Овладение действиями с предметами — ведущее направление психического развития в раннем возрасте. Первые действия с предметами появляются у детей уже в 3-5 месяцев. Их особенность заключается в том, что малыш осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета (стучит ложкой по столу, грызет ее, бросает на пол). Чуть позже характер действий меняется — ребенок начинает использовать некоторые свойства предметов, которыми манипулирует: вкладывает маленький предмет в большой, просовывает игрушку между перекладинами кроватки. Ближе к году малыш может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, покачать куклу, покатать машинку и пр.
На протяжении раннего возраста ребенок учится использовать предметы в соответствии с их культурным назначением (есть ложкой, копать лопаткой и пр.). Смысл орудийных действий, т.е. воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата, ребенок не может понять самостоятельно, их открывает для него взрослый.
К трем годам ребенок многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым. Его отношение к своей деятельности постепенно меняется – появляется стремление к достижению определенного результата, формируются инициативность, самостоятельность, целеустремленность, любознательность.
Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес, в процессе исследования окружающего мира ребенок приобретает богатый чувственный опыт, что является условием для развития интеллекта. Развитие интеллекта ребёнка осуществляется не только при непосредственном участии взрослого, но и в самостоятельной деятельности. В процессе свободной деятельности ребёнок приобретает собственный опыт, устанавливает связи и зависимости между действиями и явлениями, у него формируется гибкость мышления.
Показателем успешного психического развития является любознательность, которая проявляется в том, что малыш стремится к новым впечатлениям, радуется своим открытиям и стремится поделиться своими новыми знаниями с близкими.
Следует помнить, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе непосредственного общения со взрослым.