Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 31

Учреждение Образования: г.Иркутск, ул. Баррикад д.52 .

Новости
Фотоальбомы
Контакты

Семья- уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.

Введение
«От того, как прошло детство,
 кто вёл ребенка за руку в детские годы,
 что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
 от этого в решающей степени зависит, 
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский




Семья- уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.
Специфическая функция семьи- воспитательная, обладающая тремя аспектами:
— формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов;
-передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта;
— выработка у детей мировоззрения, трудолюбия, потребности и умения быть гражданином и хозяином своей жизни, соблюдать общечеловеческие моральные нормы;
— обогащение интеллекта детей, эстетическое и физическое развитие;
— систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;
— постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Рыночные отношения выстраивают иную систему приоритетов в обществе. Если социалистический принцип социального взаимодействия основывался на признании первичными интересы государства, общества, то рыночный принцип провозглашает первичность интересов личности, индивида. Отсюда совершенно иная стратегия воспитания детей в семье- на основе приоритета интересов личности. Кардинальные социальные изменения последних лет в российском обществе выдвигают на первый план следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию.
Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:
— непонимание родителями самоценности периода детства;
— неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность;
— выявление и корректировка причины педагогических ошибок;
— недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Пример тому- Библия. Позже к этой мысли возвращались Платон и Сократ, Я.А.Каменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г.Пестолоцци.
В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить им возможность всестороннего развития и благополучия.
Итак, цель воспитания родителей- не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития.




Педагогическая культура родителей
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие качеств, отражающих степень их зрелости как воспитателей. Ведущий компонент педагогической культуры родителей- их педагогическая подготовленность, характеризующая определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе воспитания детей.
Педагогическая компетентность родителей складывается из культуры:
— общения и межличностных отношений: родители-дети, дети-дети, дети-другие взрослые;
— эмоций и чувств;
— речи родителей;
— нравственного сознания и поведения;
— детской игры;
-детского труда;
— здоровья детей;
— личной безопасности.
Выделенные аспекты культуры родителей как ориентира работы с семьей могут быть конкретизированы по следующим компонентам (разделам) общей культуры: знания, компетентность, ценность и смысл, рефлексии, творчество. Давайте рассмотрим каждый аспект согласно этим компонентам.


Культура общения и межличностных отношений: родители-дети, дети-дети, дети- другие взрослые.
Знание:
— норм и правил общения;
— представления о возрастных, половых, профессиональных, индивидуально-психологических (характер) различиях детей и связанных с ними особенностей общения;
— представление о нормах поведения и общения: родители-дети, дети-дети, дети- другие взрослые;
— знание об элементарных речевых и неречевых средствах общения.
Компетентность:
— умение договариваться с ребенком в игре и другой совместной деятельности со взрослым;
— установление контакта с ребенком, педагогами, другими родителями;
— ориентирование на эмоциональное состояние собеседника, проявление сочувствия;
— готовность помочь ребенку, педагогу, другому родителю;
— необходимость внимательно слушать ребенка, педагога, другого родителя;
— использование мимики, жестов, поз, интонаций как средства общения;
— адекватное реагирование на успех или неудачу своего ребенка.
Ценностно-смысловой компонент:
— заботливое, внимательное отношение к ребенку, педагогу;
— соотношение своих желаний с желаниями ребенка;
— стремление ориентироваться в ситуации общения и в состоянии собеседника.
Рефлексия:
— осознание негативных последствий грубого, конфликтного общения;
— осознание соответствия своих умений общаться принятым нормам.
Творчество: 
попытка находить выход, делать выбор в создавшейся проблемной коммуникативной ситуации.








Культура эмоций и чувств
Знание:
Представления об основных эмоциях человека (страх, радость, грусть, гнев, интерес, удивление и др.)
— понимание и различие смешного (комического) и грустного; прекрасного и безобразного, любви и ненависти и др.;
— представление о способах выражения ребенком эмоциональных состояний.
Компетентность:
— определение и различение основных эмоций, настроения ребенка;
— описание его эмоционального состояния;
— контроль над негативными эмоциональными состояниями ребенка.
Ценностно-смысловой компонент:
— положительное ценностное отношение к ребенку, стремление эмоционально откликаться на его состояние;
— стремление к собственным позитивным эмоциональным состояниям.
Рефлексия:
— осознание знака (+ или -) эмоциональных состояний детей;
— осознание соответствия выражения эмоциональных состояний детей принятым культурным нормам.
Творчество:  освоение элементарных способов творческого самовыражения эмоциональных состояний.


Культура речи родителей
Знание:
— о речевом этикете: правила речевого поведения, проявляющиеся в употреблении формул и выражений, принятых в типичных ситуациях общения с собеседником;
— нормах речевого поведения;
— произносительной культуре речи: четкость, выразительность, соблюдение орфоэпических норм произношения, правильная постановка ударения;
— роли слова в выражении мыслей и чувств: точность, образность, эмоциональная окрашенность.
Компетентность:
— включение в общение с учетом правил речевого поведения на разных уровнях: ребенок-взрослый, ребенок-родитель, родитель-педагог;
-поддерживание диалога: постановка вопросов, ответ на поставленные вопросы с учетом норм речевого этикета;
— восприятие чужой речи: слушание, понимание, высказывание собственной позиции;
— выбор слова с учетом его эмоционально-экспрессивной окрашенности и задачи создаваемого высказывания.
Ценностно-смысловой компонент:
— понимание значимости культурного общения: с ребенком, педагогом, другим родителем;
— принятие ответственности за выбор слова, интонации в процессе общения;
— доброжелательное отношение к собеседнику, уважение его мнения, стремление позитивно выражать свою позицию;
— понимание необходимости грамотно выражать свои мысли и чувства, показывая тем самым положительное отношение к окружающим.
Рефлексия:
— адекватная самооценка способов и приемов общения;
— самооценка продвижений в овладении речью.
Творчество:  проживание различных ролей в процессе общения.


Культура нравственного сознания и поведения
Знание:
— нравственных норм поведения и осознание необходимости их соблюдения в повседневной жизни;
— основных правил этикета и осознание необходимости их выполнения в типичных ситуациях;
— правил общения с детьми, педагогами, другими родителями;
— представление о толерантном отношении к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола.
Компетентность:
— соблюдение правил этикета и норм поведения в общении с педагогами, другими родителями;
— владение вербальными и невербальными средствами общения в различных поведенческих ситуациях;
— соблюдение толерантного отношения с людьми другой расовой и национальной принадлежности.
Ценностно-смысловой компонент:
— понимание ценности сотрудничества с педагогами;
— ценностное отношение к себе и своему ребенку.
Рефлексия: адекватная самооценка норм и правил поведения в обществе.
Творчество: проживание различных ролей (родитель, профессионал, другой взрослый) в процессе присвоения норм поведения и этикета.








Культура детской игры


Знание:
— содержания отдельных видов игр детей;
— способов отражения в сюжете игры окружающей действительности, содержания книг, кино- и телесюжетов, мультфильмов, своего личного опыта;
— о слове как средстве замещения действия и предметов в игре;
— правил дидактических и народных игр.
Компетентность:
— организация предметно-игровой среды ребенка;
— выполнение правил в игре;
— стремление включать в игру сюжеты из личного опыта ребенка на основе прочитанного и увиденного вместе с ним;
— соотношение индивидуальных желаний с сюжетом игры и ролью, принятой в ней ребенокм;
— согласование собственного игрового замысла с замыслами ребенка;
— планирование действий и соблюдение правил игры всеми ее участниками;
— соблюдение правил сотрудничества в игре;
— владение способами замещения в игре.
Ценностно-смысловой компонент:
— доброжелательное отношение к партнерам по игре, уважение их мнения;
— понимание ценности игры в жизни ребенка;
— понимание значимости слова в игре и расширении игрового пространства.
Рефлексия:
— адекватная самооценка собственного вхождения в игровой действие;
— самооценка адекватности выполнения роли в игре;
— адекватная самооценка взаимоотношений в игре.
Творчество:
— творческое самовыражение в проигрывании различных ролей;
— создание сюжета игры на основе содержания книг, кино- и телесюжетов, мультфильмов, своего личного опыта;
— придумывание новых игр, ролей, сюжетов и персонажей.


Культура детского труда
Знание:
— о видах детского труда (самообслуживание, руной труд, труд в природе);
— о способах организации детской трудовой деятельности;
— о значении и пользе детского труда на благо других людей и общества в целом.
Компетентность:
— поощрение навыков самообслуживания, регулярное следование им в совместной с ребенком деятельности;
— выполнение трудовых действий и порученной работы совместно с ребенком;
— наведения порядка после завершения работы;
— соблюдение элементарных правил общественно полезного и обслуживающего труда;
— проявление готовности к осуществлению трудовых действий по мере возникновения необходимости.
Ценностно-смысловой компонент:
— понимание значимости труда по самообслуживанию и общественно полезного труда;
— вера в силы ребенка, его возможности;
— положительное отношение к обслуживающему и общественно полезному труду.
Рефлексия: адекватная самооценка результатов прктической деятельности ребенка.
Творчество: проявление творчества в трудовой деятельности.


Культура здоровья детей
Знание:
— основных режимных моментов, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха;
— элементарных правил здорового питания;
— культурно-гигиенических навыков детей.
Компетентность:
— сохранение правильной осанки ребенком в различных видах деятельности;
— соблюдение некоторых приемов закаливания организма ребенка, дома;
— владение распространенными подвижными и спортивными играми;
— координация движений ребенка (бросает мяч в цель, ловит его и др.)
— готовность освоить комплекс гимнастических упражнений для определенной возрастной группы.
Ценностно-смысловой компонент:
— принятие ценности здоровья, человеческой жизни, стремление беречь свое здоровье и здоровье семьи;
— проявление устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортивными играми;
— проявление потребности в ежедневной двигательной активности.
Рефлексия:
— адекватная самооценка участия ребенка в подвижных  и спортивных играх;
— самоконтроль при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил.
Творчество: внесение творчества, творческого самовыражения в спортивные и подвижные игры.


Культура личной безопасности
Знание:
— о том, что безопасность зависит от самого человека;
— правил пользования бытовыми приборами (телевизор, компьютер, газовая и электрическая плита и т.д.),обращения с лекарственными средствами, вредными веществами;
— правил дорожного движения и пользования основными бытовыми устройствами (лифт, эскалатор, турникеты);
— правил пользования общественным транспортом;
— правил осторожного обращения с лекарствами и лекарственными травами;
— о том, как вести себя с посторонними и незнакомыми людьми;
— правил поведения в некоторых экстремальных ситуациях.
Компетентность:
— осуществление выбора действий с позиции личной и общественной безопасности;
— владение необходимыми навыками обращения с бытовыми устройствами;
— соблюдение правил дорожного движения;
— соблюдение элементарных мер безопасности при обращении с животными.
Ценностно-смысловой компонент:
— понимание ценности безопасности жизни;
— демонстрация собственного примера.
Рефлексия:
— понимание значимости для человека правил личной и общественной безопасности;
— принятие ответственности за выбор своих действий при обращении с животными, бытовыми приборами, лекарственными растениями;
— понимание ценности человеческой жизни и необходимости ее сохранения;
— адекватная самооценка поведения с точки зрения личной безопасности.
Творчество: поиск выбора в решении проблемных ситуаций, связанных с собственной безопасностью.


И сейчас мы рассмотрим возможные формы работы с родителями в дошкольном учреждении с целью формирования основ педагогической компетентности и культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.