Интерес к другим детям появляется у ребенка на первом году жизни. Малыш разглядывает сверстника, улыбается ему, пытается дотронуться до него. Но этот интерес неустойчив, ребенок легко отвлекается. Ситуация значительно меняется, когда малыш начинает делать свои первые шаги и его неудержимо тянет туда, где играют дети. Он оказывается рядом с детьми и … начинаются проблемы — один ребенок отберет игрушку у другого, толкнет или даже уронит. Наблюдения показывают, что приблизительно до полутора-двух лет ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению – он может хлопнуть его по голове, дернуть за волосы и т.д. Малыш совершает множество действий чисто познавательного характера, сверстник для него – интересный объект для исследования. Именно этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях детей друг с другом. Контакты детей неустойчивы еще и потому, что они пока еще мало чувствительны к переживаниям и эмоциональным состояниям окружающих. Такое поведение продолжается ориентировочно до двух лет, в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения. Навыки равноправного взаимодействия у детей пока еще не сформировались. Стоит одному из них взять игрушку, как сразу же возникает конфликт. Предмет заслоняет собой сверстника и становится яблоком раздора.
Постепенно отношение малышей друг к другу меняется, на смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Другой ребенок начинает восприниматься как партнер по совместной игре, нарастает инициатива в контактах, уменьшаются действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Сверстник становится привлекательным партнером по общению.
На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоциональная игра. Такая игра характерна именно для взаимодействия малышей в раннем возрасте. Она основана на стремлении продемонстрировать себя другому ребенку самым непосредственным образом: дети прыгают друг перед другом, падают, кричат, дразнят друг друга, при этом внимательно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое взаимодействие представляет собой как бы цепную реакцию. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, хохотать, хлопать в ладоши, визжать и бросаться игрушками. Взрослым кажется, что это обыкновенное бесполезное баловство. Но если присмотреться к подобным действиям, можно заметить, с каким интересом дети смотрят друг на друга, как чутко реагируют на инициативу партнера и сами проявляют инициативу, как синхронно выполняют одни и те же движения, и, наконец, какое удовольствие доставляют им подобные игры. Оказывается, что между детьми разворачивается, хотя и своеобразное, но настоящее общение.
Полезно ли такое общение? Оказывается, что да. В ходе подобных игр дети учатся договариваться друг с другом на понятном им языке эмоций и действий, согласовывать их с партнером, понимать состояния другого и адекватно реагировать на него, свободно выражать свои чувства. То есть малыши получают первые уроки общения с ровесниками. Других способов взаимодействия у них пока еще нет, поскольку согласовывать друг с другом действия с предметами они не умеют.
Кроме того, рассматривая ровесника, наблюдая за его действиями и подражая ему, ребенок видит себя со стороны, сравнивает себя с ним. Общение с ровесниками в этом возрасте – один из важных путей самопознания и познания другого, период формирования навыков межличностного взаимодействия с равноправным партнером.
Помимо эмоционального общения в этом возрасте постепенно возникают первые детские контакты по поводу предметов. Играя рядом, дети иногда обмениваются игрушками. Чаще всего, как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее, и на смену веселому и радостному общению приходит ссора, т.к. малыши не умеют договариваться друг с другом. Попытка отобрать игрушку воспринимается как покушение на собственную личность. Игрушка притягивает к себе, вызывая желание немедленно поиграть с нею. А ждать, когда наиграется другой ребенок, невозможно. В результате возникает конфликт. Когда же игрушку просит у ребенка взрослый, то малыш спокойно отдает ее, потому что у него уже есть опыт предметного взаимодействия с ним. Неумение координировать свои действия с таким же малышом приводит к обидам и ссорам.
В раннем возраста потребность в действиях с предметами и в общении со взрослыми важнее общения со сверстником.