Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Снег — доступный для ребенка и универсальный материал в наших климатических условиях. С этим материалом можно экспериментировать длительный период времени, опыты можно проводить на прогулке и в другие режимные моменты.
Вот и в нашем городе совсем недавно к всеобщей радости выпал снег. Погода стоит просто волшебная, пушистый снежок и лёгкий морозец. Наличие снега дало нам прекрасную возможность провести интересные эксперименты с ним. Перед собой мы ставил следующую цель: расширять представления детей о физических свойствах снега. А также учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи, развивать исследовательски навыки, мышление, внимание детей, воспитывать интерес к экспериментированию и творчеству.
Для начала, я предложила ребятам наощупь узнать, что же я им принесла на занятие. Ребята сразу догадались, что это снег. Они дали ему полную характеристику, сказали, что он холодный мокрый, хрустящий и т.д.
А когда я сняла платок с тазика со снегом, то ребята добавили, что снег белый и пушистый. Затем с помощью лупы, мы пытались рассмотреть из чего состоит снег. И увидели, что снег состоит из множества снежинок, а снежинки из лучиков. Узнали, что хрусти снег из-за того, что лучики снежинок ломаются.
Ещё мы узнали, что снег может принимать различную форму. И из него можно лепить куличики, как из песка, снеговиков прямо в тазу. А ещё на снегу можно оставлять следы различными предметами. Больше всего детям понравился эксперимент с исчезновением снега в руках и превращением его в воду. А ещё мы узнали, что снег тает от воды. Когда мы полили снеговика тёплой водой, он растаял на наших глазах.
Отправившись на прогулку, наш тазик со снегом поставили на батарею.
В ходе прогулке, ребята закрепили полученные знания о снеге. Внимательно слушали хруст, искали следы. Оставляли свои. А вернувшись в группу, увидели, что весь снег растаял. И воды оказалось намного меньше, чем было снега. Обратили внимание, что вода в тазу стала очень грязной, с кусочками земли. Ребята сделали вывод, что какой бы ни был снег белый и пушистый, есть его нельзя!
Воспитатель Казаринова Ольга Анатольевна