Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Беседа шестая. Развитие игры

Появление и развитие сюжетной игры — одно из важных направлений в раннем возрасте.  Игра оказывает влияние на все стороны развития ребенка и становится  важным средством познания и социального развития. В игре малыш  знакомится с деятельностью взрослых, учится понимать чувства и настроение других людей, сопереживать им. Игра обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, развитие воображения, речи. Это радостная для малыша деятельность, которая доставляет удовольствие и поддерживает  хорошее настроение.

Игры с сюжетными игрушками учат детей воспроизводить понятные действия взрослых из повседневной жизни. Ребенка  привлекает то, что делают взрослые, он хочет делать то же и так же, как они.  В играх ребенок “понарошку” может действовать как взрослый,  воссоздает знакомые ситуации, переносит реальные бытовые действия на игрушечных персонажей (кукол, медвежат, собачек и пр.). Интерес ребенка сосредоточен на многократном повторении одних и тех же игровых предметных действий из «взрослой жизни». Межличностные отношения между персонажами игры пребывают пока еще в подтексте, «по умолчанию», они появятся тогда, когда ребенок начнет сознательно принимать на себя определенную роль и наделять ею игрушки или партнеров.  Ребенку пока интересен сам процесс действий, и такая игра носит название процессуальной.

На протяжении раннего возраста процессуальная игра значительно изменяется.  Первые игровые действия малыша возникают в совместной игре -мама показывает, как баюкать куклу, кормить ее, причесывать, катать в колясочке и т.д. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только знакомую ему куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и машинку, и зайчика и другие игрушки. Таким образом появляются обобщенные действия, в которых ребенок действует «как мама».

Постепенно ребенок начинает играть не только по инициативе старших, но и по собственному желанию, увеличивая число игровых сюжетов. После полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может использовать в игре  не только реалистичные  игрушки, но и предметы-заместители (использовать вместо ложки палочку, вместо конфеты камешек и пр.) или воспроизводить воображаемое действие вовсе без предметов (подносит пустую ладошку ко рту куклы, как будто кормит ее).

Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия зависят от тех игрушек, которые попадают в поле зрения малыша. Поэтому так важна роль взрослого на данном этапе, именно взрослый помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру интересной и содержательной.  Двухлетний малыш может играть увлеченно, игра становится более самостоятельной, на смену разрозненным игровым действиям приходит последовательное и развитие ребенком выбранного сюжета с разнообразными действиями  и использованием различных предметов.

Основное  достижение этого возраста – активный рост воображения. Ребенок использует в играх предметы-заместители, при этом палочка может стать  ложкой, лопаткой, шприцем, молотком, отверткой и т.д. Ребенок может придумать собственный сюжет и разыграть его с помощью одних лишь предметов-заместителей.  И опять  незаменима роль взрослого, который помогает своим участием, вопросами, обращениями к ребенку от имени персонажей, побуждениями к речевому общению с ними.

Постепенно ребенок учится принимать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он действует как мама, врач или продавец. Затем  у малыша начинает формироваться ролевое поведение, ребенок наделяет себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр.