Какое счастье смотреть, играть и резвиться с маленьким человечком похожим как две капли воды на своего папу или маму. Но рано или поздно любой родитель сталкивается с тем, что не может все свое время уделять ребенку, да и сам малыш подрастает и ему необходимо общение со сверстниками. Вот в этот момент родители и принимают решение о том, что пора малышу собираться в детский сад. Ведь всем известно,что находясь вместе дети развиваются лучше и быстрее. Многому они учатся друг у друга, во время игры или просто наблюдая за другими.
Большинство малышей приходят в детский сад в возрасте 2 -3 лет. И хотя почти все родители считают, что к школе ребенка обязательно надо подготовить, о подготовке детей к детскому саду мало кто задумывается. И это ошибочно. Как часто можно услышать от заботливых мам, что ребенок не хочет ходить в детский сад, что каждое утро собирается с истерикой, и в детском саду расставание с мамой приносит одни слезы. И слышишь в ответ: «Ничего страшного. Все плачут, пройдет». Конечно, пройдет, но не надо забывать, что все дети разные и если у одного пройдет адаптация к детскому саду не заметно, то у другого может развиться стресс, который приведет к какому-нибудь заболеванию. Разве вам это нужно?
Итак, что же нужно знать родителям, чьи дети собираются идти в детский сад? Прежде всего, немного о детской психологии. Известно, что один из детских кризисов приходится на возраст трех лет. Он так и называется – кризис трех лет или кризис самосознания. В чем его суть? Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая, первичная форма самосознания. Следующий этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя, сначала по имени, обычно в третьем лице, например: Саша хочет гулять, Оля хочет кушать и т.д., а потом появляется местоимение «я», обычно ближе к трем годам. Очень важно наряду с сознанием «я» сознание «я сам». «Я сам» обычно возникает у детей непосредственно к трем годам и связано с появлением личных действий, ребенок что-то может делать без помощи взрослого. Далее появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Первичная самооценка основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии и поэтому оказывается максимально завышенной.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий ведет ребенка на новый уровень развития. Вот он, знакомьтесь, Кризис трех лет. Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, когда происходит разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».
Именно в этот, очень важный для ребенка период, мы, взрослые, отправляем его в детский сад. Первый социальный институт для ребенка, где он учится строить отношения с другими людьми и со своими сверстниками без нашей помощи. И еще хотим, чтобы он этому радовался. Конечно, он будет этому радоваться, но для этого и нам нужно приложить усилия и терпение. В связи с этим можно сказать, что возраст трех лет не самое лучшее время для первого знакомства с детским садом. Более спокойно это знакомство может произойти, ближе к четырем годам, когда у детей появляется потребность в общении со сверстниками.
Однако не все родители могут позволить себе такую роскошь как возможность сидеть с ребенком до четырех лет. И если решение отвести ребенка в детский сад уже принято, то постарайтесь подготовить его к этому событию, чтобы оно прошло менее болезненно для ребенка и вас. Обратите внимание на следующие моменты:
1. Прежде всего – это выбор детского сада. Если вам уже понравился какой-то садик, договорившись заранее с заведующей, совершите вместе с ребенком подробную экскурсию по садику, стараясь привлечь внимание ребенка к тому, что для него интересно: новым игрушкам или новым интересным занятиям. Объясните ребенку, что хождение в детский сад — дело большой важности, не забудьте упомянуть, что очень гордитесь им, ведь он становится совсем большим, в общем, вдохновляйте его, как можете. Будет не лишним объяснить ребенку как нужно вести себя в детском саду. Это можно сделать в игровой форме, а можно просто почитать с ним книжки на эту тему, например книгу «Правила поведения для воспитанных детей. Как вести себя в детском саду»
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. Садовский режим дня очень редко совпадает с домашним режимом. Поэтому старайтесь поднимать своего малыша пораньше, постепенно приучая его вставать в 7 утра. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели. Научите его каким-нибудь играм, например, очень полезны пальчиковые игры. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по — большому в одно и то же время. По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее и объяснить, чтобы он не стеснялся подойти к воспитателю.
3. У вас возникают проблемы с едой? Малыш плохо кушает, медленно, у него может быть пищевая аллергия все эти вопросы необходимо обсудить с воспитателем. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
4. Если ваши обстоятельства позволяют, в первые дни не нужно оставлять ребенка в детском саду надолго. Для начала можно оставить его на час-два. Потом несколько увеличить это время. Обед и сон — дома, а после сна — еще на часик в сад. Воспитатели, разумеется, пойдут вам в этом навстречу. И так, постепенно увеличивая «нагрузку», в течение 2—-3 недель. Как правило, такая тактика дает хорошие результаты, и период адаптации к детскому саду проходит более или менее спокойно.
Понаблюдайте за ним, легко ли ему играет с другими детьми. Не боится ли подойти к группе играющих малышей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с детьми, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
И следует всегда помнить, что создание психологического комфорта ребенка, это, прежде всего задача родителей. И именно вы можете сделать своего ребенка счастливым, сглаживая все неприятности и огорчения. Для этого и нужно совсем немного, уделяйте хотя бы час для ребенка, поговорите о том, что произошло с ним в течение дня, при этом, прежде всего, слушая его, а не себя. И запомните вашей крошке просто необходимы ваше терпение и внимание.
Стрессы по вине родителей
Ни в коем случае не опаздывайте забирать ребенка из детского сада. И не только в первые дни, но и после. Это очень тревожит малыша. То, что всех забрали из группы, а его — нет, угнетает ребенка. Он чувствует себя покинутым, возможно, даже человеком второго copra. И если это ощущение повторяется, оно может закрепиться в сознании и остаться надолго.
Постоянно повторяющаяся психическая травма приводит к развитию стрессов. А хронический стресс посредством сложного механизма снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Ребенок, у которого в нервно-эмоциональном плане не все благополучно, заболевает простудами значительно чаще других детей.
Даже те дети, которые уже давно посещают детский сад, случается, плачут при расставании с мамой. Не следует принимать это близко к сердцу. Вы уйдете, и ваш ребенок уже через пять минут будет бегать с другими детьми и смеяться. Если у вас есть сомнения насчет этого, понаблюдайте за своим ребенком через окно, незаметно. И будьте весь день спокойны.
Иногда момент расставания проходит со слезами потому, что ребенок слишком привязан к маме, очень ее любит. А если в садик ребенка отводит человек, к которому ребенок менее привязан, дело обходится без эксцессов. Попробуйте это. Пускай, например, дедушка отведет малыша в сад.
Бывает, что при расставании, успокаивая ребенка, вы пообещаете ему что-либо, например, новую интересную игрушку. Обещание это вы должны выполнить. Никогда не обманывайте ребенка. Но старайтесь не использовать эту тактику — тактику обещаний. Ребенок быстро сообразит, каким образом «добывать» себе новые игрушки, и каждое утро будет устраивать вам сущий кошмар.
Как правильно проходить медкомиссию
Перед тем как пойти в детский сад, ребенок должен пройти медкомиссию. Медицинская карта нужна, чтобы понять, не требуется ли малышу специализированное дошкольное учреждение. На ее получение может уйти немало времени. Часто бывает, что все необходимые специалисты не работают в один день, а тем более в одно время. Потому заранее поинтересуйтесь, когда принимает тот или иной врач, и тщательно, по дням распишите план их посещения. А вот с анализами не спешите, так как результаты многих из них действительны не больше месяца. В некоторых поликлиниках советуют сдавать их не раньше, чем за две недели до поступления в сад. Обязательно посещение участкового педиатра (он даст направление ко всем специалистам и на анализы).