Общение ребенка раннего возраста со взрослыми отличается специфическими особенностями. На протяжении первых месяцев жизни общение строилось на основе непосредственных эмоциональных контактов. Ребенок испытывал потребность в доброжелательном внимании взрослых. Постепенно у ребенка возникает интерес к предметному миру и ему уже недостаточно ласк и объятий взрослых. Малыш не просто ласкается к маме, а тянется к предметам ближайшего окружения. Все надо потрогать, все вещи интересны. Эмоциональные контакты ребенок переводит в план предметного практического взаимодействия, в ходе которого взрослый помогает ему освоить то или иное действие, показывает как нужно делать правильно.
Не менее важны для малыша поддержка и оценка его действий старшими. Потребность в поддержке и оценке своих действий, умений – один из основных стимулов развития предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста. Доброжелательное внимание близких людей создает доверительную эмоциональную атмосферу, обеспечивает уверенность в своих силах, желание продолжать действия, добиваться правильного результата.
Именно в семье, вместе с близкими людьми ребенок включается в совместные действия со взрослыми. Если взрослые привлекают ребенка к участию в совместных домашних делах, малыш узнает много нового и приобретет радостный опыт от совместной работы. Участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот, т.к. вначале ребенку важен не результат действий, а только сам процесс. Если родители будут строго ограничивать деятельность ребенка, он не почувствует уверенности в своих силах. Задача взрослых научить ориентироваться в мире вещей. Если ребенок слышит только окрики («нельзя», «испортишь», «поломаешь») — он начинает бояться нового, чувствует свою неловкость, растет несамостоятельным.
Если ваш ребенок постоянно стремится к общению со взрослыми людьми, подражает им, выполняет просьбы, любознателен и способен найти себе занятие по душе, играет разнообразно и увлеченно, спокойно и уверенно справляется с возникающими трудностями, то ваше общение можно считать полноценным.