Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Любимая игрушка поможет малышу преодолеть страхи; ребенок на нее иногда сердится; бывает, что ее наказывают, ломают, порой забывают про нее, вспоминают в минуты печали, находят и опять любят.
Не вызывает сомнений то, что у ребёнка должен быть набор игрушек, которые обеспечивают развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора и позволяют воссоздавать реальные и воображаемые ситуации, подражая действиям взрослым.
При выборе игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки надо выбирать, а не собирать и коллекционировать. Игрушки для самых маленьких должны развивать органы чувств: ребенок гладит игрушку, ощупывает, пробует на вкус, кусает, прислушивается к ее звучанию. Они должны быть сделаны из качественных и безопасных материалов, хорошо мыться, быть лёгкими, достаточно крупными, чтобы малыш не смог их проглотить. Окраска игрушек должна быть яркой.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые или деревянные пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Действия с этими игрушками развивают интеллект ребёнка, доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого.
Ближе к двум годам предложите малышу мяч, 7-8 составные пирамидки, мягкие игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а засыпают с ними с большим удовольствием. Учите малыша складывать игрушки в отведенное место после игры: у игрушек должен быть свой домик
К трём годам набор игрушек расширяется. К знакомым игрушкам прибавляются простые конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми. Малыш начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому ребенок чаще начинает выбирать знакомые сюжеты для игр из той жизни, которая его окружает. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели для кукол, наборы строительных инструментов и других предметов, отображающих различные стороны реальности.
Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.