В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации «Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов…»
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти способы решения, обеспечить ту самую «безбарьерную среду».
Паспорт доступности МБДОУ г. Иркутска детского сада № 184
Данные сведения представлены в соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013г. №582 с изменениями от 17.05.2017г., от 21.03.2019 г. №575, от 11.07.2020г. №1038 и Требований Рособрнадзора (приказ от 14.08.2020г. №831), а также приказа Минобрнауки России от 09.11.2015г. № 1309, с изменениями от 18.08.2016г.
Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи:
— Cпециально оборудованные учебные кабинеты;
— Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностью здоровья;
— Библиотека(ки), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
— Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
— Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
— Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации;
— Специальные условия питания;
— Специальные условия охраны здоровья;
— Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
— Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
1. Нормативные документы, регулирующие процесс образования детей с ОВЗ:
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
— Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018г.) «Об образовании в Российской Федерации»
— Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. N 181-ФЗ.
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21.01.2019г.)
2. Обеспечение возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
— В образовательной организации разработана адаптированная образовательная программа для лиц с ОВЗ (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
— Специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом) применяются специальные методы обучения и воспитания по коррекции речевого развития и эмоциональной сферы.
3. Наличие специально оборудованных учебных кабинетов:
Дети с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Оборудованы и функционируют два кабинета:
— Психолого-педагогического сопровождения (кабинет психолога и учителя-логопеда) с выделения пространства для индивидуальной и групповой работы;
— В цокольном этаже оборудована сенсорная комната.
4. Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностью здоровья:
Отсутствуют.
5. Наличие библиотеки (к), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Отсутствуют.
6. Наличие объектов спорта, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностью здоровья:
Отсутствуют.
7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Не предусмотрено.
8. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
— Входная группа здания оборудована пандусом с противоскользящим покрытием;
— Пассажирский лифт;
— Тактильные указатели, тактильная плитка.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
9. Специальные условия питания:
Для воспитанников детского сада предусматривается организация 5-разового питания, со втором завтраком и полдником в соответствии с 10-ти дневным меню на холодный и теплый период. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
10. Специальные условия охраны здоровья:
Здание образовательной организации оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками, с применением фотолюминесцентной пленки, указывающими пути эвакуации.
Работает медицинский кабинет, оснащенный оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с нормативными требованиями.
11. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья:
Информационная база ДОУ оснащена:
— Электронной почтой;
— Доступом в Интернет;
— Функционирует официальный сайт ДОУ, оснащенный вкладкой «версия для слабовидящих».
В ДОУ имеются компьютеры, ноутбуки с наличием информационным и программным обеспечением, а также мультимедийные средства обучения (экраны, проекторы и ноутбуки в каждой группе); аудиотехника (в каждой группе и кабинетах).
12. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Все групповые ячейки, а также музыкальный зал обеспечены выходом в Интернет. В методическом кабинете хранятся интерактивные образовательные программы для индивидуальной и групповой работы с детьми, разработанные системой 1С, Мерсибо и пр., «Колибри-лого», в том числе по коррекции речевого развития, развития психических процессов.
13. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Кабинет логопеда обеспечен дидактическими средствами обучения как демонстрационными, так и для индивидуального пользования картины, игры, игровые пособия на развитие всех компонентов речи, развития психических процессов (восприятие, память, мышление) в достаточном количестве для организации коррекционно-развивающих занятий индивидуальных и подгрупповых.
14. Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Не предусмотрено.
14. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Общежитие, интернат – отсутствуют.