Информация психолога – для вас, родители!
Личность ребенка в семье разведенных родителей
Не все семьи способны выдержать испытание на «прочность». Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который приносил бы удовлетворение обоим партнерам. Часто выход в такой ситуации один – развод.
Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью.
Особенно болезненно реагируют на развод 5-7 летние дети и, прежде всего, мальчики; девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. Существуют немногочисленные научные данные, которые подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, в раннем детстве которых родители разошлись, особенно выражена тенденция заводить внебрачных детей. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке.
Вместе с тем, некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка. Кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не столько развод, сколько обстановка в семье, предшествующая разводу.
Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе развода их мать. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца.
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста.
Дети 2,5 – 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.
Дети 3,5 –4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи: одна девочка наказывала куклу за то, что та капризничала, и из-за этого ушел папа.
У детей 5-6 лет так же, как и в средней группе, наблюдалось увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Девочки в этом возрасте переживают распад семьи сильнее, чем мальчики.
Согласно исследованиям, наиболее уязвимыми при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких случаях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.
И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает новая задача – нужно выживать, приспосабливаться к новым обстоятельствам. Не всегда это приспособление дается легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого.
Еще сложнее процесс адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка.
По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1-2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной это ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Возникающие наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя. Испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего детства, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний.
К концу подросткового возраста начинает отчетливо звучать депрессивная симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и неверия в свои силы, проблем общения со сверстниками.
Если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего – неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Развод для взрослых – это болезненное , малоприятное, порой драматическое переживание, на которое из лучших побуждений они идут по собственной воле. Для ребенка расставание родителей – это трагедия, связанная с разрушением среды обитания. И даже если они осознают, что мама и папа недовольны друг другом, им трудно это понять и принять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением.
При этом есть некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Так, девочки чаще держат переживания «в себе», и внешнее поведение их практически не меняется. Однако при этом могут появиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, слезливость, раздражительность. Иногда подобные реакции направлены на то, чтобы привлечь внимание к себе расстающихся родителей, и если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что они ее не разлюбили. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь от случайных несчастий. Девочка может спокойно играть во дворе, забыв о том, что она недавно жаловалась на боль в ноге, руке и т.д. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.
Для мальчиков характерны более очевидные формы нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть сквернословие, побеги из дома.
Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей – грусть и обида, то у мальчиков – это гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих. Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения.
· Для того, чтобы ребенок легче пережил травму развода родителей, у него должны сохраниться максимально хорошие отношения с обоими родителями. Однако, родители, руководствуясь нередко чисто эгоистическими побуждениями и переживая чувство обиды на оставившего семью супруга, допускают серьезные ошибки в формировании отношения ребенка к нему. Родителям нередко кажется, что, скрывая факт своего развода от ребенка до последнего момента, они ограждают его от излишних волнений. В ответ на вопрос малыша «Где мой папа?» придумывают самые невероятные истории.
Психологически грамотно в таких ситуациях рассказать ребенку правду, стараясь максимально смягчить рассказ и не пытаться «очернить» другого в глазах детей. При этом нужно учитывать такие существенные факторы, как степень духовной зрелости ребенка, его возраст, психические особенности. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным последствиям.
· Не следует вдаваться в подробности, объясняя детям, почему отец ушел из семьи. Нужно понятно и доступно разъяснить ребенку ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности говорить не нужно, как не говорить о других случаях, когда поступки уходящего супруга унижали достоинство бывшего брачного партнера.
· Тема развода не должна превращаться в бесконечный сериал обсуждения своих семейных проблем с детьми. При этом не следует обвинять супруга при ребенке, для которого он не плохой муж, а ПАПА. Необходимо учитывать, что в момент получения от матери (отца) информации о том, что родители расстались, в душах детей идет борьба между обидой на отца (мать) и любовью к нему. Поэтому очень важно подчеркнуть, что раздельное проживание родителей никоим образом не отразиться на их любви к ребенку, они оба его сильно любят, и будут продолжать любить также сильно, как и раньше.
· Не следует использовать отца в качестве «пугала»: «Если не будешь слушаться, то все скажу папе…» Ребенок начинает воспринимать отца как нечто угрожающее и с тревогой ожидать встречи с ним. Вместо радости при его появлении ребенок испытывает страх и стыд.
· Неправильно отменять решение, принимаемое отцом, в его присутствии. Даже если вы не согласны с ним, постарайтесь смягчить свою реакцию и вернуться к вопросу позже, в более спокойной обстановке.
· Не следует обсуждать отца с родственниками или друзьями, если рядом присутствуют дети. Ваши высказывания о нем заставляют их страдать.
· Будьте осторожнее с иронией по отношению к бывшему мужу – дети могут не уловить оттенков речи, но перенять манеру смеяться над отцом.
· Критикуя ребенка, не следует говорить фразы типа «Весь в папочку»
· Чаще публично благодарите отца детей за то, что он делает, — за покупки, подарки, внимание.
· Вспоминать при детях о поступках из юности мужа, которые в глазах детей имеют героический характер. Имейте ввиду, что игра «А мой папа..» всегда популярна у детей.
· Чаще советуйтесь с бывшим мужем и сообщайте об этом ребенку: « Я спрошу у папы…»
Итак, взрослые сообщили ребенку о разводе, договорились о том, как часто должен покинувший семью родитель встречаться с ним, возможно, наметили переезд на новое место жительства.
Что необходимо знать родителям в случае переезда?
Важно сохранить без особых изменений среду обитания ребенка: создать в новом жилище детский уголок, похожий на тот, который был у него на прежнем месте. Не выбрасывать игрушки и вещи, которые были подарены отцом. По возможности, не сразу переводить ребенка в новый детский сад. Если это не удастся сделать, не терять связи со старыми друзьями, приглашать их в дом. Это позволит сохранить психическое равновесие ребенка..