Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту в окружающем мире. Очень рано многие дети проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка, способствуют формированию нравственных ориентиров.
Ребенок чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление всегда находят у детей отклик. Ребенок вместе со взрослым с удовольствием рассматривает проявления красоты в обыденной жизни, в природе. Собственное участие малыша в разных видах художественной деятельности способствует развитию способности воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире. Ребенок учится замечать своеобразие предметов и явлений, понимать и выражать свои чувства.
К художественной деятельности следует привлекать ребенка постепенно, вовремя создавая условия для ее появления и развития. Главное при этом не само по себе овладение определенными навыками рисования, пения, инструментального исполнительства, а развитие интереса, получения удовольствие и радость от таких занятий. Малыш познает окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Поэтому приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и практических действий с разнообразными материалами – бумагой, карандашами, красками, глиной, колокольчиками, погремушками и пр. Ребенок узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек глины можно превратить в колобок, звучащие игрушки издают разные звуки.
Взрослый помогает малышу использовать художественные материалы в соответствии с их назначением, применять различные средства выразительности, с помощью которых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих действительности. Когда жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. Приобщение детей к посильной театрализованной деятельности обеспечивает понимание ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развивает способности к сочувствию и сопереживанию.