического климата мы сможем устранить факторы, негативно влияющие на состояние психологической атмосферы коллектива, создать благоприятные условия для эффективной работы персонала — условия, способствующие максимальной профессиональной и творческой реализации, а также личностному развитию, сформировать эффективно работающие рабочие группы по принципу психологической совместимости.

Показателями эмоционального благополучия личности в коллективе являются: удовлетворённость педагогов профессиональной деятельностью;удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива;удовлетворённость стилем руководства;защищённость личности педагогов в данном коллективе;внутреннее спокойствие и уверенность. Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Современный заведующий вместе со своей командой единомышленников руководствуется в своей работе следующими принципами:

  • Поддерживать оптимальный благоприятный микроклимат в коллективе.

  • Вовлекать персонал в процесс работы и управления.

  • Находить источники индивидуальной мотивации сотрудников к самосовершенствованию.

  • Всегда находить индивидуальный подход в работе с каждым сотрудником.

  • Предоставлять условия развития успеха каждого сотрудника: повышение квалификации, творческое развитие или карьерный рост – каждый сотрудник вправе решать сам.

  • Создавать условия для раскрытия сильных личностных качеств сотрудников

Коллектив ДОУ — один из главнейших ресурсов, обеспечивающих успешное развитие учреждения. Педагогический коллектив нашего ДОУ – это самобытный творческий коллектив, отличается стабильностью и работоспособностью, высокой квалификацией и коммуникабельностью, имеет достаточный уровень педагогической культуры. Высокий профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи повышения качества дошкольного образования, обеспечения разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями, способностями, потребностями и требованиями ФГОС ДО.

Заведующий нацелен на оптимальную работу своего учреждения. И здесь важна работа на перспективу, которая предусматривает определенные этапы работы:

  • Находить оптимальные пути достижения поставленных целей и задач, которые будут актуальны не только сегодня, но и в ближайшем будущем.
  • Максимально оптимально определять и ставить задачи на будущее.
  • Разбираться в современных технологиях и постоянно внедрять новые инновации
  • Уметь распознать современные тенденции, оптимально внедрить их.

Качественную организацию образовательного процесса в МБДОУ под руководством заведующей осуществляет слаженный педагогический коллектив, имеющий высокий образовательный, квалификационный и профессиональный уровень. На сегодняшний день 8 педагогов ДОУ награждены государственными наградами: 5 человек — нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», 2 человека — Почётной грамотой Министерства образования РФ, 2 педагога — Благодарностью Министерства образования РФ. Межотраслевые награды — 23 человека. награды мэра — 5 человек.

Предметом особой важности руководителя дошкольной организацией должна быть забота о непрерывном повышении идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников, росте и мастерстве. Очень важная задача руководителя дошкольной организации и заместителя заведующего — широко пропагандировать необходимость системной плановой работы по самообразованию для каждого работника, создавая необходимые условия для эффективной организации этой работы. В каждой дошкольной организации имеются большие неиспользованные возможности для совершенствования руководства и повышения качества эффективности воспитательной работы. Задача руководителя дошкольной организации заключается в том, чтобы эти возможности полностью использовать.

Особое внимание уделяется повышению квалификации педагогических кадров и развитию их личностных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта педагога. Педагогические работники владеют основными компетенциями организации образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы для групп компенсирующей направленности. В ДОУ ведется систематическая эффективная работа по организации повышения квалификации педагогических работников, уровень квалификации педагогических работников соответствует квалификационные характеристикам соответствующей должности.

Большое внимание в ДОУ уделяется просвещению педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, по формированию у педагогов достаточной подготовленности в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей, умению осуществлять новые подходы во взаимодействии с родителями как участниками педагогического процесса, учитывая потребности и интересы всех участников образовательных отношений. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Степень удовлетворенности родителей работой учреждения за прошедший учебный год составляет 94%.

За последние 5 лет курсы повышения квалификации прошли 30 человек- 91% (от общего числа педагогических и административно-хозяйственных работников. Повышение квалификации педагогов проходит в МБДОУ не только через аттестацию педагогов и курсы повышения квалификации, но и через сложившуюся систему методической работы в ДОУ (консультации, семинары, семинары-практикумы, самообразование, мастер-классы), нецентрализованные формы повышения квалификации (краткосрочные курсы, конференции, семинары, вебинары, мастер-классы).

Методическая работа руководителя с коллективом при взаимодействии с заместителем заведующего образовательного учреждения — это целостная программа, которая основана на достижениях науки и самого передового педагогического опыта, где существует целая система взаимосвязанных мер, который направлены на всесторонне повышение квалификации и рост профессионального мастерства как каждого воспитателя, так и коллектива в целом. Задача заведующего ДОУ состоит в том, чтобы выработать собственную систему, найти различные доступные и вместе с тем эффективные формы, а также и методы повышения педагогического мастерства. В данном направлении работа руководителя тесно связана с работой заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы с коллективом в современном дошкольном учреждении, носит разносторонний характер по своему содержанию, так как особенности каждого ДОУ требуют широкого разнообразия методических форм работы с кадрами, а также их оптимального сочетания.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Повышение педагогической компетенции воспитателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа.

Структура методической службы нашего ДОУ представляет собой взаимосвязанную систему, направленную на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на овладение ребенком определенным уровнем развития, определенных компетентностей, способствующих успешному освоению новых знаний в школе. Только грамотное методическое сопровождение реализации стандарта ДО технологически обеспечит выход всей образовательной системы ДОУ на новый качественный уровень функционирования.

Заместитель заведующего — это ключевая фигура в системе управления образовательной деятельностью ДОУ с четко определенными функциями и полномочиями. Фактически, заместитель заведующего по ВМР является связующим звеном между менеджером в лице заведующего детским садом и педагогическим коллективом, обеспечивающий между ними прямую связь (приказы, распоряжения заведующего, контроль за их исполнением на уровне педагогов) и обратную связь (информация о проблемных ситуациях в образовательной деятельности детского сада и мерах, принятых для их решения на уровне заместителя заведующего).

Методическая служба в условиях реализации ФГОС ДО является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.Методическая и психологическая поддержка педагогов поможет успешно реализовать ФГОС ДО в своей профессиональной деятельности. Направление психологического консультирования необходимо не только педагогам ДОУ, но и родителям дошкольников, а психологическое просвещение и профилактика является очень важным в методическом сопровождении педагогов ДОУ.

Для развития инновационной деятельности в детском саду необходимо грамотное, умелое владение заведующим новыми технологиями. И только когда руководитель дошкольной организации на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

С 2015 года педагогический коллектив активно занимается инновационными разработками в области проектирования педагогических технологий. Применение педагогических технологий в практике дошкольного образовательного учреждения (технологий исследовательской деятельности, здоровьесберегающих, театрализованной и изобразительной деятельности, методов проектной деятельности и др.) способствует повышению качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов, делает процесс решения поставленных педагогом задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя ему достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так новые педагогические технологии, гарантируют достижения ребенка на этапе дошкольного детства и в дальнейшем гарантируют уже его успешное обучение в школе.

Отношение к внедрению новых технологий в ДОУ со стороны заведующего, его понимание сути и необходимости данного внедрения, его увлеченность этим процессом, обязательно будет способствовать возникновению у коллектива желания участвовать в процессе внедрения инноваций, будет способствовать расширению творческого потенциала у педагогического персонала, и, соответственно, способствовать росту имиджа дошкольного учреждения. Заказчики (родители), видя коллектив учреждения в постоянном поиске творческих идей и инноваций, способствующих улучшению качества образования, всегда будут ставить в приоритет такое дошкольное учреждение.

В коллективе поддерживается атмосфера творчества, профессиональной успешности, психологически комфортных отношений. В ДОУ имеются традиции по работе с молодыми педагогическими кадрами. Организована работа школы молодого воспитателя, способствующая раскрытию потенциала молодых кадров. В этом учебном году воспитатель ДОУ стала лауреатом муниципального конкурса среди молодых педагогических работников образовательных организаций г. Иркутска «Новая волна-2019» в номинации «Лучший молодой педагогический работник дошкольной образовательной организации».

Педагоги принимают активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня, в конференциях, педагогических и родительских чтениях, образовательных форумах. На базе детского сада ежегодно проходят семинары для заместителей заведующих (старших воспитателей), педагогов-психологов и воспитателей. Коллектив МБДОУ регулярно участвует в конкурсах разных уровней. Проводятся интересные конкурсы между педагогами детского сада. Примером результативности работы всего коллектива только за 2019 учебный год являются призовые места педагогов конкурсах профессионального мастерства Всероссийского, регионального и городского уровней. Опыт работы педагогов ДОУ получил высокую оценку на научно-практических конференциях и педагогических семинарах.

В 2019 учебном году педагоги ДОУ обобщили опыт работы в 4 печатных публикациях. Приняли активное участие в конкурсах АНО ДПО «Байкальский гуманитарный институт практической психологии» — 10 человек, в конкурсах Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея» — 8 человек, в конкурсах МЦПТИ «Микс» при методической поддержке Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» — 9 человек, в дистанционных конкурсах различного уровня – 11 человек. В 2019 году педагоги приняли очное участие в окружных, муниципальных и региональных мероприятиях: Байкальские родительские чтения «Троица образования: педагог- обучающийся – родитель»; областной образовательный форум -2019. Площадка «Растим гения с рождения»; муниципальный конкурс социально значимых проектов «Миллион на добрые дела»; образовательный проект «Образовательная весна -2019»; деловая программа БМСО-2019; форум «Педагоги России -2019»; IV Педагогическая лаборатория им. Т. Н. Яковлевой «Гуманистический менеджмент как условие успешного профессионального роста педагогических работников».

Наше ДОУ представило свой опыт работы по краеведческому направлению в муниципальном проекте «Образовательная весна в Иркутске. Новые горизонты -2019». Участие во всероссийских, муниципальных, окружных конкурсах, методических мероприятиях, научно-практических конференциях позволяет не только повысить уровень образования детей и подготовки к школе, но и является моральным стимулом для развития и поддержания имиджа педагога и учреждения.

В ДОУ имеется современная информационная база, в том числе электронная почта у каждого педагога. В ДОУ имеется в наличии 16 компьютеров, 15 из них с выходом в интернет. Для работы педагогов выделено специальное помещение для работы с компьютером, который находится в свободном доступе для педагогов. Имеются 8 интерактивных досок (по nootebook 11), которые успешно используются в образовательной деятельности. Все устройства оснащены выходом в Интернет, установлена сеть wifi. На сайте учреждения педагоги имеют персональную страницу и возможность размещения методических материалов, авторских разработок, обмена опытом с коллегами. Организация взаимодействия с различными организациями осуществляется посредством официального сайта ДОУ (https://rused.ru/irk-mdou156/) и электронной почты detsadtop@yandex.ru.

Оснащенность Учреждения информационным обеспечением позволяет вовлечь педагогов в активную методическую работу, повысить профессиональную грамотность, развить чувство уважения к себе, коллегам по работе, обеспечить профессиональный подход к воспитанию детей, к взаимодействию с родителями, в конечном итоге сформировать положительную мотивацию к профессиональной деятельности.

Для повышения профессионального уровня педагогов учреждение в достаточной степени обеспечено методической литературой. В методическом кабинете систематизирована справочная, методическая литература, программное оснащение образовательного процесса, программа развития, образовательная программа, методические разработки педагогов, архивные материалы, дидактический и картинный материал, видеотека, оформляются периодические и постоянно действующие выставки, папки-ширмы. Оперативная информация о деятельности педагогического коллектива оформляется на двух стендах «Информация ДОУ», «Методическая служба ДОУ». Материалы методического кабинета отражают участие педагогов в районных и городских конкурсах, в образовательном Форуме, представлены награды, грамоты, благодарственные письма. Материалы представлены в портфолио педагогов. Педагоги имеют возможность свободно пользоваться материалами методического кабинета.

Оснащенность учреждения информационным и учебно-методическим обеспечением позволяет вовлечь педагогов в активную методическую работу, повысить профессиональную грамотность, развить чувство уважения к себе, коллегам по работе, обеспечить профессиональный подход к воспитанию детей, к взаимодействию с родителями, сформировать положительную мотивацию к профессиональной деятельности.

На основе Договора о стратегическом партнерстве наше учреждение совместно с ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» и ФГБОУ ВО «ИГУ» Педагогический институт участвует в организации педагогической практики студентов, а также в разработке и апробации на базе детского сада программ и педагогических технологий по формированию профессиональной компетентности студентов педагогических специальностей- будущих специалистов в области дошкольного образования.

В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для полноценного жизнеобеспечения и развития детей. Обеспечение пожарной безопасности, соблюдение требований техники безопасности организации соответствует нормативным требованиям. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществлялась в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Укрепление материальной базы в МБДОУ происходит за счет рационального использования бюджетных финансовых средств и привлечения внебюджетных финансовых средств.

В ДОУ разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования, которое представляет собой документ, определяющий перечень процедур оценки и характеризующих их показателей. В отношении каждого показателя указаны используемые методы, средства, формы предоставления и сроки сбора первичных данных, индикаторы ВСОКО, результаты статистической обработки (форма и сроки предоставления итоговых данных). Предметом оценки качества образования в Учреждении являются условия реализации основной образовательной Программы: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия, а также состояние развивающей предметно-пространственной среды.

Внутренняя система оценки качества образования включает в себя мониторинг удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования, мониторинг результатов освоения образовательной программы дошкольного образования детьми. Изучение удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования осуществляется на основе анкетирования. Для изучения контингента родителей в МБДОУ осуществляется анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников МБДОУ. Процедура оценки условий реализации основной образовательной Программы включает использование следующих методов сбора и анализа первичных данных: наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса, наблюдение за взаимодействием всех участников воспитательно-образовательного процесса, психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, изучение и анализ документации.

Для каждого члена коллектива любого образовательного учреждения, руководитель является своего рода «батарейкой», который заряжает своей энергией сотрудников на работу, творчество, созидание. Создание благоприятного климата в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу, постоянный поиск новых идей для работы, неутомимая энергетика – это важные составляющие современного руководителя.

Совершенствование системы управления в детском саду способствует усилению развития коллектива, выработке эффективных методов организации труда, повышению производительности труда, поддержанию программы лояльности в коллективе, содействию созданию базы постоянной подготовки и совершенствования кадров. Грамотно выстроенная система управления позволяет значительно повысить уровень качества образования в ДОУ, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному сетевому взаимодействию с социальными партнёрами и обеспечивает конкурентоспособность дошкольной организации на рынке образовательных услуг.

Не смотря на достигнутые результаты, мы ставим новые цели и задачи, и стараемся повышать уровень качественного образования в нашем учреждении. Команда руководителя и педагогический коллектив полны долгосрочных идей и планов в достижении намеченных целей, которые реализуются в ежедневном кропотливом труде, в реализации современных образовательных технологий и новых стандартов дошкольного образования.

Эффективный руководитель современной дошкольной образовательной организации решает главную задачу — обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Рассмотрим роль руководителя современной дошкольной образовательной организации и его профессиональные компетенции отдельно и более подробно. Каждый детский сад — это маленькое государство. Детский сад, являясь воспитательным учреждениям, представляет собой сложный организм. И эффективность работы дошкольного учреждения прежде всего зависит отзаведующего. От того, как он определит линию развития своего учреждения, каков его стиль руководства. Как он выстроит отношения с коллегами, и каковы будут способы мотивации сотрудников. Какой климат будет создан в коллективе.

В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить — указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять — править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего». Из большого количества слов определяющим к модному ныне слову «имидж» в отношении заведующей детским садом можно выбрать — «быть хозяйкой». Слова «заведующий» и «руководитель» произошли от понятий «за ведущим» или «вести за руку».

Существует мнение, что современный руководитель образовательного учреждения может и не иметь базового педагогического образования. Не столь важно и наличие практики педагогической деятельности. Тем более что деятельность заведующего детским садом, в отличие от директора школы, даже не считается педагогической (период работы в должности заведующего не засчитывается в педагогический стаж для досрочного начисления пенсии).

Для эффективных изменений в сфере дошкольного образования руководитель детского сада – главная, ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации современного дошкольного образования зависит очень многое: выпуск детей, дальнейшая учеба ребенка в школе, в высшем учебном заведении.

От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус. Отдельным аспектам управленческой деятельности заведующих ДОУ посвящены работы К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Е.Ю. Демуровой, Т.С. Комаровой, Л. В. Поздняк, Р.Я Спружа, А.Н. Троян и др. Ими обоснованы требования к руководителю, выделены основные направления его деятельности. Особый интерес представляют исследования Ю.А. Конаржевского, Э.В. Литвиненко, В.Г. Молчанова, Г.М. Тюлю, Т.Н. Шамовой, в которых разработаны варианты программ оценки управленческой деятельности руководителя в системе образования.

Каким должен быть современный заведующий детским садом? Настоящего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с людьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали единым, сплоченным коллективом, чтобы между членами коллектива сложились доброжелательные взаимоотношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе детского учреждения имеют важное значение?

Кто он — современный заведующий ДОУ? Педагог или исследователь? Управленец или стратег? Бизнесмен или психолог? Ответ очевиден, чтобы отвечать всем требованиям современного управления дошкольным учреждением, необходимо совмещать в себе все эти качества, быть многогранной личностью. Заведующий детским садом сегодня – это педагог, психолог, бухгалтер, юрист, менеджер по персоналу и рекламе, заведующий хозяйством. Решение многих задач требует от руководителя умения в совершенстве владеть современными методами управления, обладать чувством нового, видеть перспективу развития и находить наиболее эффективные пути решения возникающих проблем.

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива. Вместе с тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.Такое положение дел, требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного повышения управленческой культуры, изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования.

Основная задача заведующего — сопоставить цели и задачи государства и региона с собственными представлениями о развитии ДОУ. При этом необходимо учитывать экономические, социальные и культурные особенности своего региона. При управлении дошкольным учреждением необходимо учитывать стадии его жизненного цикла. Первостепенное значение должно уделяться обучению персонала и повышению его квалификации.Руководитель обязан учитывать профессиональные возможности воспитателей, интересы детей и запросы родителей (с точки зрения потребителя услуги).

Для грамотного и эффективного руководства дошкольным учреждением заведующий должен отлично разбираться в законодательстве. В своей работе он должен опираться исключительно на действующую нормативно-правовую базу, быстро реагировать на все изменения. Руководитель должен заниматься постоянным мониторингом нововведений в этой области. Это позволит следить за качеством предоставляемых услуг, отслеживать новые тенденции в подходе к образовательному процессу.

Особые знания требуется и в области финансов и экономики. Среди качеств современного и эффективного руководителя ДОУ: умение эффективно распределять бюджетные средства, рациональное формирование фонда оплаты труда.

Для того, чтобы дошкольное учреждение имело высокий рейтинг и имидж, в современном мире ускоряющихся технологий и инноваций, для этого заведующему детским садом необходимо обладать стратегическим мышлением, хорошо знать образовательный процесс, уметь грамотно им управлять, видеть свое учреждение вперед, на «далекую перспективу». Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задачей современного дошкольного учреждения.

К одной из эффективных систем руководства можно отнести стратегическое управление ДОУ:

  • Умение находить и обнаруживать основные проблемы в системе управления.

  • Умение грамотно определять цели развития, устанавливать пути их достижения.

  • Вовремя вносить коррективы и поправки в организацию работы ДОУ.

  • Уметь обнаруживать скрытый потенциал сотрудников и обеспечивать условия для их раскрытия и развития.

  • Использовать разносторонние способы воздействия на педагогический коллектив.

Заведующий детского сада, заместитель заведующего, воспитанники, родители, педагогический коллектив… В таком едином тандеме должен работать современный руководитель. Он должен этим тандемом руководить, укреплять и направлять его в нужное русло, созидать новые пути движения вперед. Для этого заведующий должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью.

Настоящий современный руководитель — это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса.

Современный заведующий ДОУ — это превосходный психолог и коммуникатор. Полную картину ДОУ можно создать только через непосредственное общение с коллективом, родителями и воспитанниками. Только так можно определить возникающие проблемы и максимально быстро и эффективно их решить. Заведующий должен отлично разбираться в людях, чтобы выстраивать ровные деловые отношения со всеми. Его характеризует стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность. Это позволяет максимально эффективно разрешать конфликты, подбирать нацеленную на результат команду воспитателей и обслуживающего персонала.

Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т.е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач. Стиль работы заведующего должен отвечать целям и задачам работы дошкольного учреждения, определяться моральным кодексом современного человека, принципами, положениями в основу управления государством.

Профессионально — управленческая компетентность определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере управленческой деятельности. Профессионально — управленческая компетентность определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере управленческой деятельности. Требования к профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений объективно определяются прогрессивными тенденциями в развитии дошкольного образования, обусловленных социально-экономическими, социокультурными изменениями в Российском обществе.

Особенности сущности, структуры и формирования профессиональных компетенций руководителя отражены в различных работах (Спенсер — мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М., Лукашенко М.А., Попова Е.П., Лаврищев М.П. и др.). Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством заведующего, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития (имидж) дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом.

В любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего ДОУ.

Компетентность — это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией. Компетентность — это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.

Современные условия требуют от руководителя дошкольного учреждения владеть такими компетенциями, как умение корректировать содержание и направления управленческой деятельности, делегировать выполнение реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управляющей системы дошкольных учреждений, осваивать новые, и, в первую очередь, информационно-коммуникационные управленческие технологии. Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, исследователи Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе. Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением, отмечает Н.Н. Лященко, напрямую зависит и от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концепции развития.

Руководитель ДОУ руководит не только педагогическим коллективом. Он также работает и непосредственно с родителями, в какой-то степени являясь лидером и для них. Хорошего заведующего определяет уверенность в своих силах. Для коллектива сильный и уверенный руководитель – это психологический комфорт и желание к саморазвитию. Для родителей такой заведующий – это фактор уверенности и безопасности.

Особо надо сказать о культуре руководства. В это понятие входит как личная культура, так и культура процесса управления, документации. Это прежде всего умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя в отдельности, умение понимать и делать практические выводы из критики.

Для профессионального управленца, как отмечали B.C. Лазарев, Р.Л. Кричевский, Т.П. Афанасьев, очень важно овладеть, прежде всего, культурой профессионального управления, т.е. комплексом тех понятий и методов, которые выработаны в общественном опыте. Однако, ряд специалистов (И.А. Елисеев, Т.И. Пуденко, И.П. Марченко) отмечают, что в последнее время многие руководители не соответствуют требованиям времени из-за низкой управленческой компетентности.

Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей.Приобрести авторитет можно только в практической работе. Большое значение для упрочнения авторитета заведующего имеет манера общения с людьми, доброжелательность, внимание, предупредительность, умение одеваться со вкусом и в соответствии с обстановкой. Хорошему руководителю должна быть присуща вера в свои силы, смелость и целеустремленность, решительность.

Современный руководитель учреждения образования должен быть:

  • Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.

  • Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.

  • Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.

  • Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.

  • Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.

  • Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.

Влияние личности заведующего, компетентного, с высокой общей культурой, чуткого, отзывчивого и доброжелательного, оказывается порой настолько велико, что, как правило, с его приходом отстающий коллектив за короткое время выходит в число лучших. И наоборот, неумелый руководитель может дезорганизовать жизнь хорошего трудового коллектива.

Можно представить следующую модель профессиональной компетентности современного руководителя ДОО:

Личные качества заведующего

Свойства и качества руководителя, определяющие динамику психофизиологических функций, структуру темперамента и задатков
Работа с людьми: управление отношениями, работа в команде, влияние
Учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях.

Активно управляет внешними контактами.

Организует и использует любые возможности для развития внешних связей.

Стремится к достижению взаимовыгодного результата.

Старается, чтобы любая новая деятельность развивала активность людей.

Выявляет и использует взгляды коллег для развития новых позиций.

Способность к управлению ДОО

Свойства и способности руководителя к профессиональной управленческой деятельности
Работа с информацией: сбор и анализ информации, принятие решений. Развитие ДОО: личное развитие, генерирование и обоснование идей
Использует обширную информацию для оценки состояния образовательной организации.

Определяет новые возможности в образовательной деятельности.

Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития организации и педагогического менеджмента

Обеспечивает, чтобы планы обучения и развития педагогов вносили полезный вклад в развитие ДОО.

Обеспечивает, чтобы процессы и процедуры деятельности вдохновляли сотрудников на обучение.

Собирает ресурсы для поддержки обучения на всех уровнях организации. Создает возможности и собирает ресурсы, необходимые для того, чтобы люди проникались новыми идеями.

Обеспечивает плодотворную обратную связь, продвигающую инновации.

Готовность к управлению ДОО

Свойства и качества руководителя, определяющиеся уровнем самосознания, осознания цели своей жизни и деятельности.
Достижение: планирование, четкость менеджмента, постановка целей
Определяет вклад каждого сотрудника внести в достижение целей образовательной организации.

Выстраивает деятельность и собирает ресурсы, соответствующие целям и задачам Годового плана и Программы развития ДОО.

Ориентирует на цели организации, чтобы оценить и расставить задачи по приоритетам на следующий период.

Непрерывно оценивает достижение целей на всех уровнях.

Разумно поручает задачи конкретным исполнителям.

Модель управления хорошего руководителя ДОУ можно отнести к современной, самое главное в которой — творчество, приверженность, лидерство и партнерство. Управление происходит на основе делегирования и мотивации. Управление на основе делегирования — модель управления персоналом, когда сотрудники наделяются всеми полномочиями при принятии и осуществлении решений. Естественно, принятие решение имеет определенные рамки и у каждого сотрудника есть ясные цели и задачи. Ответственность за действия и результат четко разграничена. Управление через мотивацию базируется на выборе эффективной мотивационной модели, здоровом морально-психологическом климате в коллективе, развитии человеческих ресурсов.

Список литературы

  1. Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. Дошкольное воспитание. №4, 2004.

  2. Аншукова Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. //Управление ДОУ. — 2004. — № 3. с. 29–32.

  3. Аромштам М. Управление дошкольным образованием. Дошкольное образование №20, 2007.

  4. Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. //Управление ДОУ. — 2004. — № 3. с. 82–85.

  5. Баранова, А. В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности / А. В. Баранова, Т. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 926-929. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23898/ (дата обращения: 08.05.2020).

  6. Белая К. Ю. методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

  7. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция. М., 2005.

  8. Бережная, М. С. Имидж руководителя ДОУ [Текст] / М.С. Бережная // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — №5. – с. 45-50

  9. Биличенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М., 2005.

  10. Бойко В.В, Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В Бойко, А.Г Ковалев, В.Н Панферов — М.: Мысль, 1987 г. — 207 с. 

  11. Болотов В. A., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования / В. A. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66–72.

  12. Вачугов Д. Д. Венегин. В. Р. Менеджер и стиль руководства. — Социал.-полит. журн.- 2013, № 7. — с.99.

  13. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2008

  14. Галенко В.П. Как эффективно управлять организацией? — М.: Бератор, 2004.

  15. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, С. 176

  16. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 2007.

  17. Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? — Минск, 2007.

  18. Дыбина О. В., Кузьмичева Е. И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Часть 3. Тамбов, 2013. С. 63–68.

  19. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.

  20. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 228 с.

  21. Закон РФ от 20 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации».

  22. Захарова Л.Н. Психология управления / — М.: Логос, 2010г. 203-210с.

  23. Зебзеева В. А.Организация режимных процессов в ДОУ, М., 2006

  24. Зимина, Л.В. Технология формирования оптимального стиля управленческой деятельности руководителей / Л.В. Зимина // Вестник Университета государственного управления № 10 (26). Теоретический и научно-методический журнал. – М.: ГУ ВПО ГУУ -2006.

  25. Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. — Ростов н/д: Учитель, 2012.

  26. Комплекс мер по развитию дошкольного образования. Дошкольное образование. №1, 2007.

  27. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н. С. Голицына — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. С. 80.

  28. Корепанова М. В. Программа развития ДОУ. М., 2007.

  29. Корепанова М. В., Липчанская И. А. Аттестация педагогических и руководителей ДОУ, М., 2006.

  30. Корепанова М. В., Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ, М.: 2005.

  31. Липсиц И. В. Не повторить ошибок. Практические советы руководителю М., 2008. — с.253.

  32. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. М., 2006.

  33. Омаров А. М. Руководитель; размышления о стиле управления. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат. 2012. — с.366.

  34. Пахомова, Ж. Ю. Заведующий как постоянный наставник нравственного воспитания в ДОУ / Ж. Ю. Пахомова.

  35. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие/Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002г. 156-163с.

  36. Петрова С.Н., Преснякова Е.Б. Современный руководитель ДОУ: основы управления, Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.

  37. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога/ Вестник Томского государственного педагогического университета, 2005, № 1.

  38. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. — М., 2004.

  39. Попов С., Подволкий Г. Стиль и методы руководства: Сборник, — М.: Московский рабочий, 2010. — с.320.

  40. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  41. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. Октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Москва.

  42. Райков А. Имидж как инструмент управления / А. Райков // Информация и бизнес. — 2012. — N 2. — С. 37–41.

  43. Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, № 4.

  44. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

  45. Системно-ролевая теория формирования личности педагога / В. Г. Максимов и др.; под общ. ред. В. Г. Максимова. М.: Academia, 2007. — 533 с.

  46. Скоролупова О.А. Дошкольное образование: перспективы развития. Администратор образования. №14, 2008.

  47. Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. Дошкольное воспитание. № 2, 2009.

  48. Сухова О.В. Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации// Казанский педагогический журнал. Казань. 2015. С.47-51.

  49. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по истории советской школы и педагогике/ под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербакова. — М.: Просвещение, 1972. — с.407.

  50. Троян А. Маркетинг в детском дошкольном учреждении Дошкольное воспитание. № 9, 2011.

  51. Федосеева И.В. Образовательный маркетинг: учеб.-метод. пособие /И.В. Федосеева. — Архангельск: АО ИППК РО, 2009.-  С. 67-74.

  52. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002.

Приложение 1

Приложение

Компетенции заведующего детским садом

Компетенция заведующего детским садом могут представлены следующим образом:

  • осуществляет руководство детским садом в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Уставом;

  • обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную деятельность детского сада;

  • издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками детского сада;

  • обеспечивает реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;

  • формирует контингент обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательной деятельности, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников детского сада в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

  • определяет стратегию, цели и задачи развития детского сада, принимает решения о программном планировании его работы, участии детского сада в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательной деятельности, образовательным программам, результатам деятельности детского сада и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в детском саду;

  • — вносит предложения Учредителю:

  • о создании и ликвидации филиалов бюджетного учреждения;

  • о реорганизации бюджетного учреждения или о его ликвидации;

  • о внесении изменений в Устав детского сада;

  • об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за бюджетным учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом либо приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества;

  • распоряжается средствами и имуществом бюджетного учреждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;

  • обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования;

  • обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся в детском саду;

  • организует разработку, утверждение и реализацию программы развития детского сада, образовательных программ детского сада, настоящего Устава, правил внутреннего трудового распорядка детского сада и иных локальных нормативных актов детского сада;

  • создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников детского сада, направленных на улучшение работы детского сада и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

  • утверждает структуру и штатное расписание детского сада;

  • осуществляет подбор и расстановку кадров, создает условия для непрерывного повышения их квалификации;

  • устанавливает заработную плату работников детского сада в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты);

  • обеспечивает выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка детского сада, трудовыми договорами;

  • принимает меры по обеспечению детского сада квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в детском саду;

  • организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в детском саду, рационализации управления и укреплению дисциплины труда;

  • организует проведение аттестации педагогических работников детского сада в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям;

  • создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении детским садом;

  • планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и иных работников детского сада;

  • обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (законными представителями), гражданами;

  • содействует деятельности педагогических, психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций;

  • обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

  • выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;

  • предоставляет Учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования;

  • организует проведение самообследования;

  • обеспечивает создание и ведение официального сайта детского сада в сети «Интернет»;

  • открывает и закрывает представительства детского сада;

  • осуществляет иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и локальными нормативными актами детского сада.