Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Беседа вторая. Личностное развитие и развитие эмоций

Ребенка раннего возраста отличает особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в импульсивности и неустойчивости эмоций. Все вокруг привлекает малыша и вызывает в нем эмоциональный резонанс. Ребенок радуется новой игрушке, рассматривает ее,  показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими людьми. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и с радостными возгласами встречает ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.

Для нормального развития чувств ребенка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же «уходит в себя», сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или же, наоборот – к агрессии.

Под влиянием взрослого ребенок начинает обращать внимание на результат своих действий, стремиться к получению правильного результата. Ребенок становится все более настойчивым и самостоятельным. В этом возрасте у детей появляется гордость за собственные достижения. Для малыша важно, чтобы все видели, как хорошо он умеет делать трудные дела. Поэтому он чувствителен к оценке взрослых, часто обижается, если его усилия не замечаются, а промахи  постоянно критикуются.

Развиваются такие личностные качества ребенка, как инициативность, настойчивость, доброжелательность. В поведении малыша все ярче проявляется желание действовать независимо от взрослых. К концу раннего возраста это стремление находит своё выражение в словах «Я сам».

К концу раннего возраста собственные достижения приобретают особую значимость для ребенка, что подчас проявляется в ярко выраженных эмоциональных реакциях, преувеличении своих достоинств, попытках обесценить неудачи. Именно этим объясняется не всегда понятное взрослым чрезмерное детское хвастовство. В случае неудачи малыш может обидеться на взрослого, отказаться от деятельности, оттолкнуть или сломать игрушку, заплакать.

Если ранее взрослым удавалось переключить внимание ребенка на другие игрушки или занятия, то теперь сделать это становится трудно, а подчас и невозможно. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка с близкими. Этот период получил название кризиса трёх лет. Для него характерен целый набор поведенческих проявлений.

Первый из них – ярко выраженный негативизм. Ребенок не просто становится непослушным, — он стремится все делать наоборот. Причина такого поведения кроется не в отношении ребенка к конкретной ситуации, а к взрослому. Ребенку хотелось бы пойти гулять, но он отказывается только потому, что это предлагает взрослый.

Следующим негативным проявлением можно назвать упрямство. Малыш добивается своего только потому, что он так захотел, и никакие доводы не могут изменить его решения. Упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он это потребовал.

В случаях возникновения резкого антагонизма в отношениях ребенка с членами семьи ребенок может вести себя агрессивно, постоянно ссориться с близкими.

Такие негативные проявления в поведении ребенка объясняются стремлением утвердить свою значимость. Непонимание взрослыми новых возможностей и потребностей малыша, отсутствие уважения к личности ребенка, требования беспрекословного подчинения воле родителей – самые распространенные причины детского негативизма и упрямства. Это не значит, что ребенку нужна одна лишь похвала. На самом деле малышу нужна справедливая оценка его действий. Отсутствие оценок или постоянные порицания побуждают малыша к получению похвалы любыми средствами.

Кризисный возраст может протекать вполне благополучно, без ярких негативных проявлений в поведении ребенка, если родители налаживают полноценное сотрудничество с малышом, участвуют в его играх, поддерживают в трудных ситуациях, разделяют его радости и огорчения, дают возможность проявлять самостоятельность, хвалят за нее.