Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 31

Учреждение Образования: г.Иркутск, ул. Баррикад д.52 .

Новости
Фотоальбомы
Контакты

Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Задачи: • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
• развивать способность быстро входить в новые предметные области;
• развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли
; • адаптировать к динамичной картине мира;
• развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
• воспитывать творческую личность
. Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии,
и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы.
Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

  Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
 с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. 
 Задачи: • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; 
• развивать способность быстро входить в новые предметные области;
 • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли
; • адаптировать к динамичной картине мира; 
• развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
 • воспитывать творческую личность
. Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии,
 и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы.
 Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д.  Можно использовать любые предметы домашнего обихода.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

1-й вариант: 

 
ребенок получает свой рисунок или предмет и играет за объект. Родитель становится  хозяином теремка, а ребенок подходят к теремку (теремок чисто условный — шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: 

Тук, тук, кто в теремочке живет? 

Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 

А я — (называет себя, например, — яблоко). Пустишь меня в теремок? 

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий «предмет» игры. И так, пока все не окажутся в теремке. Если ребенок не сможет ответить хозяину, можно ему помочь.

2-й вариант: 

то же, что и в первом варианте, но хозяин и гость постоянно меняются — вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин гостем.

Примечания:

Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.

И последнее. Дети чаще называют внешние и подсистемные параметры, реже надсистемные и функциональные. 

Задача: как изменить игру, чтобы дети были вынуждены искать надсистемную общность?

Игра "Держи вора!"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения.

Предшествующий этап: игра "Теремок". В отличие от нее в данной игре дается зрительная опора только на один предмет сравнения, другой нужно представлять мысленно.

Реквизит  любой

Ввод в игру: в толпе раздаются крики: 

Держи вора, он высокий такой! 

Держи вора, вот он в черной шляпе!

Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сыщики находят вора даже по отдельным признакам… Так и мы попытаемся найти "вора", зная некоторые его признаки.

Ход игры:

1-й вариант: 

 
Взрослый отдает любому члену семьи объект, который прячет его за спину.  Ребенок называет его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем  ведущий сообщает им признаки «вора» и зовет: "Держи вора!"

Ребенок задерживает «вора», но если он не угадал предмет, то игра повторяется.

Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что… (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я – книжки

"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщика  можно наградить.

2-й вариант: 

То же, что в 1-м варианте, но ребенку- сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.

Примечание. Возможно, сюжету игры можно придать более благородные черты. Автор предоставляет инициативу Читателю.

Игра "Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребенка оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры:

1-й вариант: 

ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: 

Ой! 

Что с тобой? 

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

2-й вариант: 

то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди. 

Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей — ведь известно, что "растеряшесть" заразительна…

Усложнение для знакомых с ТРИЗ преподавателей:

Развитие игры с переходом к Идеальному Конечному Результату: то же, что в 1-м или 2-м вариантах, но после предложенных ответов Маша-Растеряша вдруг начинает говорить как Емеля из известной сказки:

А теперь, по щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы (функция потерянного предмета сама выполнялась, например, хлеб отрезался сам). Ребенок  должен предложить, как это сделать (например, хлеб уже предварительно нарезан до нижней корки).

Развитие игры с переходом к противоречиям: ведущий выводит детей на противоречие, создавшееся:

а) в результате выдвижения ИКР (например, хлеб должен быть разрезанным уже в магазине, чтобы покупателю не надо было его резать и хлеб не должен быть разрезанным, чтобы не распался на кусочки еще в магазине. 

Решение приемом объединения: продавать хлеб в глубоких тарелках, обвязать его бантиком, завернуть в бумагу);

б) в результате обнаружения недостатков предложенных решений (например, леска должна быть острой, чтобы резать хлеб, и должна быть тупой, чтобы не врезаться в пальцы. Решение приемом разделения в пространстве: середина лески острая, а концы тупые, обмотанные тряпочкой). Дети могут самостоятельно или с помощью ведущего формулировать и решать противоречия, в зависимости от их умений на данном этапе.

Игра "Красная шапочка"

Цель: развитие творческого воображения.

Реквизит: бумага и фломастеры.

Ввод в игру: напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход игры:

Родитель  предлагает ребенку предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем родитель рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства.

(например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам — руки и ноги). Родитель превращается в Красную Шапочку. Она подходит к "бабушке" и спрашивает:

Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Ребенок  должен ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).

Примечание. Некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать.

Затем Красная шапочка и бабушка меняются ролями.

Следующая методика состоит из двух этапов, которые взаимосвязаны между собой:

·        Разгадывание детьми закодированного взрослым текста. Основное педагогическое средство: игра "Да-Нет".

·        Собственное составление загадок по текстам сказок.

Ход работы по разгадыванию закодированных  текстов.

Цель:

·        развитие способности по отдельным штрихам определять целое;

·        формировать умение задавать вопросы, сужающие поле поиска.

Необходимые условия:

·        основные принципы игры "Да-Нет" должны быть знакомы детям.

Краткое описание игры "Да-Нет":

Предлагается детям разгадать некоторую тайну, загадку, найти объяснение загадочным событиям.

Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы на которые ответы могут быть:

— "Да", 

— "
Нет", 

— "
И Да, и Нет" (если дети вышли на противоречие), 

— "
Это не существенно" (для разгадывания текста заданный вопрос не важен), 

— "
Нет информации" (в случае, если в содержании сказки речь об этом не идет).

Роль ведущего.

Ответы на вопросы — это чисто внешняя роль ведущего форма.

Роль ведущего по сути стимулировать детские способности:

·        сужения поля поиска разгадки,

·        составления вопросов обобщенного характера,

·        системного анализа полученной информации,

·        работы с противоречивой информацией,

·        отрабатывать навыки коллективной работы по обсуждению сложных проблем.

Роль детей в обучающей игре.

По форме: Ребенок  должен определить литературное произведение.

Система вопросов по сужению поля поиска при разгадывании загадки, созданной на основе известного детям литературного произведения:

·        Устанавливается уровень реальности ситуации.

·        Определяется жанр произведения.

·        Выясняются неизвестные признаки каждого из объектов.

·        Устанавливается время происходящего.

·        Уточняются уровни связей между объектами.

·        Определяется место происходящего.

При этом детям позволяется задавать вопросы в произвольном порядке. Главное, чтобы они носили не перечисляющий характер.

Сам процесс игры и есть обучение умению задавать вопросы, сужающие поле поиска. А уже в процессе размышления над такими вопросами и формируются все перечисленные выше навыки, на развитие которых направлена по сути роль ведущего.

Пример: 

Взрослым  объявляется "таинственный" текст: "Она ничего не делала, поэтому осталась одна".

Вопросы от детей, на которые взрослый ответил "Да": 

Это из мира литературы. 

Стихотворение. 

Она — это женщина, которая ничего не делала дома. 

От нее ушла посуда в лес. 

Ответ детей: "Федорино горе".

Ход работы по составлению детьми "таинственных" текстов (загадок).

Цель: развивать способность кодировать основные идеи сказки.

Необходимое условие:  способ работы, организованный после того, как ребенок отгадал литературную загадку.

Описание работы:

·        Ребенку предлагается самому составить другой вариант этой же загадки, но с изменением действия. Например: "Она ленилась, поэтому осталась одна."

·        Составление вариантов при условии сменяемости мест героев в коде. Например: "Они убежали от лентяйки". Здесь на первое место в тексте загадки выходят уже другие герои.

·        Введение дополнительных объектов, отсутствовавших в первом варианте загадки. Например: "Они ползали по ним, из-за этого кое-кто сбежал" (имеются введу тараканы и пауки, которые ползали по посуде и из-за этого она сбежала).

·        Смена места нахождения объектов: "Она жила плохо в одном месте, из-за этого ей пришлось бегать в разные места".

·        Смена признаков обектов во времени: "Они сначала были домашними, а потом бездомными" или "Сначала не хотели домой, а потом почему- то вернулись".

Усложнением является индивидуализация процесса составления нового варианта загадки.

В процессе прохождения объявленных этапов, детьми усваивается базовая модель составления кода текста литературного произведения: 

ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТА ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБЪЕКТА (с ним самим или др. объектом)

Порой возникают варианты: 

А) Вместо ДЕЙСТВИЯ дети включают краткое описание ХАРАКТЕРА героя.

Например:

·        "Она была очень нежная и избалованная из-за этого плохо спала" ("Принцесса на горошине")

·        "Некто стал очень гордым из-за этого пострадали кто-то" ("Черная курица").

Б) Ребята производят увеличение количества героев.

·        Например:

·        "Некто что-то принес в дом и это всех расстроило" ("Курочка Ряба").

Нами замечено, что и для педагогов и для детей составление загадок не менее интересно, чем их разгадывание. В этом состоит еще одна сторона процесса формирования навыков необходимых для работы с трудными творческими задачами. Процесс формирования таких навыков должен содержать как процесс решения задач, так и обратный ему процесс — процесс синтеза учебных задач. Это два взаимосвязанных, взаимодополняющих процесса. Нельзя отдавать предпочтение только

одному из них.

Оба эти процесса творческие, по сути. Ни в первом, ни во втором случае, заранее неизвестно каким путем пойдет работа и каков будет результат.

Новизна работы.

В отличие от других методик, использующих игру "Да-Нет", предлагаемая здесь методика несет еще одну дополнительную функцию. Формирование у детей навыков анализа идей литературных произведений.

Это с точки зрения общего развития ребенка.

Но с точки зрения развития навыков сильного мышления данная методика имеет еще одно положительное преимущество: она более целенаправленно развивает навыки перехода от описаний конкретных ситуаций к их абстрактному описанию. И наоборот: переход от абстрактного описания к его наполнению конкретными деталями. Без таких навыков становится невозможной работа с аналогиями. Что в свою очередь, играет первостепенную роль в анализе и решении сложных проблем.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Загадки для игры "Да-Нет", составленные детьми шести лет

·         Она очень хотела получить подарок, из-за этого кто-то пострадал.

("Аленький цветочек")

·         Кто-то заговорил с не знакомым, из-за этого пострадал родственник.

("Красная шапочка")

·         Они не выполнили поручения и случилась беда.

( "Волк и семеро козлят")

·         Он хотел увидеть свет, а увидел тьму.

("Колобок")

·         Некто хотел есть и упал во что-то большое

("Три поросенка")

·         Она вошла в чужую квартиру и что-то испортила

("Три медведя")

·         Кое-кто попался в ловушку, из-за этого нашел себе принца сердца.

("Муха-Цокотуха")

·         Ленивый один раз не поленился и получил чудо.

("По-щучьему велению")

·         Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось есть то, что она не любит.

("Гуси-лебеди")

·         Некто был жадный и злой и чудеса ее не изменили.

("Сказка о рыбаке и рыбке")

·         Она была очень доверчивой и жизнь для нее остановилась.

("Сказка о мертвой царевне")

·         Он был жадным. Из-за этого пострадала часть его тела".

("Сказка о попе и его работнике Балде")

·         Кто-то быстро рос и смог освободится от тесноты и темноты.

("Сказка о царе Салтане")

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.